Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ в.а.хАХУЛИНА
Творчество А.П.Чехова
«Чехов – это Пушкин в прозе»
Л. Н. Толстой
Слайд 3I этап творчества – «осколочный» (по журналу «Осколки») или «мелочи, мелочишки»
– первая половина 80-х годов XIX века.
Это время сотрудничества Чехова с журналами «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Москва», «Осколки».
Слайд 4«Толстый и тонкий»
«Толстый хотел было возразить что-то, но на
лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец…».
Слайд 5II период творчества – вторая половина 80-х – начало 90-х годов.
«Палата № 6» (1892), «Попрыгунья» (1892), «Скрипка Ротшильда» (1894), «Учитель словесности» (1894), «Черный монах» (1894) и другие.
Слайд 6«...в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль, что
такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди... Как могло случиться, что в продолжение больше чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого?..».
Слайд 7III период творчества – 90-е – 900-е годы.
«Дом с
мезонином» (1896), «Ионыч» (1898), «Человек в футляре» (1898), «Крыжовник» (1898), «О любви» (1898), «Дама с собачкой» (1898), «Архиерей» (1902), «Невеста» (1903) и другие.
Слайд 8«ионыч»
Пошлость для Чехова – это жизнь, существование без цели, без смысла,
без нравственных, духовных порывов. Это жизнь в уютном мирке (с диванами, пуховыми подушками, сервизами, безделушками, с вкусной и обильной пищей – и все это не «обслуживает» человека, а самоценно).
Дочь – Екатерина Ивановна – Котик – играла на рояле (ощущение от ее игры Старцева: «с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются»).
Слайд 9«Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да
ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей…»
В этой атмосфере даже люди думающие постепенно опускаются, заплывают жиром, переходят к «растительному» существованию, чужие беды их уже не трогают. Из Старцевых они превращаются в Ионычей.
Слайд 10«Она восхищала его своей
свежестью, наивным выражением глаз и щек. Даже
в том, как сидело на ней платье, он видел что-то необыкновенно милое, трогательное своей простой и наивной грацией. И в то же время, несмотря на эту наивность, она казалась ему очень умной и развитой не по летам. С ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно, мог жаловаться ей на жизнь, на людей …».
Слайд 19«Пьеса начинается с изображения того, что предприниматель Лопахин (в котором Чехов
видел наиболее важного из всех персонажей) одержим мыслью о спасении вишневого сада, а в итоге все получается не так: сад он не спас, как хотел, для Раневской…, и его удача оборачивается насмешкой над лучшими надеждами. Почему это так, не в силах понять ни сам герой, ни кто-либо из окружающих. Именно с Лопахиным в пьесу входит одна из давних и основных тем творчества Чехова: враждебность, непосильная сложность, непонятность жизни для обыкновенного русского человека, кем бы он ни был».
В.Б. Катаев
Слайд 22 «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и
мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом... Ведь мой сын утонул здесь...»
Слайд 23 «Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я
пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется... Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности...
Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!»
Слайд 24 «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь,
и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!»
Слайд 25
«Прощай, милый дом, старый дедушка. Пройдет зима, настанет весна,
а там тебя уже не будет, тебя сломают. Сколько видели эти стены! »
Слайд 26
«Отдаленный, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный»,
стук топора, возвещающий о гибели сада, сам вишневый сад – знаковые образы, глубокие символы.
Слайд 27
«В своей последней пьесе, завершенной за год с небольшим до первой
из революций XX в., Чехов зафиксировал то состояние русского общества, когда от всеобщего разъединения, слушания только самих себя до окончательного распада и всеобщей вражды оставался лишь один шаг. Он призвал не обольщаться собственным представлением о правде, не абсолютизировать многие «правды», которые на самом деле оборачиваются «ложными представлениями», а осознать вину каждого, ответственность каждого за общий ход вещей».
В.Б. Катаев