Презентация, доклад по литературе на тему Позднее творчество Осипа Мандельштама

Содержание

Написано в 1937 году в воронежской ссылке.В первом варианте стихотворение имело заглавие «Реймс – Лаон», потом отброшенное.

Слайд 1Осип Мандельштам «Я видел озеро, стоявшее отвесно…»

Осип Мандельштам «Я видел озеро, стоявшее отвесно…»

Слайд 2Написано в 1937 году в воронежской ссылке.
В первом варианте стихотворение имело

заглавие «Реймс – Лаон», потом отброшенное.
Написано в 1937 году в воронежской ссылке.В первом варианте стихотворение имело заглавие «Реймс – Лаон», потом отброшенное.

Слайд 3Собор в Реймсе (1211-1460) – место коронации французский королей.
Открытка, подписанная и

проштампованная в 1912 году.

Собор в городе Лан (фр. Laon) (1155 – 1235)
Открытка начала ХХ века

Собор в Реймсе (1211-1460) – место коронации французский королей.Открытка, подписанная и проштампованная в 1912 году. Собор в

Слайд 4Я видел озеро, стоявшее отвесно.
С разрезанною розой в колесе
Играли рыбы, дом

построив пресный.
Лиса и лев боролись в челноке.
 
Глазели внутрь трех лающих порталов
Недуги – недруги других невскрытых дуг.
Фиалковый пролет газель перебежала,
И башнями скала вздохнула вдруг, -
 
И, влагой напоен, восстал песчаник честный,
И средь ремесленного города-сверчка
Мальчишка-океан встает из речки пресной
И чашками воды швыряет в облака.
Я видел озеро, стоявшее отвесно.С разрезанною розой в колесеИграли рыбы, дом построив пресный.Лиса и лев боролись в

Слайд 5«…всякий читатель согласится, что Notre Dame – текст сравнительно простой, а

«[Реймс – Лаон]» – сравнительно сложный. …простые и сложные тексты требуют разных методов чтения и понимания: для простых – анализ, для сложных – интерпретация.
При анализе мысль идет от целого к частностям, при интерпретации – наоборот, от частностей к целому.»
М. Л. Гаспаров
«…всякий читатель согласится, что Notre Dame – текст сравнительно простой, а «[Реймс – Лаон]» – сравнительно сложный.

Слайд 6«Феномен стихотворения с «размытой» семантикой – это эстетический феномен.
…интерпретация подобных текстов,

во-первых, не может претендовать на расшифровку «до конца», а во-вторых, она всегда более или менее гипотетична и велика вероятность того, что интерпретатор «вчитывает» в текст смыслы, о которых сам автор не догадывался.
…задача интерпретации не только выявить, что хотел сказать автор, но и что текст «знает» сам по себе».
Сергей Стратановский. Мальчишка-океан (О стихотворении Мандельштама «Реймс – Лаон»)
«Феномен стихотворения с «размытой» семантикой – это эстетический феномен.…интерпретация подобных текстов, во-первых, не может претендовать на расшифровку

Слайд 7Я видел озеро, стоявшее отвесно.
Клод Моне «Руанский собор в полдень»

Я видел озеро, стоявшее отвесно. Клод Моне  «Руанский собор в полдень»

Слайд 8С разрезанною розой в колесе
«Готическая роза» – круглое окно со сложным

дизайном.
С разрезанною розой в колесе «Готическая роза» – круглое окно со сложным дизайном.

Слайд 9Играли рыбы, дом построив пресный.
«Рыба – один первых христианских символов. Ее

греческое название ihtus понималось как анаграмма греческой фразы, означающей: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель.»
(С. Стратановский)
Играли рыбы, дом построив пресный. «Рыба – один первых христианских символов. Ее греческое название ihtus понималось как

Слайд 10Лиса и лев боролись в челноке.
Иллюстрации к «Роману о Лисе»

Лиса и лев боролись в челноке.Иллюстрации к «Роману о Лисе»

Слайд 11Анималистические мотивы скульптурного декора собора в Реймсе

Анималистические мотивы скульптурного декора собора в Реймсе

Слайд 12Анималистические мотивы скульптурного декора собора в Лане

Анималистические мотивы скульптурного декора собора в Лане

Слайд 13Анималистические мотивы скульптурного декора готического собора в Бургосе

Анималистические мотивы скульптурного декора готического собора в Бургосе

Слайд 14Интерпретация «сложных» текстов:
общее представление об особенностях поэтики автора стихотворения;
знание биографии поэта,

круга его чтения ;
контекст творчества поэта;
общий литературный и культурный контекст;
«личные» ассоциации читателя;
сопоставление разных интерпретаций;
«открытость финала» исследования.
Интерпретация «сложных» текстов:общее представление об особенностях поэтики автора стихотворения;знание биографии поэта, круга его чтения ;контекст творчества поэта;общий

Слайд 15Глазели внутрь трех лающих порталов Недуги – недруги других невскрытых дуг.

Глазели внутрь трех лающих порталов Недуги – недруги других невскрытых дуг.

Слайд 16«Дальше, сквозь стекла цветные, сощурясь, мучительно вижу я…» (1935)
«И твердые ласточки

круглых бровей…» (1936)
«Поглядим на мир вдвоем…» (1936)
«И глядят приморские ворота / В якорях, в туманах на меня.» (1936)
«Но сильней всего непрочно - / Выпуклых голубизна: / Полукруглый лед височный…» (1936)
«…что я вижу пред собой / Ростовщичий глаз кошачий / … у того в зрачках горящих /… И в зрачках тех леденящих…» (1936)
«Под неба нависанье,/ Под свод его бровей…» (1937)
«Твой зрачок в небесной корке,/ … Омут ока удивленный…» (1937)
«В лицо морозу я гляжу один…» (1937)
«…Повязку бы на оба глаза!» (1937)
«А коршун где – и желтоглазый гон / Его когтей, летящих исподлобья?» (1937)
«Так гранит зернистый тот / Тень моя грызет очами, / Видит ночью…» (1937)
«И бровей начинается взмах…» (1937)
«И своими косыми подошвами / Луч стоит на сетчатке моей … Для того ль должен череп развиться / Во весь лоб – от виска до виска, - / Чтоб в его дорогие глазницы / Не могли не вливаться войска?» (1937)

«Дальше, сквозь стекла цветные, сощурясь, мучительно вижу я…» (1935)«И твердые ласточки круглых бровей…» (1936)«Поглядим на мир вдвоем…»

Слайд 17Цербер (Кербер) –
В греческой мифологии трехголовый пес, охраняющий вход в

Аид и выход из него.
Фактически – стережет границу между миром и «тем светом»
Цербер (Кербер) – В греческой мифологии трехголовый пес, охраняющий вход в Аид и выход из него. Фактически

Слайд 18Фиалковый пролет газель перебежала, И башнями скала вздохнула вдруг, -
Ланский собор
Роберт Делоне.

Башни Лаона. 1912
Фиалковый пролет газель перебежала, И башнями скала вздохнула вдруг, -Ланский соборРоберт Делоне. Башни Лаона. 1912

Слайд 19И, влагой напоен, восстал песчаник честный,
Песчаник – обломочная осадочная горная порода,

состоит преимущественно из кварца и полевого шпата. Строительный материал.

Песчаник – обломочная осадочная горная порода, состоит преимущественно из карбоната кальция. Строительный материал.

И, влагой напоен, восстал песчаник честный, Песчаник – обломочная осадочная горная порода, состоит преимущественно из кварца и

Слайд 20И средь ремесленного города-сверчка

И средь ремесленного города-сверчка

Слайд 21Мальчишка-океан встает из речки пресной
И чашками воды швыряет в облака.

Мальчишка-океан встает из речки преснойИ чашками воды швыряет в облака.

Слайд 22Стратановский:
««Швыряние чашками воды в облака» - это жест шута или «дурака»

в средневековом смысле этого слова»
««Мальчишка» здесь не возраст, а тип поведения – беззаботный и провокативный».
«Океан – это прежде всего свободная стихия, океан, заключенный в человеке – метафора внутренней свободы».
« …«мальчишка-океан» не только шут, но и Поэт». 
«Он — поэт-горожанин. /…/ «веселая наука» поэзии притворялась ремеслом среди других ремесел. Игра такого рода была проявлением внутренней свободы»
«В статье «Франсуа Виллон» Мандельштам приводит высказывание самого Вийона, где он называет себя «мальчишкой»»
««Океан» /…/ не только свободная стихия и величие, но и соль, соленая вода, противостоящая воде пресной. И здесь, как и в первой строфе, чувствуется евангельский подтекст. «Вы – соль земли», – говорит Иисус своим ученикам в Евангелии от Матфея»
««Мальчишка-океан» встает не из озера, а из «речки пресной». Река здесь образ движущегося времени, она устремлена в будущее, а озеро из первой строфы – это только настоящее. Здесь просматривается идея динамизма истории, творческого и созидательного начала в ней.»
Стратановский:««Швыряние чашками воды в облака» - это жест шута или «дурака» в средневековом смысле этого слова»««Мальчишка» здесь

Слайд 23Песчаник и известняк – осадочные породы.
Нептунисты (направление в геологии 18 –

19 вв) считали их образовавшимися на дне древнего мирового океана.
«…много есть доказательств тому, что большая часть Европы была дном мирового океана.» (Федор Глинка. Письма русского офицера…)
«Древний» с нашей точки зрения оказывается «юным»
(«мальчишкой») с точки зрения истории Земли.
Песчаник и известняк – осадочные породы.Нептунисты (направление в геологии 18 – 19 вв) считали их образовавшимися на

Слайд 24Стратановский:
Три уровня: «архитектурный», социальный, экзистенциальный.
Поэтическая формула французского Средневековья.
«Настоящая история – это

не крестовые походы, а великие соборы и свободное слово Поэта.»
«Ремесленно-строительное» понимание культуры Мандельштамом и в юности, и в зрелости.
Стратановский:Три уровня: «архитектурный», социальный, экзистенциальный.Поэтическая формула французского Средневековья.«Настоящая история – это не крестовые походы, а великие соборы

Слайд 25Гаспаров:
Стихотворение «Notre Dame» «было гимном организации: культуре.»
Стихотворение «Реймс-Лаон» – «гимн

организму: природе: камню и воде.»
«Ранний Мандельштам /…/ любил культуру, выраставшую из культуры…»
«Поздний Мандельштам хочет культуры, которая вырастает прямо из честной природы и оглядывается не на историю, а на геологию и биологию.»
Гаспаров:Стихотворение «Notre Dame» «было гимном организации: культуре.» Стихотворение «Реймс-Лаон» – «гимн организму: природе: камню и воде.»«Ранний Мандельштам

Слайд 26Не развалины – нет – но порубка могучего циркульного леса,
Якорные пни

поваленных дубов звериного и басенного
христианства,…

… И уже никогда не раскрою
В библиотеке авторов гончарных
Прекрасной земли пустотелую книгу,
По которой учились первые люди.
«Армения», 1930)
Не развалины – нет – но порубка могучего циркульного леса,Якорные пни поваленных дубов звериного и басенного христианства,……

Слайд 27… Где больше неба мне – там я бродить готов –


И ясная тоска меня не отпускает
От молодых еще воронежских холмов
К всечеловеческим – яснеющим в Тоскане.

(«Не сравнивай: живущий несравним.» 1937)
… Где больше неба мне – там я бродить готов – И ясная тоска меня не отпускаетОт

Слайд 28Я видел озеро, стоявшее отвесно.
С разрезанною розой в колесе
Играли рыбы, дом

построив пресный.
Лиса и лев боролись в челноке.
 
Глазели внутрь трех лающих порталов
Недуги – недруги других невскрытых дуг.
Фиалковый пролет газель перебежала,
И башнями скала вздохнула вдруг, -
 
И, влагой напоен, восстал песчаник честный,
И средь ремесленного города-сверчка
Мальчишка-океан встает из речки пресной
И чашками воды швыряет в облака.
Я видел озеро, стоявшее отвесно.С разрезанною розой в колесеИграли рыбы, дом построив пресный.Лиса и лев боролись в

Слайд 29«Бывают странные сближения»,
или открытый финал

«Бывают странные сближения», или открытый финал

Слайд 30Антонио Гауди. Саграда-Фамилия. «И башнями скала вздохнула вдруг»

Антонио Гауди. Саграда-Фамилия. «И башнями скала вздохнула вдруг»

Слайд 31Сантьяго Калатрава. Город искусств и наук (Валенсия). «Чудовищные ребра».

Сантьяго Калатрава. Город искусств и наук (Валенсия). «Чудовищные ребра».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть