Слайд 1
Тема урока:
«Трагический жизненный путь русского
человека в годы Великой Отечественной
войны»
(по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
9 класс
Работу выполнила: Служивенкова Ольга Владимировна, учитель
русского языка и литературы
МАОУ – СОШ №4 г. Асино
Томской области
Слайд 2Цели урока:
показать личность и художественный мир М. Шолохова как выдающегося писателя
20 века, человека с чёткой гражданской и нравственной позицией;
проанализировать рассказ «Судьба человека», работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;
воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.
Слайд 3М. Шолохов говорил: «У нас почти
каждая семья пришла к концу
войны
с потерями. Вот я думаю: сколько надо
было иметь сил, чтобы начать
всё сызнова… Я видел эти дотла
сожжённые станицы, хутора, сёла,
деревни, города, видел опустошение,
безлюдье. И не только видел,
но и в тяжкие дни Великой
Отечественной войны сам воевал
с заклятым врагом не только
писательским пером, но и
боевым солдатским штыком».
Слайд 4Краткие факты биографии
М. Шoлoхoв poдилcя 24 мaя 1905г. в cтaницe Вёшeнcкoй,
Pocтoвcкoй oблacти в ceмьe cкyпщикa cкoтa и кpecтьянcкoй дoчepи.
В 1910г. ceмья пpиeхaлa в хyтop Kapгин, гдe Mихaил пoлyчaл дoмaшнee oбpaзoвaниe.
«Донские рассказы», роман-эпопея «Тихий Дон», роман «Поднятая целина», неоконченный роман «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека» и др.
В 1965г. oн yдocтaивaeтcя Нoбeлeвcкoй пpeмии. Вce дeнeжныe вoзнaгpaждeния M. Шолохов paздaёт нa cтpoитeльcтвo шкoл или в пoддepжкy apмии.
Умер писатель 21 февраля 1984г. от рака гортани и был похоронен во дворе своего дома в станице Вёшенской на берегу реки Дон.
Слайд 5Рассказ - малый жанр эпического рода литературы, в котором даётся изображение
какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц - особенность рассказа.
Слайд 6
Содержание рассказа
Своеобразие композиции рассказа:
Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи
автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими.
В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова.
Слайд 7Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?
Рассказ
можно условно разделить на три части:
1. Довоенная жизнь.
2. Война.
3. Первые послевоенные месяцы.
Слайд 8Вопросы по тексту:
I-ый этап в жизни героя
Довоенная жизнь
В чём видит Андрей
Соколов своё счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.
Слайд 11Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим
главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?
Слайд 12II-ой этап в жизни героя
Плен
Шолохов ввёл в рассказ описание плена,
что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."
Слайд 15Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.
Как Соколов попал в плен?
Как ведёт себя герой?
Слайд 16Плен. Эпизод в церкви.
В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы
человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.
Слайд 19Почему Соколов решается на побег?
Слайд 20Эпизод поединка Андрея Соколова
с лагерфюрером Мюллером
Слайд 21В чём символическое значение этого эпизода?
О чём говорит тот момент,
когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала?
Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
Меняется ли отношение фашистов к пленному?
Слайд 22Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на
ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно - исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?
Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?
Слайд 23Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть всё, что
на душе у героя.
Какой деталью уже в начале рассказа писатель передаёт всю глубину горя героя?
Слайд 25«Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них
трудно смотреть».
Первым подметившим удивительное свойство человеческих глаз был Марк Тулий Цицерон. Именно ему приписывается фраза Imago animi vultus est (дословно: лицо есть зеркало души), со временем превратившаяся в Vultus est index animi (глаза - это зеркало души).
Глаза много говорят о человеке. Всё, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
Слайд 27Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город
стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.
Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?
Произошло ли это с Андреем Соколовым?
Слайд 30
Встреча Соколова с Ванюшкой
Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?
Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор даёт не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении?
Каково цветовое значение этого образа?
Слайд 31Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы
всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звёзд?
Слайд 32Что такое судьба?
В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?
Тогда
чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе?
Слайд 33Словарная работа
Судьба
1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных
обстоятельств;
2. Доля, участь;
3. История существования кого-чего-нибудь;
4. Будущее, то, что случится.
(Словарь С.И. Ожегова).
Слайд 35Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в
любых ситуациях сохранить человека.
Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжёлой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?
Слайд 36ВЫВОД:
Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие. У этой
любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.
Слайд 37Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика,
не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.
Слайд 38
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Слайд 39
Домашнее задание:
Написать
сочинение-рассуждение на тему
«Судьба всегда оставляет человеку
дверцу для выхода»
Слайд 40 Интернет-ресурсы:
obrazovaka.ru
Sprint-Olympic.ru
nauka.clubnauka.club›literature
nsportal.ru›shkola
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Слайд 41Источник шаблона:
Щербакова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ
- СОШ № 2
г. Реж, Свердловской области