Слайд 1Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его
лирике. («Не то, что мните вы, природа…» и др.). Основные темы и мотивы творчества Тютчева.
1803-1873 гг.
Слайд 21803—1819 годы — детство, юность, учеба у С. Е. Раича, интерес к латинской литературе, переводы из Горация.
1819—1822 годы —
учеба в Московском университете, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.
1822—1837 годы — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем — в Турине.
1838 год — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
1839 год — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.
40-е годы — период становления политического мировоззрения Тютчева.
1844 год — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».
1854 год — выход первого сборника стихотворений Тютчева.
50—60-е годы — усиление трагизма восприятия жизни, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).
1858—1873 годы — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.
1873 год — смерть Тютчева.
Слайд 3Специфика поэтики Тютчева:
Если в первый период творчества Тютчев выступает как поэт философского
плана, то в зрелом возрасте поэзия мысли обогащается сложностью чувств и настроений.
Для выражения сложного мира человеческой души поэт использует ассоциации и образы из мира природы. Он не просто рисует состояние души, а ее «биение», движение внутренней жизни, изображая незримую таинственность жестов внутреннего мира через зримую диалектику явлений природы.
Поэту присуще умение передать не сам предмет, а те его характерные пластические признаки, по которым он угадывается. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что только намечено в поэтическом образе.
Звуковой и цветовой строй лирики Тютчева неповторим в нераздельности впечатлений от красок и звуков, в художественном образе интегрируется «звук цвета» и «цвет звука» («чуткие звезды»; луч, врывающийся в окно «румяным громким восклицаньем», и т. п.)
Эти особенности поэтического стиля Тютчева можно наблюдать и доказывать при анализе его лирики. При интерпретации тютчевских текстов о природе необходимо не только обратить внимание на их философский характер, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего периода.
Слайд 4Тютчев сливает в одно противоположные эпитеты, использует "обратное сравнение" - в
противовес обычному, когда сравнивается то, что необходимо описать с более знакомым и привычным, Тютчев поступает наоборот, не расширяя описание, а углубляя его:
Таинственно, как в первый день созданья...
Сияет Белая Гора,
Как откровенье неземное;
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
Еще одна отличительная черта стиля Тютчева - мифологизация образов. По выражению Л. Озерова: "ему часто нужен выход из быта в высший, горний мир. Иногда он упоминается, но чаще подразумевается"
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба
Смеясь, на землю пролила.
Слайд 5Композиция тютчевских стихотворений чаще всего двучастна: одна часть посвящена образу, другая
- его осмыслению, порядок же их следования может быть любым.
Такими же биполярными арами следуют образы, идеи, мировоззрения: Гармония - хаос, вера - безверие, небесное - земное, человек - природа, любовь - смерть, бытие - небытие - вот полюса поэтического мира Тютчева, которые следуют либо по отдельности, либо вместе, как в "Как ни гнетет рука судьбины...", "Природа сфинкс...", "День и ночь", "О, как убийственно мы любим!..".
Слайд 6Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: жизнь и состояние человека
соответствует состоянию природы . Природа в лирике Тютчева рисуется через два варианта восприятия - хаотический и гармонический, каждый со своим языком.
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
<...>
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке...
("О чем ты воешь, ветр ночной?..")
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
("Не то, что мните вы, природа...")
Разумное начало человека и разум природы могут находить общий язык:
Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества...
Родство это выражается именно в наличии общего языка, в возможности общения и понимания, я трагедия человека в непонимании ее:
Скажи заветное он слово -
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его.
Слайд 7Наиболее ярко "двойное бытие" расколотой человеческой души выражено в любовной лирике
Тютчева.
В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.
Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - говорит Лев Озеров. -По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из "Идиота" Достоевского и Анной Карениной у Толстого".
В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, он не мог расстаться с семьей.
В 1851 г. ( с Денисьевой он уже был знаком) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: "Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить... Мне, говорящему со всеми". И в другом письме: "...хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою".
Слайд 8Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в
своем альбоме листок с подписью по-французски: "Для вас (чтобы разобрать наедине)". Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.:
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воспрянуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была -
Ты, ты, мое земное провиденье!..
Слайд 9Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай
в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи!..
<1830>
Слайд 10Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»
Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров
описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные движения.)
Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)
Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?
Слайд 11Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
<1835>
Слайд 12Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…»
Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание
вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?
Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?
Слайд 13Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой!
Не позднее апреля 1836
Слайд 14Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…»
К кому обращены строки стихотворения?
Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…» и «Silentium».
Слайд 15Домашнее задание
Анализ стихотворения поздней лирики «Эти бедные селенья…»;
Выразительное чтение и анализ
стихотворений
«Еще земли печален вид…»,
«Как хорошо ты, о море ночное…»,
«Природа – Сфинкс…»