Тема Гамлета созвучна теме романа. Трагедия Гамлета, по Пастернаку,- драма долга и самоотречения, и это сближает этот образ с образом Христа.
Стихотворение «Гамлет»- и о шекспировском герое, и о Христе, и о герое романа Юрии Живаго, и о самом авторе романа, трагически ощущающем соё существование, и вообще о человеке в положении Гамлета.
Долг человека- заплатить муками за чудо жизни, Евангельские образы, высокий библейский слог соединены с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль:
«Жизнь прожить — не поле перейти».
Жизнь символична, потому что она значительна во всех своих проявлениях. И предметом поэзии является сама жизнь.
Трагическое звучание «Гамлета» в последней строке «Жизнь прожить — не поле перейти» сменяется оптимистическим настроением «Марта».
Каждое явление природы одухотворено, олицетворено, наполнено высшим смыслом.
Назывные предложения третьей строфы, отмеченные радостной, восклицательной интонацией, передают удивление и восторг перед очередным чудом жизни.
У Пастырнака мы находим сравнение весны с «дюжей скотницей», у которой «дело кипит в руках». Прекрасное есть жизнь.
Поэтому «пахнет свежим воздухом навоз», о «всего живитель и виновник».
Нет низкого и нет высокого. Есть работа, есть вечная жажда жизни и её бесконечное обновление.
Там вдали, по дремучим урочищам,
Этой ночью весеннею белой,
Соловьи славословьем грохочущим
Оглашают лесные пределы.
Ошалелое щелканье катится.
Голос маленькой птички ледащей
Пробуждает восторг и сумятицу
В глубине очарованной чащи.
В те места босоногою странницей
Пробирается ночь вдоль забора,
И за ней с подоконника тянется
След подслушанного разговора.
В отголосках беседы услышанной
По садам, огороженным тесом,
Ветви яблоновые и вишенные
Одеваются цветом белесым.
И деревья, как призраки, белые
Высыпают толпой на дорогу,
Точно знаки прощальные делая
Белой ночи, видавшей так много.
А на пожарище заката,
В далекой прочерни ветвей,
Как гулкий колокол набата
Неистовствовал соловей.
Где ива вдовий свой повойник
Клонила, свесивши в овраг,
Как древний соловей-разбойник
Свистал он на семи дубах.
Какой беде, какой зазнобе
Предназначался этот пыл?
В кого ружейной крупной дробью
Он по чащобе запустил?
Казалось, вот он выйдет лешим
С привала беглых каторжан
Навстречу конным или пешим
Заставам здешних партизан.
Земля и небо, лес и поле
Ловили этот редкий звук,
Размеренные эти доли
Безумья, боли, счастья, мук.
«Март», «Белая ночь» и «Весенняя распутица» связаны с пробуждением природы, пробуждением человеческой жизни, в которой перемешаны
…доли
Безумства, боли, счастья, мук.
Лето- «Объяснение»- возвращения жизни,
её новый виток:
Жизнь вернулась так же беспричинно,
Как когда-то странно прервалась.
Я на той же улице старинной,
Как тогда, в тот летний день и час.
Сомкнутые веки.
Выси. Облака.
Воды. Броды. Реки.
Годы и века.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, нетронутый распадом:
“Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса,
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины!
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сраженья.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство”.
Стихотворение построено как воспоминание о любви: все глаголы в прошедшем времени.
Симметрично расположенный рефрен
Свеча горела на столе,
Свеча горела
завораживает, усиливает впечатление метели, возвращение воспоминаний.
В картину весеннего «приволья»и « нахрапа» вклинивается смесь «огня и жути», «человеческое горе», и опять звучит мотив «призвания», «долга».
Зачем же плачет даль в тумане,
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты
Судьба Христа оказывается прообразом тысячи судеб, прообразом тех ситуаций, когда человек осознаёт : идти избранным путём к гибели- значит осуществить себя, уклониться- значит потерять себя…
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть