выявить особенности поэзии серебряного века, проследить
связь религиозно – философской мысли на рубеже веков
с эстетикой поэзии серебряного века, преемственность
золотого и серебряного веков, познакомиться с творчеством
поэтов – символистов, их художественной манерой и поэтикой
Цели урока
Символ – окно в бесконечность
Ф.Сологуб
Урок –
панорама
План урока.
1. Поэзия серебряного века как уникальное явление русской
культуры. Вступительное слово учителя.
2. Сценка: «На поэтическом Олимпе»
3. Понятие о символизме и его основных категориях,
эстетических установках. Слово учителя:
4. Сообщение учащегося: «И снова я с людьми, - затем, что я
поэт» - В.Я.Брюсов - удивительный человек, поэт, переводчик».
5. Сообщение учащегося: «Поэты – символисты и художники
«Мира искусства»
6. Анализ стихотворения В.Брюсова «Мучительный дар»
7. Подготовка к ЕГЭ
План урока
Русский символизм
Русский поэтический "серебряный век" своими корнями уходит в "век
золотой ", в творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды, в
тютчевскую философичность, в импрессионистическую лирику Фета, в
некрасовские прозаизмы, а так же поэзию французского символизма - Поля
Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера.
Само понятие «серебряный век» было предложено Н.А.Бердяевым, но
окончательно закрепилось после статьи Н.Оцупа «Серебряный век
русской поэзии»
Некоторые исследователи Считают, что широкое распространение термин «Серебряный век» получил в Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой (первая сокращенная публикация в сборнике «Бег времени» (1965):
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…
Символ - окно в бесконечность.
Ф. Сологуб
Д.С. Мережковский
Зинаида Гиппиус
В. Брюсов
Русский символизм заявляет о себе в первой половине 1890-х годов. Отправными точками его истории обычно называют несколько публикаций; в первую очередь это: «О причинах упадка…», литературно-критическая работа Д. Мережковского и альманахи «Русские символисты», выпущенные за свой счёт студентом Валерием Брюсовым в 1894 году. Эти три брошюры (последняя книжка вышла в 1895 году) были созданы двумя авторами (часто выступающими в рамках этого издания как переводчики): Валерием Брюсовым (как главный редактор и автор манифестаций и под масками нескольких псевдонимов) и его студенческим товарищем — А. Л. Миропольским.
Таким образом, Мережковский и Зинаида Гиппиус, находились у истоков символизма в Петербурге, Валерий Брюсов — в Москве.
Да не будет
Надежды нет и нет боязни.
Наполнен кубок через край.
Твое прощанье – хуже казни,
Судьба. Казни меня, прощай.
Всему я рад, всему покорен.
В ночи последний замер плач.
Мой путь, как ход подземный, черен –
И там, где выход, ждет палач.
1909
Русский символизм начинается с Мережковского, который обосновал новый, «субъективно-художественный метод» в лекции «О причинах упадка и о новых течениях современной русской культуры». Мережковский предложил «отказ от рационального и переориентацию на интуитивное». предлагал положиться «на одухотворённость символов, говорящих об окружающем мире неизмеримо больше и точнее», поскольку символ — это иносказательное откровение о сущем, тогда как «мысль изречённая есть ложь» Вышедший в 1892 году в Петербурге его поэтический сборник «Символы» дал имя нарождающемуся направлению русской поэзии.
С.Соловьев - философия
Святой Софии,
Вяч. Иванов – теоретик,
А. Блок,
А. Белый.
Д. Мережковский,
З. Гиппиус,
В.Брюсов,
Ф. Сологуб,
К. Бальмонт.
Проповедовали красоту и свободное
самовыражение поэта, поэтика
намека и иносказания
На первый план выдвигали
философские и теософские искания,
тонкое незримое духовное начало
СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ
МЛАДШИЕ СИМВОЛИСТЫ
«В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя...
Таковы три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.
Д.Мережковский «О причинах упадка и о
новых течениях современной
русской литературы»
Знайте же: вечная женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.
Вл. Соловьев 8—11 апреля 1898
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
«Милый друг»
«Соловьёвым мы таинственно крещены». Вяч. Иванов
А. Белый.
А. Блок
Литературно- художественный
журнал «Золотое руно» - основной орган издания символистов
Символ есть образ, соединяющий в себе переживания художника и черты, взятые из природы. В этом смысле всякое произведение искусства символично по существу... Познание идей открывает во временных явлениях их безвременно вечный смысл... вот почему мы имеем дело с познанием интуитивным. Происходящее от греческого слова Symba llo (соединяю вместе) понятие о символе указывает на соединяющий смысл символического познания... В искусстве мы познаем идеи, возводя образ к символу. Символизм — это метод изображения идей в образах кирован (классическое искусство), то явен (романтизм, неоромантизм)
А. Белый. Арабески
К. Д. Бальмонт
(1867-1942)
Я – изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты-предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны,
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
Переплеск многопевный, разорвано-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая –
Всё пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблён
И в себя и в других,
Я – изысканный стих.
Валерий Яковлевич Брюсов вошел в историю
отечественной культуры как организатор и
«мэтр» символистского движения. В начале 90-х
открывает для себя французских символистов,
объявив декадентство «путеводной звездой в
тумане». В 1894-1895 годах Брюсов издаёт три
сборника «Русские символисты», куда вошли
по большей части его стихи. Это была первая
коллективная декларация модернизма в России.
Согласно программе Брюсова, символизм
должен стать «поэзией оттенков»,
противостоящей «прежней поэзии красок»,
«выразить тонкие, едва уловимые настроения»
и «как бы загипнотизировать читателя».
«И снова я с людьми, - затем, что я поэт…»
Сборник стихов «Венок»
В.Я.Брюсов (1878-1924)
А. Белый воспринимал символизм как modus cogitandi (образ мышления) и как modus vivendi (образ жизни), и этому посвятил ряд статей, которые впоследствии были включены в книгу "Символизм как миропонимание". Представители этого течения считали, что только искусство помогает достичь идеалов, приобщиться к царству души.
А. Белый - «символизм как миропонимание»
А. Белый (Борис Бугаев) и
Владимир Соловьёв. 1905
А. А. Блок и Л. Д. Менделеева
Фотография. 1903 г.
А.Блок. Стихи о Прекрасной Даме»
Обложка прижизненного издания
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Художник И.Глазунов
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
ЕГЭ
Основные эстетические категории символизма – символ и музыка.
Символ – многозначное иносказание, сформировавшее ещё поэтику
Священного писания, в символизме декларируется как «земной знак
несказуемых земных истин». Музыку вслед за Ф. Ницше русские поэты
называли высшей формой творчества, потому что она даёт максимальную свободу творцу и слушателю.
По – новому складывались отношения символистов и с читателями: им
нужны были уже не читатели – потребители, а читатели – творцы, соавторы, «посвящённые в Божественный созидательный процесс»
Для поэтики символизма характерны:
Вывод
передача тончайших движений души;
максимальное использование звуковых
и ритмических средств поэзии;
изысканная образность, музыкальность
и легкость слога;
поэтика намека и иносказания
«Мир искусства» — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы.
Б.Кустодиев. Художники «Мир искусства»
Л.Бакст. Портрет Дягилева
с няней.1906
Художественный журнал «Мир искусства» под руководством С. П. Дягилева становится не только ярчайшим журналом об искусстве в России, но и мощнейшим средством продвижения русской культуры в Европе посредством организации международных выставок и публикации репродукций произведений русского искусства в европейской прессе. Этот журнал базировался на творчестве основоположников — группы молодых художников: А. Бенуа, Л. Бакста, М. Добужинского. Кроме названных с этим журналом в разное время сотрудничали
В. Борисов-Мусатов, М. Врубель и другие.
В.Серов. С.Дягилев.1909
Л. Бакст. Эскиз декорации к балету
"Послеполуденный отдых фавна". 1911.
Лев Бакст.
Автопортрет.1893
Лев Бакст.Эскиз костюма
к балету «Шехерезада»
Леон Бакст. Эскиз костюма
к балету «Жар – птица». 1910
К.Сомов. Портрет
Художника А.Н.Бенуа. 1895
А.Н.Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1897
«Александр Бенуа — неповторимый мастер в картинах и в театральных постановках. Бенуа — редкий знаток искусства, воспитавший целое поколение молодежи своими убедительными художественными письмами».
Николай Рерих
В.Э.Борисов – Мусатов. Весна 1898 - 1901
К. С. Петров-Водкин. Купание красного коня !912
К. С. Петров-Водкин. Автопортрет !918
Образность картины заключается в мощном звучании красного цвета – возвращающего нас к древнерусским фрескам Андрея Рублева и Дионисия.
В 1914 г., в период первой мировой войны, многие увидели в картине
Петрова-Водкина "символ русской нации, истинного лика России"
И.Стравинский
Музыка «Петрушки» представляет собой новое слово в музыкальном искусстве. Она соткана из остроумно использованных популярнейших интонаций русского городского фольклора. Музыкальная форма «Петрушки» очень своеобразна. Четыре его картины соответствуют частям симфонии: первая — Allegro, вторая медленная, третья аналогична симфоническому скерцо, четвертая — финал. В широко выписанных жанровых сценах звучат мотивы народных песен «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени, мои сени», плясовой «А снег тает» и собственных мелодий композитора, выдержанных в народном духе.
Л. Михеева
И.Стравинский «Петрушка»
mp3 нажмите на значок звука
Символизм в музыке Игоря Стравинского
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть