Презентация, доклад по литературе на тему Поэма Медный всадник А. С. Пушкина

Содержание

«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!»  Валерий БрюсовА волнуют ли

Слайд 1Поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина
Урок литературы в 10 классе

Поэма «Медный всадник» А.С.ПушкинаУрок литературы в 10 классе

Слайд 2
«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые

долго еще будут волновать человечество!» 
Валерий Брюсов
А волнуют ли эти вопросы современное общество? Актуальна ли эта поэма сейчас?

«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!» 

Слайд 3
Истории создания поэмы
«Медный всадник» создан во

время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31 октябр<я> 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.
Истории создания поэмы     «Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени (1833) всего

Слайд 4
Вступление       1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.       2. На какие композиционные

части его можно разделить?       3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?       4.  Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?       5. Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?

Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.
Вступление       1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.       2. На какие композиционные части его можно разделить?

Слайд 5
Подберите строки из вступления к поэме в качестве подписи к иллюстрациям

художника Александра Бенуа
Подберите строки из вступления к поэме в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа

Слайд 7
«На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред

ним широко Река неслася...»
«На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река

Слайд 9

«Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и

диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли….»
«Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из

Слайд 11


«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла….»
«Люблю тебя, Петра творенье,

Слайд 12
«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие

избрания места для новой столицы» 

В.Г. Белинский


Прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы? Докажите .
«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» 

Слайд 13
            Часть первая      1. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают

представить разбушевавшуюся стихию живым существом?     2. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?      3. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его?      4. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь?      
            Часть первая      1. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым

Слайд 14
Подберите строки из 1 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям

художника Александра Бенуа
Подберите строки из 1 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа

Слайд 16
«Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против

бури, Не одолев их буйной дури... И спорить стало ей невмочь... Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод»
«Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их

Слайд 18
«И всплыл Петрополь как Тритон, По пояс в воду

погружен. Осада! Приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревна, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!»
«И всплыл Петрополь как Тритон, По пояс в воду погружен. Осада! Приступ! Злые волны,

Слайд 20
«Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся

новый, Где над возвышенным крыльцом С поднятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые, На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом Сидел недвижный, страшно бледный Евгений….»
«Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся новый, Где над возвышенным крыльцом

Слайд 21
Часть вторая       1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл

имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?       2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши?       3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.       5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
6.Каковы причины превращения Евгения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию?      
Часть вторая       1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой

Слайд 22
Подберите строки из 2 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям

художника Александра Бенуа
Подберите строки из 2 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа

Слайд 24
«И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец, И скрыться вглубь

меж их рядами Всечасно с дерзкими пловцами Готов был челн...»
«И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец, И скрыться вглубь меж их рядами Всечасно

Слайд 26
« Что ж это?... Он остановился. Пошел назад и воротился. Глядит... идет...

еще глядит. Вот место, где их дом стоит; Вот ива. Были здесь вороты — Снесло их, видно. Где же дом? И, полон сумрачной заботы, Все ходит, ходит он кругом...»
« Что ж это?... Он остановился. Пошел назад и воротился. Глядит... идет... еще глядит. Вот

Слайд 28
«……..Он скоро свету Стал чужд. Весь день бродил пешком, А

спал на пристани; питался В окошке поданным куском. Одежда ветхая на нем Рвалась и тлела. Злые дети Бросали камни вслед ему»
«……..Он скоро свету Стал чужд. Весь день бродил пешком, А спал на пристани; питался

Слайд 30
«Он очутился под столбами Большого дома. На крыльце С подъятой лапой,

как живые, Стояли львы сторожевые, И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне»
«Он очутился под столбами Большого дома. На крыльце С подъятой лапой, как живые, Стояли львы

Слайд 32
«И он по площади пустой Бежит и слышит за собой

- Как будто грома грохотанье - Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой... И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне...»
«И он по площади пустой Бежит и слышит за собой - Как будто грома грохотанье

Слайд 34
«И во всю ночь безумец бедный Куда стопы ни

обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал»
«И во всю ночь безумец бедный Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник

Слайд 35
ОБРАЗ ПЕТРА I в поэме

Каким мы видим Петра во вступлении?
Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего?
В чем суть конфликта Петра и Евгения?  Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов.    
Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей стороне автор?    
Что олицетворяет собой образ Медного всадника?              
ОБРАЗ ПЕТРА I в поэме   Каким мы видим Петра во вступлении?

Слайд 36
Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в

раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.       Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.       Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.       Две Невы...       Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй».

Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое мнение.
Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и

Слайд 37

ПОДВЕДЕМ ИТОГ
В чем двойственность петровских

преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра?
ПОДВЕДЕМ ИТОГ       В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть