Презентация, доклад по литературе на тему Средства выразительности речи (11 класс)

Содержание

Дорогой друг.Надеемся, что ты уже посмотрел презентацию, посвященную жизни и творчеству удмуртского поэта Флора Васильева. В этой же презентации мы предлагаем тебе не только повторить средства языковой выразительности, но и окунуться в удивительный мир поэта, познакомиться

Слайд 1Средства выразительности речи в творчестве Флора Васильева.
Флор Васильев, пожалуй, единственный Поэт,

представляющий удмуртскую культуру на российском уровне  в финно-угорском мире. Этой поистине знаковой фигуре удмуртской литературы XX века посвящено достаточно много трудов.

Средства выразительности речи в творчестве  Флора Васильева.Флор Васильев, пожалуй, единственный Поэт, представляющий удмуртскую культуру на российском

Слайд 2Дорогой друг.
Надеемся, что ты уже посмотрел презентацию, посвященную жизни и творчеству

удмуртского поэта Флора Васильева. В этой же презентации мы предлагаем тебе не только повторить средства языковой выразительности, но и окунуться в удивительный мир поэта, познакомиться с его произведениями. Ты убедишься, что используя глубоко традиционные для удмуртской народной поэзии приемы очеловечивания природы, поэт с новых, современных позиций решал вопросы взаимоотношения человека с окружающей средой, поднимая их на большую нравственную высоту.



Дорогой друг.Надеемся, что ты уже посмотрел презентацию, посвященную жизни и творчеству удмуртского поэта Флора Васильева. В этой

Слайд 3В поисках формы, адекватной содержанию,
Ф. Васильев внес немалый вклад в

развитие стихотворной ритмики и рифмовки. Начав с активного отрицания декларативно-риторических стихов, пройдя через становление аналитической поэзии в родной литературе, поэт пришел к сознательному обращению к традициям народного творчества, нашел оригинальный синтез фольклорного и современного стиха.
В поисках формы, адекватной содержанию, Ф. Васильев внес немалый вклад в развитие стихотворной ритмики и рифмовки. Начав

Слайд 4 Но главное в понятии «выразительность» в творчестве Флора Васильева

- это способность оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы людей, описывать внутренний мир и состояние человека, поэтические картины природы и т. п. Стихи поэта впечатляют, их интересно читать, они надолго остаются в памяти. Образные выражения позволяют понять ход авторской мысли.
Но главное в понятии «выразительность» в творчестве Флора Васильева - это способность оказывать на читателя

Слайд 5Зацвела, закачалась гречиха – Словно белая вишня цветет. В опьяняющем воздухе – тихо. Только

слышно, Как сердце поет.   Ходит ветер тугими волнами, В белом поле качает цветы. И поет И играет цветами Целый день До ночной темноты.   Ах, какая гречиха на поле – Белой кипенью Радует глаз! И летят ошалевшие пчелы, Обо всем позабыв в этот час.

Ты задумывался, почему при чтении стихов поэта, у тебя перед глазами возникают прекрасные картины?
Это происходит потому, что Ф. Васильев умело использует средства выразительности речи, которые представлены в данной презентации. Все примеры взяты из стихов талантливого ПОЭТА.



Зацвела, закачалась гречиха – Словно белая вишня цветет. В опьяняющем воздухе – тихо. Только слышно, Как сердце

Слайд 6Для выполнения анализа выразительности текста надо

Для выполнения анализа выразительности текста надо

Слайд 7Звукопись
Звукопись - совокупность приемов, способствующих усилению звуковой выразительности текста.
Основные приемы

звукописи::

аллитерация

ЗвукописьЗвукопись - совокупность приемов, способствующих усилению звуковой выразительности текста. Основные приемы звукописи::аллитерация

Слайд 8Выразительные средства фонетики

Выразительные средства фонетики

Слайд 9Аллитерация -
повторение однородных или сходных согласных звуков:
Нет мне к Звездам дороги,
Пусть

ЗвеЗды горят, маня,-
Земля мне опутала ноги,
За руки держит меня.

Любая иголка – как маленький лучик.

По тебе Слова Скучают,
по тебе Стучат Сердца.

Аллитерация -повторение однородных или сходных согласных звуков:Нет мне к Звездам дороги,Пусть ЗвеЗды горят, маня,-Земля мне опутала ноги,За

Слайд 10Ассонанс -
повтор гласных звуков:
Серые крылья в движении грУстном Тихо плывУт над моей

головой, Дикие гУси, Дикие гУси Теплое лето Уносят с собой. (у)

Одно село, где я
Рос трудною порою,
И небо у меня –
Одно над головою. (о)

Ассонанс -повтор гласных звуков:Серые крылья в движении грУстном Тихо плывУт над моей головой, Дикие гУси, Дикие гУси

Слайд 11Звукоподражание -
передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание явлений окружающего нас мира.
«Вжик-вжик!

Вжик-вжик!»-
Весь мир поет вокруг,
И солнце звонко песне отвечает.»
(звук косы))
Звукоподражание -передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание явлений окружающего нас мира.«Вжик-вжик! Вжик-вжик!»-Весь мир поет вокруг,И солнце звонко

Слайд 12Выразительные словообразовательные средства   Индивидуальные новообразования (окказионализмы) Слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования,

по тем моделям, которые существуют в языке

«Дни без борьбы – золотые денечки…
А для меня это – серая нуть.»

Тычинок и пестиков луг не итожит
Цветет он и цветом дурманным тревожит,
На знобком рассвете росою омыт.

Тепла людского ждет очаг,
Заботы неослабной.

Выразительные словообразовательные средства   Индивидуальные новообразования (окказионализмы) Слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем

Слайд 13ТРОПЫ-обороты речи или слова в переносном значении, придающие речи выразительность и

образность.

В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими
в каком-либо отношении.

Наиболее распространённые виды тропов, встречающихся в лирике Флора Васильева

Выразительные средства лексики и фразеологии

ТРОПЫ-обороты речи или слова в переносном значении, придающие речи выразительность и образность.В основе тропа лежит сопоставление двух

Слайд 14 образное определение, передающее чувства автора к изображаемому предмету.
Эпитет -
Черные, свинцовые

дожди,
Смешанные с кровью, небо льет.
Оттого так тяжело в груди.
Сердце мне покоя не дает.

И слабый ветер,
Соскользнув с высот,
Качнет над ней задумчивые листья.

образное определение, передающее чувства автора к изображаемому предмету.Эпитет -Черные, свинцовые дожди,Смешанные с кровью, небо льет.Оттого так

Слайд 15Метафора -
перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих

предметов; скрытое сравнение:

«Как трепетны колосья на рассвете!
Волнами ходит золотой простор.»

«Небо – вот моя икона
Для приветного поклона.»

«Согнули спины колосья хлеба»

«Помолом занялся
Лохматый мельник – ветер.»

Метафора -перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов; скрытое сравнение:«Как трепетны колосья на

Слайд 16Метонимия-
Замена одного слова другим, смежным по значению
Совсем позабыли про гармошку,
Ее перебор

и печаль.
Она выходила на люди,
Людей по деревне вела.

В наш клуб с позолоченной люстрой
Теперь радиола пришла.

Метонимия-Замена одного слова другим, смежным по значениюСовсем позабыли про гармошку,Ее перебор и печаль.Она выходила на люди,Людей по

Слайд 17Гипербола -
намеренное преувеличение
«Ягоду лесную,
говорят, лопатами греби.»
«Минута –
Это многогранный век,
Будь осторожен е

нею,
Человек!»

«Так росинка на листке мала,
Но в себя все солнце вобрала.»

Гипербола -намеренное преувеличение«Ягоду лесную,говорят, лопатами греби.»«Минута –Это многогранный век,Будь осторожен е нею,Человек!» «Так росинка на листке мала,Но

Слайд 18Литота -
Намеренное преуменьшение
Друг сказал:
- Совсем не видна.
Ширина – на один прыжок.
На

одну ладонь – глубина. (о реке Моя)
Литота -Намеренное преуменьшениеДруг сказал:- Совсем не видна.Ширина – на один прыжок.На одну ладонь – глубина.

Слайд 19сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного

другим. Сравнение может выражаться следующими способами:
1) с помощью слов как, будто, словно, точно, похоже и т. п 2) формой творительного падежа:
3) сравнительной степенью имени прилагательного:

Сравнение -

«Плывут стада по ближним нивам,
Подобно белым облакам.»

«Вокруг, как будто капли солнца,
Поблескивают озерки.»

«Но каждый колос ярко золотится,
Как будто в каждом лампочка горит.»

сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим. Сравнение может выражаться следующими способами:

Слайд 20Олицетворение
- уподобление неживого живому существу:
«Если встанет черная беда
Грозной тенью у чужих

ворот,
Сердце говорит: «Спеши туда!»
Сердце мне покоя не дает.»

«Глазами чистых родников глядит земля
И ловит чутким ухом самый тихий звук.»

«Потом и лето спелое придет,
И залопочет сочная листва.»

Олицетворение- уподобление неживого живому существу:«Если встанет черная бедаГрозной тенью у чужих ворот,Сердце говорит: «Спеши туда!»Сердце мне покоя

Слайд 21Синонимы
Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень

близки

Там в тени ветвистой
Мы дождемся солнца,
Холод, дождь и слякоть
Вместе переждем.

Болота, горы, беды и напасти –
Я все пройду, не сникнув от забот

Спокойным, бесстрастным оком
Взирал бы на землю, как бог.

СинонимыСлова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близкиТам в тени ветвистойМы дождемся солнца,Холод,

Слайд 22Антонимы
Слова, противоположные по своему лексическому значению
«И ускользает в синеву
Напев то радостный,

то грустный».

«Приносит жизнь то радость, то беду,
Перемежая с отдыхом работу.»

«Они осыпают снегов серебро,
Высокие мудрые сосны.
Они замечают и зло, и добро,
Качаясь то мирно,
То грозно.»

АнтонимыСлова, противоположные по своему лексическому значению«И ускользает в синевуНапев то радостный, то грустный».«Приносит жизнь то радость, то

Слайд 23Омоним -
Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому

значению.

«А лету хлебы печь:
Как печь, калена просинь.»

«Лучше расколите на поленья,
Лучше раскалите мною печь."

Омоним -Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению.«А лету хлебы печь:Как печь, калена

Слайд 24Фразеологизмы -
устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.
У лета дел по горло
И

полон рот забот.

Чистые у него думы.
Он пулей летит,

И волны
Благодарно возвращаются.
Целуя берега,
Впадая в детство

Фразеологизмы -устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.У лета дел по горлоИ полон рот забот.Чистые у него думы.Он

Слайд 25Оксюморон -
Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий

с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.

Росистым утром по лугу шагая,
Звенящей удивляюсь тишине… (с.47)

Взглянул я – и память все тело
Ожгла ледяною водой.

Но рано утром
Подожжет снега
Проснувшееся
Утреннее солнце.

Оксюморон -Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой

Слайд 26Перифраза -
Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл
Я родился

в месяц волчьих свадеб.
Нашу избу снегом замело.
Выли волки около усадеб.
Заходили серые
В село.

Вот он, встает перед глазами
Радостный образ начальных дней.
(Детство)

Перифраза -Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смыслЯ родился в месяц волчьих свадеб.Нашу избу снегом

Слайд 27Просторечие – народно-разговорные выражения, применяемые в художественном произведении
Вот, де, дурак-
проспал такую

красоту дня.

Одно стоишь ты в поле
На целый окоем.

Где ей кичиться на людях собою?
Как требовать вниманья и забот?!

Просторечие – народно-разговорные выражения, применяемые в художественном произведенииВот, де, дурак-проспал такую красоту дня. Одно стоишь ты в

Слайд 28Выразительные средства
синтаксиса
Особые синтаксические построения, усиливающие образно-выразительную функцию речи.

Выразительные средства синтаксисаОсобые синтаксические построения, усиливающие образно-выразительную функцию речи.

Слайд 29Параллелизм -
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (или его частей)
«Только вчера расцветала

черемуха,
Только вчера распевал соловей.»

«Всё будет хорошо, всё.
Пусть только время проходит,
Пусть только терпение вытерпит.»

«Вкусно пахнет свежая борозда.
Вкусно пахнет свежий каравай.».

Параллелизм -Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (или его частей)«Только вчера расцветала черемуха,  Только вчера распевал соловей.»

Слайд 30Анафора
Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений
«Можно и без глаз

все видеть ясно,
Можно дел наделать и без рук.»

«Где-то и в полночи счастье не спит,
Где-то и радуги ночь освещают,
Где-то без устали пляска гремит.»

«Сам проложу я в сугробах дорогу,
Сам подниму я свой дом и семью.»

АнафораПовторение отдельных слов или оборотов в начале предложений«Можно и без глаз все видеть ясно, Можно дел наделать

Слайд 31Эпифора
Повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений
Имя ото

всех скрывает злоба.
Зло исподтишка скрывает злоба
И косит лукавым глазом злоба.
И туманит лестью разум злоба.
Эпифора Повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложенийИмя ото всех скрывает злоба.Зло исподтишка скрывает

Слайд 32Градация
расположение слов, при котором каждое последующее содержит возрастание или убывание значений:
«И

в городах, в домах многоэтажных.
В квартирах душных, где теперь живем.»,

«Мы смотрим на застывшие пейзажи,
На мертвые картины под стеклом.»

Градациярасположение слов, при котором каждое последующее содержит возрастание или убывание значений:«И в городах, в домах многоэтажных. В

Слайд 33Инверсия
«На сотни верст передо мною
Лежит родная сторона.»
Нарушение обычного порядка слов

для придания им особого смысла

«Вдруг опрокинулось небо,
Легла под меня земля.
Черный промчался ветер,»

«Сами открылись глаза –
Плыли в бездонном небе,
Как лебеди, облака.»

Инверсия«На сотни верст передо мною Лежит родная сторона.»Нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла«Вдруг опрокинулось

Слайд 34Эллипсис
Пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста
В родниках – заря небес,
по бокам

– моря чудес.

Спи, спи.
Заботы – прочь.

ЭллипсисПропуск слова, легко восстанавливаемого из контекстаВ родниках – заря небес,по бокам – моря чудес. Спи, спи.Заботы –

Слайд 35Риторический вопрос
Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме.
«Где

еще, скажите мне,
Смогу я,
От земли набраться новых сил?»

«Кто сказал,
Что этот край неведом?
Кто был удивлен, увидев рожь?
Человек пришел, а значит т следом
Должен хлеб расти в его же рост.»

«Ужель земля вам стала так чужда,
Что нету к ней ни жалости, ни боли?»

Риторический вопросВопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме.«Где еще, скажите мне, Смогу я, От

Слайд 36Риторическое обращение
Обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для

усиления выразительности речи

Потому что, как сердце, -
Земля навек
Одна у тебя, человек!

Почему же, лето, почему
Я осенней грустью весь опутан?

Куда вы рветесь, думы, постоянно?
Куда вы так спешите всякий час?

Риторическое обращениеОбращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речиПотому что, как сердце,

Слайд 37Риторическое восклицание
Эмоционально окрашенное предложение
«Её, как воду из колодца,
Из сердца вычерпать

сумей!»

Вот и песня над лугом взлетела.
Здесь работают –
Только держись!

Кто скажет, что само нагрянет счастье,
тому не верьте, ибо он солжет!

Риторическое восклицаниеЭмоционально окрашенное предложение«Её, как воду из колодца, Из сердца вычерпать сумей!» Вот и песня над лугом

Слайд 38Многосоюзие (полисиндетон) -
Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между

словами

У крезя так немного струн.
А так по-разному звучат:
То стар напев его, то юн,
То снегопад, то звездопад.

И совьют себе навечно гнезда,
И птенцов забавных заведут,
И полюбят незнакомый воздух,
И своим все это назовут.

Многосоюзие (полисиндетон) -Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словамиУ крезя так немного струн.А так

Слайд 39Проверь себя

Проверь себя

Слайд 40Определи виды тропов:
За окном колючий снег метался
Насыпал сугробы через край
Эпитет.
Олицетворение
сравнение
Росистым утром

по лугу шагая,
Звенящей удивляюсь тишине…
Эпитет
Оксюморон
сравнение
Вот ель уже на цыпочки встает,
Почти касаясь недоступной сини.
Олицетворение
Эпитет
метафора


Определи виды тропов:За окном колючий снег металсяНасыпал сугробы через крайЭпитет.ОлицетворениесравнениеРосистым утром по лугу шагая,Звенящей удивляюсь тишине…ЭпитетОксюморонсравнениеВот ель

Слайд 41Как трепетны колосья на рассвете!
Волнами ходит золотой простор.
Эпитет
Метафора
гипербола
Ягоду лесную,
говорят, лопатами

греби.
Оксюморон
Литота
Гипербола

А лету хлебы печь:
Как печь, калена просинь.
Синонимы
Омонимы
Антонимы

Как трепетны колосья на рассвете!Волнами ходит золотой простор.ЭпитетМетафорагипербола Ягоду лесную,говорят, лопатами греби. ОксюморонЛитотаГипербола А лету хлебы печь:Как

Слайд 42Определи виды стилистических фигур
Где-то солнце землю озаряет.
Где-то бомба землю разоряет.


инверсия
параллелизм
градация

И в городах, в домах многоэтажных.
В квартирах душных, где теперь живем,
Анафора
Эпифора
градация

В бор сосновый
Снова путь держу я
Инверсия
Эллипсис
анафора

Определи виды стилистических фигурГде-то солнце землю озаряет. Где-то бомба землю разоряет. инверсия параллелизмградацияИ в городах, в домах

Слайд 43
1.Определи, какие приемы звукописи использованы в примерах:

Любая иголка – как маленький

лучик.

Ассонанс

Аллитерация

2. Одно село, где я
Рос трудною порою,
И небо у меня –
Одно над головою.

Ассонанс

аллитерация





1.Определи, какие приемы звукописи использованы в примерах:Любая иголка – как маленький лучик.АссонансАллитерация2. Одно село, где яРос трудною

Слайд 44

Струится речка не спеша
Путем таинственным и древним,
Как вековечная душа
Прибрежной маленькой деревни.
 


Вода – как спит. Хотя бы раз
На глади волны поднялись бы.
И словно радостный мираж –
К реке прилепленные избы.
 
А на холме встал пьяный лес.
Вода чуть-чуть колышет эхо.
Дорога –
Рожь наперерез –
Выходит, пряча человека.
 






И воздух голубой поет
То соловьем, то тюрагаем.
И в небе облако плывет,
И в сердце облако вплывает.
 
И самый лучший свой наряд
В ночное надевает лето.
И звезды в небе говорят
На языке любви и света.
 
Сиянье лунного дождя.
И утро солнце поднимает.
И, словно мать свое дитя,
Край этот
Счастье обнимает.
 
(Тюрагай – с удмуртского –
жаворонок. Перевел Э.Балашов)

Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте средства выразительности речи.

Струится речка не спешаПутем таинственным и древним,Как вековечная душаПрибрежной маленькой деревни.  Вода – как спит. Хотя бы

Слайд 45 Использованы произведения поэта из сборников: 1. Флор Васильев «Единственное» изд.

«Удмуртия» Ижевск – 1973. 2. Флор Васильев «Вкус хлеба», Современник, Москва, 1983.
Использованы произведения поэта из сборников:  1. Флор Васильев «Единственное» изд. «Удмуртия» Ижевск – 1973.

Слайд 46Молодец!

Молодец!

Слайд 47Ты ошибся. Повтори теорию!

Ты ошибся.  Повтори теорию!

Слайд 48Винник Фаина Рифкатовна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

№18 города Ижевска
Винник Фаина Рифкатовна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 города Ижевска

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть