Слайд 1Русская литература конца XIX-XX вв.
Слайд 2Период истории русской литературы, который начался в 90-е гг. прошлого века и
закончился в октябре 1917 г., получал у литературоведов разные названия: «новейшая русская литература», «русская литература XX в.», «русская литература конца XIX — начала XX в.». Но, как бы ни называли литературу этого периода, ясно, что она была не просто продолжением литературы XIX столетия, а означала особый период, даже целую эпоху литературного развития, требующую специального изучения.
Рассматриваемый период необычайно сложен и противоречив. Сложным и противоречивым был прежде всего сам исторический процесс, определявший развитие всех форм духовной жизни, в том числе и литературы. С одной стороны, Россия вступила в начале века в эпоху империализма, в последнюю стадию капиталистического общества. Русский капитализм, едва успев пережить в 90-е гг. стремительный экономический взлет, почти сразу оказался в состоянии загнивания, а русская буржуазия, проявив полную неспособность сыграть революционную роль, пошла на сговор с царизмом и со всеми реакционными силами. С другой стороны, в 90-е гг. начался новый, пролетарский этап освободительной борьбы в России, куда переместился центр всего мирового революционного движения, наступила эпоха трех революций, приблизились, по словам замечательного русского поэта А. А. Блока,
«Неслыханные перемены, Невиданные мятежи...»
Слайд 3Литературоведы, исходившие лишь из факта вступления России в эпоху империализма, считали,
что и в литературе определяющими стали процессы распада, а именно распада самого передового направления литературы XIX столетия — критического реализма. Им казалось, что главную роль в литературе стали играть антиреалистические течения, которые одни определяют как «декаданс» (что означает «упадок»), другие — как «модернизм» (что означает «новейшее, современное искусство»). Литературоведы, имевшие более широкое и более глубокое представление о действительности, подчеркивали ведущую роль пролетарской литературы и возникшего на ее основе нового, социалистического реализма. Но победа нового реализма не означала гибель старого, критического реализма. Новый реализм не отбросил и не «взорвал» старый, а помог ему, как своему союзнику, преодолеть напор декаданса и сохранить значение выразителя мыслей и чувств широких демократических слоев.
Слайд 4Размышляя о судьбе критического реализма в конце XIX — начале XX в., надо
помнить о том, что еще жили и творили такие его великие представители, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Их творчество в этот период пережило существенные изменения, отразив новую историческую эпоху. В. И. Ленин имел в виду в основном последние произведения Л. Н. Толстого, особенно роман «Воскресение», когда назвал Толстого «зеркалом русской революции» — зеркалом настроений широкой крестьянской массы. Что касается А. П. Чехова, то именно в 90-е гг. он совершил те художественные открытия, которые поставили его наряду с Толстым во главе русской и мировой литературы. Продолжали создавать новые художественные ценности и такие писатели-реалисты старшего поколения, как В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк и другие, а в конце 80-х — начале 90-х гг. реалистическая литература пополнилась новым поколением крупных художников слова — В. В. Вересаевым, А. С. Серафимовичем, М. Горьким, Н. Г. Гариным-Михайловским, А. И. Куприным, И. А. Буниным, Л. Н. Андреевым и другими. Все эти писатели сыграли своими правдивыми, полными сочувствия к угнетенным произведениями большую роль в духовной подготовке первой русской революции 1905—1907 гг.
Слайд 5Важнейшей особенностью русской литературы начала XX в. было рождение социалистического реализма, родоначальником
которого стал Максим Горький, оказавший огромное влияние на развитие всей мировой литературы. Уже в творчестве писателя 90-х гг., отразившем растущий протест молодого русского пролетариата, было много своеобразия. В нем, при всем его глубоком реализме, звучали романтические ноты, выражавшие мечту о грядущей свободе и воспевавшие «безумство храбрых».
В начале XX в. Горький в пьесах «Мещане» и «Враги», в романе «Мать» и других произведениях впервые показал пролетарских революционеров как представителей класса не только страдающего, но и борющегося, осознавшего свое назначение — освобождение всего народа от эксплуатации и угнетения.
Слайд 6Социалистический реализм создал новые возможности для изображения всех сторон действительности. Горький
в своих гениальных произведениях «На дне», цикле «По Руси», автобиографической трилогии и других, а также вступившие вслед за ним на путь социалистического реализма А. С. Серафимович и Демьян Бедный показывали жизнь с не менее бесстрашной правдивостью, чем их великие предшественники в литературе XIX столетия, беспощадно разоблачая угнетателей народа. Но при этом они отображали жизнь в ее революционном развитии, верили в торжество социалистических идеалов. Они рисовали человека не только как жертву жизни, но и как творца истории. Это получило выражение в знаменитых горьковских изречениях: «Человек — вот правда!», «Чело-век!.. Это звучит... гордо!», «Все в Человеке — все для Человека» («На дне»), «Превосходная должность — быть на земле человеком» («Рождение человека»). Если бы надо было кратко ответить на вопрос «Что было самым главным в творчестве М. Горького?» и на другой вопрос «Какая сторона горьковского наследия стала особенно важной сегодня, в свете главных задач наших дней?», то ответ на оба эти вопроса был бы один: гимн Человеку.
Слайд 7Наряду с реализмом существовали модернистские течения, как символизм, акмеизм,футуризм. Они отстаивали «абсолютную свободу»
художественного творчества, но на деле это означало стремление уйти от политической борьбы. Среди модернистов было немало талантливых художников, которые не вмещались в рамки своих течений, а иногда и совсем порывали с ними.
Сложность исторического процесса, острота социальных противоречий, смена периодов революционного подъема периодами реакции — все это по-разному повлияло на судьбы писателей. Некоторые крупные писатели-реалисты отклонялись к декадансу, как это случилось, например, с Л. Н. Андреевым. А крупнейшие поэты символизма в. Я. Брюсов и А. А. Блок пришли к революции. Блок создал одно из первых выдающихся произведений советской эпохи — поэму «Двенадцать». в. в. Маяковский, которому было с самого начала тесно в рамках индивидуалистического бунтарства и формальных экспериментов футуристов, создал уже в предоктябрьские годы яркие антикапиталистические и антимилитаристские произведения.
Слайд 8Новые направления русской литературы реализм, авангард и модернизм существенно меняют не
только форму литературных произведений, но и ее содержание и духовность. Появляются представители таких направлений: мистики-богоискатели Мережковский, Гиппиус, декаденты-индивидуалисты Бальмонт, Брюсов, Сологуб, акмеисты Ахматова, Гумилев, Мандельштам, кубофутуристы Маяковский, Бурлюк.
Частично возвращается романтизм, присущий началу XIX века, он находит отображение в творчестве Короленко и Горького. Художественная жизнь России развивается, несмотря на то, что многие поэты и писатели, творчество которых стало основополагающим для XIX века, вынуждены были покинуть родную страну.
Изменение литературы: форма, содержание, духовность
Слайд 9Творческие деятели арестовываются, против них начинаются репрессии, впоследствии которых погибают более
двух тысяч писателей, в числе которых Бабель, Клюев, Мандельштам. Трагическая судьба литературы этого времени это зеркальное отображение трагических судеб ее наиболее ярких деятелей.
Такие выдающиеся литературные мастера, как Ахматова, Булгаков, Цветаева, Есенин, Маяковский трагически прожили свою жизнь, и многие не смогли пережить тех тяжестей, которые создавала для их жизни и творчества советская власть.
Когда упоминают о тяжелой и несправедливой судьбе литературы в этих двух веках, говорят о том, что литературе было практически невозможно дышать свободно и полной грудью, что властью и государством было сделано все, чтобы уничтожить самые искренние, душевные зародыши художественной культуры, которая громким и свободным голосом говорила бы о том, что переживает русский человек и общество в тот временной период.
Слайд 10Наряду с реализмом в русском искусстве конца XIX века возникает идейно-художественное
направление, программно отказавшееся от традиций русского освободительного движения, философского материализма, реалистической эстетики, — декадентство или (в другом определении модернизм).
В рамках этого направления складывается определенный тип сознания, отношения к миру и человеку, отразивший духовный кризис общества начала века. В основе большинства течений модернистского направления лежит представление о непознаваемости мира и закономерностей его развития. Единственным критерием познания признавался внутренний духовный опыт.
Первым и наиболее значительным течением этого направление в литературе явился символизм.
Русский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки, однако обрел национальное и социальное своеобразие.
Модернистская литература
Слайд 11Наиболее ярко символизм проявил себя в области поэзии. Александр Блок, самый
большой русский поэт начала века, Андрей Белый, с его поэзией «ожидания зорь и видением зорь», Вячеслав Иванов, человек универсальный, главный теоретик символизма, и другие символисты сознавали себя новым течением и были в конфликте с представителями старой литературы. Основное влияние на символистов Оказал Вл. Соловьев, формулировавший сущность этого течения так:
«Все, видимо нами,
Только отблеск, только тени
от незримого очами».
Слайд 12Символизм видит духовную действительность за этой видимой действительностью. Символ есть связь
между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Они верили в иной мир, под который часто подразумевали внутренний мир личности – показатель общего трагического состояния мира. Их поэзия полна пророческих предощущений близкого обновления. Русские поэты-символисты с мучительной напряженностью переживают проблему личности и истории в их «таинственной» связи с «вечностью», с сутью вселенского «мирового процесса».
Слайд 13Кризис символизма спровоцировал рождение новых поэтических течений: акмеизма и футуризма.
Акмеисты (Н.С.
Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий и др.) объявили своей задачей реформировать поэтику символизма. Акмеизм противопоставил мистическим устремлением символизма к «непознаваемому» «стихию естества». В основе их эстетики лежало декларирование конкретно-чувственного восприятия «вещного мира», возврат слову его изначального, не символического, смысла. В области теории они оставались на почве философского идеализма, а общественная их программа сводилась к безусловному принятию существующего миропорядка во всей его совокупности «красот и безобразий» (Городецкий). По словам Блока, «настоящим исключением» среди акмеистов была Ахматова, которая как поэт пошла самостоятельным путем открытого ею нового художественного реализма, обогатила поэзию психологическими новациями.
Слайд 14В 1910-е годы несколькими группами заявляет о себе футуризм. Самой активной
из них была группа кубофутуристов, или «будетлян» (В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский и др.). Общей основной движения было стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (В. Маяковский) и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Художественное творчество должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный» (К.С. Малевич). Отсюда в поэзии футуристов наблюдается разрушение условной системы литературных жанров и стилей. На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве».
Заявленная «революция в искусстве» приобрела характер нигилистического отрицания культуры, реализма
Слайд 15О реалистической литературе первой половины XX века судят и спорят критики
по сей день, но так и нет единого мнения, которое позволило бы сформулировать основные тенденции его развития и выявить специфические черты, отличающие «новую» форму реализма XX века от просветительского или критического реализма предшествующих эпох. Но однозначно можно говорить о том, что социальное призвание реалистической литературы начала века было в том, чтобы звать не к смерти, а к жизни, воспитывая при этом молодую демократию в духе высоких гуманистических идеалов. Идеологом такого «нового» течения реализма был признан М. Горький.
Реалистическая литература