Слайд 1Возлюбленные Лермонтова
«..Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою..»
Слайд 2Печорин – романтический герой
Навестив поэта, сидевшего под арестом за дуэль, критик Белинский писал
Боткину: «Боже мой, как он ниже меня по своим понятиям, и как я бесконечно ниже его в моем перед ним превосходстве. … Я с ним робок — меня давят такие целостные, полные натуры, я перед ними благоговею и смиряюсь в сознании своего ничтожества». Белинский между прочим замечает: «Мужчин он … презирает, но любит одних женщин, и в жизни только их и видит. Взгляд чисто онегинский. Печорин — это он сам, как есть»
Слайд 3Идеальный образец романтического героя
Михаил Юрьевич Лермонтов публичным образом и поведением во многом подражал
манерам своего знаменитого предшественника, английского поэта-романтика лорда Байрона. Байрон, как и Наполеон, стали кумирами европейских интеллектуалов начала XIX века, воплощая идеальный образец романтического героя — рокового эскаписта, презрительно относящегося к обществу и устоявшимся социальным нормам.
Слайд 4Лермонтов, как любовник
Приятельница Лермонтова поэтесса Евдокия Ростопчина вспоминала о нем: «Не признавая возможности
нравиться, он решил соблазнять или пугать и драпировался в байронизм, который был тогда в моде. Дон Жуан сделался его героем, мало того, его образцом: он стал бить на таинственность, на мрачное и на колкости». Стоит отметить, что Лермонтов не был красавцем в принятом тогда смысле слова: наоборот, по описания современников, он был коренаст, некрасиво сложен, сутулый и немного косолапый. Многим запомнились его большие карие глаза.
Слайд 5Екатерина Александровна Сушкова
«стройный стан, красивая, выразительная физиономия, черные глаза, сводившие многих
с ума, великолепные, как смоль волосы, в буквальном смысле доходившие до пят, бойкость, находчивость и природная острота ума»,
Слайд 6Екатерина Сушкова еще в детстве пережила достаточно трагические события в семье: ее отец был заядлым картежником,
проводя свою жизнь в скандалах и азартных играх. По воспоминания современников, «когда ему в картах везло, он делал себе ванны из шампанского и выкидывал деньги горстями из окна на улицу, а когда не шло — он ставил на карту не только последнюю копейку, но до последнего носового платка своей жены».
Поэтому в 1820 году родители Сушковой развелись.
Отец, посчитав, что жена больная сердцем не может воспитывать детей, силой забрал их себе и отдал на воспитание в семью богатой тетки Марии Васильевны Беклешовой.
Слайд 7Лермонтов познакомился с 18-летней барышней в подмосковном имении Середниково, а уже вскоре оказался без ума от мисс Black-Eyes
(такое прозвище ей дали за большие черные глаза цвета ночного неба).В следующий раз они встретятся уже спустя 4 года, когда за Екатериной прочно установится репутация кокетки, которая к тому же собирается выйти замуж за университетского приятеля Лермонтова, Алексея Лопухина. Заботливый друг, недавно получивший звание офицера лейб-гвардии Гусарского полка, решил «спасти» молодого человека от пут «слишком ранней женитьбы».От былой влюбленности тогда уже не осталось и следа: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают!» Лермонтов решает притвориться вновь влюбленным в Екатерину и его игра приносит долгожданные плоды — Сушкова разрывает свою помолвку с Лопухиным. А реакция Лермонтова на этот «запланированный» роман была вполне в духе героев его кумира Байрона: «Теперь я не пишу романов — я их делаю».
Слайд 8В своих «Записках» Сушкова вспоминала:
«У Сашеньки встречала я в это время…
неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати с красными, но умными, выразительными глазами, со вздёрнутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой. Он учился в университетском пансионе, но учёные его занятия не мешали ему быть почти каждый вечер нашим кавалером на гулянье и на вечерах.»
Изобразив влюбленность в Екатерину Александровну, Лермонтов повел с нею расчётливую игру. Не понимая этого, Сушкова, по её словам, действительно в него влюбилась. Позднее, объясняя свой отказ от «верного счастья» с Лопухиным, она писала:
«Но я безрассудная была в чаду, в угаре от его [Лермонтова] рукопожатий, нежных слов и страстных взглядов… как было не вскружиться моей бедной голове!»
Когда Лопухин вернулся в Москву, Лермонтов в письме к Верещагиной (весной 1835 г.) рассказал о ходе своей интрижки с Сушковой, заключив повествование так: «Теперь я не пишу романов — я их делаю. — Итак вы видите, что я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство mlle S. заставило меня пролить 5 лет назад; о! Но мы все-таки ещё не рассчитались: она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки».
В 1830 г. Лермонтов посвящает Екатерине Александровне 11 стихотворений, составивших «сушковский цикл» его любовной лирики
Сушковский цикл:
К Сушковой
Нищий
«Зови надежду сновиденьем…»
Слайд 9Кстати, любовная связь с Сушковой легла в основу незавершенной романтической повести «Княгиня Лиговская»
(побочной истории из жизни Печорина): Екатерина стала прототипом Елизаветы Николаевны Негуровой. Через 3 года после разрыва отношений с Лермонтовым Сушкова выходит замуж за своего давнего поклонника Александра Васильевича Хвостова, а затем на многие годы покидает Россию, живя то в Марселе, то в Генуе и Венеции.
Слайд 10Варвара Александровна Бахметева
«Однако, все её движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни,
вдохновенья,
Так полны чудной простоты;
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней…»
Слайд 11Варвара Лопухина познакомилась с поэтом в ноябре 1831 года, когда приехала
в Москву из имения. Молодые люди полюбили друг друга. Восемнадцатилетний поэт посвятил возлюбленной множество произведений.
У юной красавицы было немало поклонников, помимо Мишеля, что обостряло чувство собственного физического несовершенства у молодого человека, не оставляя ему шансов заручиться ответной любовью. Однако, девушка также признается ему в своей привязанности, и пара решает открыться родителям, однако, те не дают согласия на брак, а потому на время судьбы Лермонтова и Лопухиной расходятся.
Слайд 12«Судьба бедной Вареньки решилась случайно. В 1835 году на московских балах
стал появляться Н. Ф. Бахметев. Ему было 37 лет, когда он задумал жениться и стал ездить в свет, чтобы высмотреть себе невесту. Выбор его колебался между несколькими приглянувшимися ему барышнями, и он молился, чтобы Господь указал ему, на ком остановить выбор. В этих мыслях он приехал на бал в Дворянское собрание и подымался по лестнице, когда, желая обогнать его, Варенька Лопухина зацепила свой бальный шарф за пуговицу его фрака. Пришлось остановиться и долго распутывать бахрому, опутавшую пуговицы со всех сторон… Николай Федорович усмотрел в этом несомненное указание свыше - «перста, и посватался. Человек он был с большим состоянием и безупречной репутации. Не знаю, кто повлиял на бедную Вареньку, но предложение Бахметева было принято.»
Бахметев приложил все усилия для уничтожения переписки жены с поэтом
Слайд 13Новой фамилии Варвары Лермонтов не признавал: посылая ей новую редакцию «Демона»
в посвящении к поэме в поставленных переписчиком инициалах В. А. Б. он несколько раз перечёркивает Б и пишет вместо неё Л. Лермонтов, мучимый ревностью, неоднократно выводил Бахметева в своих произведениях в образе смешного и недалёкого старика, намекая на неверность молодой жены. Однако все его язвительные выпады в сторону Николая Бахметева приходилось переносить его жене:
«За десертом, когда подали шампанское, Печорин, подняв бокал, оборотился к княгине: — Так как я не имел счастия быть на вашей свадьбе, то позвольте поздравить вас теперь. Она посмотрела на него с удивлением и ничего не отвечала. Тайное страдание изображалось на её лице, столь изменчивом, рука её, державшая стакан с водою, дрожала… Печорин все это видел, и нечто похожее на раскаяние закралось в грудь его: за что он её мучил? с какою целью? Какую пользу могло ему принести это мелочное мщение?.. он себе в этом не мог дать подробного отчета.»
Слайд 14Вскоре после замужества Варвара тяжело заболела:
«Боже мой, как болезненно сжалось моё
сердце при её виде! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как и прежде.»
Лермонтов в 1838 году, возвращаясь из ссылки на Кавказ, встретился с ней и её матерью
Под влиянием изменившейся внешности любимой, видимо, и возникли строки:
… — Увы! года летят;
Страдания её до срока изменили,
Но верные мечты тот образ сохранили
В груди моей
Слайд 15Неоднократно Варвара Александровна выезжала вместе с мужем за границу, на лечение,
но в 1841 году после гибели поэта её здоровье ещё ухудшилось. Осенью 1841 года её сестра Мария писала:
«Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна, её нервы так расстроены, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба. Муж предлагал ей ехать в Москву — она отказалась, за границу — отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Может быть, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля.»
В 1851 году в возрасте 36 лет Варвара Бахметева скончалась. Похоронили её в Малом соборе Донского монастыря. Её муж пережил её больше чем на тридцать лет. Николай Фёдорович Бахметев умер в возрасте 86-ти лет.
Слайд 16Наталья Федоровна Иванова
«..Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для
заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.»
Слайд 17Отношения между Ивановой и Лермонтовым складывались непросто: вначале — пылкие и страстные, закончившиеся потом
разочарованием и взаимной холодностью. Лермонтов чрезвычайно серьезно воспринял разрыв их отношений, переживая не только чувство одиночества, но и мучаясь сознанием оскорбленного достоинства. Так, описывая портрет Ивановой, Лермонтов называет ее «бесчувственным, холодным божеством».Тем временем, в 1835 году Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Федоровича Бахметева — брак был явно заключен по расчету, ведь между супругами было 17 лет разницы, к тому же муж слыл страстным ревнивцем и поборником традиционной нравственности, не всегда сочетающейся с искренностью чувств.
Слайд 18«..Я знаю: с порывом страданья
Опять затрепещет оно,
Когда ты услышишь названье
Того, кто
погиб так давно!..»
«..Прости! — не жалей безрассудно,
О краткой любви не жалей:
Расстаться казалось нам трудно,
Но встретиться было б трудней!».
«Прости! — мы не встретимся боле…»