Слайд 1Туманян Ованес
Творческий путь
Выполнила :
Халилова З.С.
Слайд 2Туманян Ованес
Камсар Нерсесович Григорьян
Родился 19 февраля 1869 года в деревне
Дсех (ныне Туманян).
Отец его был сельским священником.
Детство поэта прошло на родине.
Яркие ощущения и впечатления ранних лет, вызванные к жизни природой горного края, оказали благотворное воздействие на воспитание и развитие поэтического чувства Туманяна.
Может быть, ничто в такой степени не волновало будущего поэта, как грозный шум реки в глубоком ущелье.
Поздно вечером любил он лежать на краю ущелья и слушать в тиши глухой гул реки
Слайд 3Родители Ованеса Туманяна
Начальное образование Туманян получил в деревенской школе.
В
1879 году отец отвез десятилетнего мальчика в город Джалалоглы, который в те времена был административным центром Лори.
Весной 1883 года Туманян, не окончив школу, покинул Джалалоглы и вернулся в родное село.
В августе того же года отец привез Ованеса в Тифлис, где и прошла вся жизнь поэта. Туманян поступил в нерсисянское духовное училище, откуда ушел через два года.
В 1887 году из-за материальной необеспеченности Туманян вынужден был поступить писцом в тифлисскую духовную консисторию.
В 1892 году он перешел на работу в издательское товарищество в качестве конторщика, но ненадолго. Туманян отдался исключительно литературному труду и до конца своих дней оставался профессиональным писателем.
Первые литературные опыты Туманяна относятся к школьным годам. Он начал писать с десяти-одиннадцати лет.
Слайд 4С Газаросом Агаяном
К концу 1880-х годов он уже был автором
многих произведений: легенд «Пес и кот», «Злосчастные купцы», «Солнце и луна», поэм «Маро», «Сако Лорийский», стихотворений «Пахарь», «Старинное благословение» и других.
К 1890 году относится первоначальный вариант лирической поэмы «Ануш».
Однако все эти произведения существовали только в рукописи; знали о них лишь немногие почитатели таланта Туманяна.
В начале 1889 года молодой поэт знакомится с известным писателем, педагогом и публицистом Газаросом Агаяном. Благодаря покровительству и хлопотам Агаяна в детском журнале «Агбюр» («Родник») была напечатана легенда Туманяна «Солнце и луна». С 1891 года Туманян стал печататься в издававшемся в Тифлисе журнале «Мурч» («Молот»).
Слайд 5Патканян Рафаэл Габриэлович и внизу Смбат Симонович Шахазиз.
Виднейшими деятелями армянской поэзии
эпохи 1860–1880-х годов явились Патканян и Шахазиз, патриотические произведения которых сыграли важную роль в пробуждении и развитии народного самосознания. Однако, не отрицая неоспоримых заслуг этих двух поэтов, Туманян сожалел, что в силу обстоятельств они оба жили вдали от родины, и это, по его мнению, не могло не сказаться отрицательно на их творчестве. «Цветок, росший в чужом краю, — говорит Туманян, — не может иметь аромата и пышности родины… Поэт должен обеими ногами стоять на родной почве, и только тогда его голос будет звучать во всю силу…»
Слайд 6Детский журнал «Агбюр» («Родник»)
Лучшие традиции этих писателей, реалистов и демократов,
были унаследованы Ованесом Туманяном.
В 1890 году при активной поддержке ближайших друзей Туманяна в Москве был издан первый сборник его стихотворений и поэм. Через два года увидел свет и второй сборник. Имя молодого автора стало известным широкой литературной общественности.
Передовая критика сочувственно встретила выступление молодого поэта. Она отмечала самостоятельность и оригинальность дарования Туманяна, народность его творчества, простоту и ясность языка.
Слайд 7Деревня Дсех (ныне Туманян)
Кто будит сумрак гробовой,
Не устает рыдать, стонать?
Чей вопль мешается
с мольбой?
Увы, всего не рассказать!
…Ночь над Арменией темна…
Молодого автора не оставляют тревожные думы о судьбах Армении. Он жаждет облегчить страдания народа, помочь своей родине, хотя он еще не представляет, каким путем это следует сделать. Туманян видит «реки невинных слез», нищету и горе широких масс. Вот почему так печальны его песни. Вот почему он рисует скорбные картины родного края.
В стихотворениях молодого поэта лирические мотивы вплетались в тему общего, народного горя. Личная боль, личные переживания поэта отражали безотрадную жизнь народа; вокруг он слышал лишь «горький плач, вопли нищеты», и душа его омрачалась «ядом зла, зависти и лжи». Для интимной лирики Туманяна характерны грустные думы:
Не проси меня, не воспою
Я печаль безмерную свою, —
Отшатнется прочь твоя душа.
Увидав до дна всю боль мою…
Милый друг, ты не проси меня, —
Не спою тебе про это я…
Слайд 8
В конце 1880-х и в особенности в начале 1890-х годов все
более и более ухудшалось экономическое положение армянского крестьянства.
Наблюдения этих лет, размышления Туманяна о «крестьянской доле» нашли выражение в незавершенной поэме «Стенания», сохранившиеся отрывки которой относятся к 1890 году. Она написана в форме задушевной беседы между юным гостем и стариком, который начинает свой рассказ жалобами на участь земледельца.
Автор показывает классовое расслоение армянской деревни. С одной стороны, тавады-помещики, владеющие лучшей и большей частью земли, которые сами не пашут, не сеют, но которые являются хозяевами жизни и держат в кабале «весь Крестьянский народ», с другой — обездоленные и нищие сельские труженики.
В поэме не только правдиво изображен царивший в деревне социально-экономический гнет, но и показан стихийный протест армянского крестьянства. В сочувственных тонах автор рисует образ бунтаря, пастуха Чати, не пожелавшего покориться воле «богатеев». Он с высоко поднятой головой гордо стоял на сельской площади:
«Вот суд, вот тавад, вот, смотрите, и я.
Пусть выйдет! А ну-ка? Посмотрим, что станет!»
Автор говорит о тех, кто не смирился с насилием и произволом, кто не покорился злой воле кулаков и «царскому закону». Покинув свой дом, с оружием в руках скрылись они в далеких горах. Стали они «качахами» — народными мстителями. Симпатия старика рассказчика, в словах которого звучит гнев и ярость, на стороне бунтарей; так много горечи накопилось в сердце, что и он, восьмидесятилетний старик, готов взяться за оружие:
Эх, друг! Не расспрашивай. Больше нет мочи.
Не то мне придется разбойником стать…
Слайд 9Пукирев Василий Владимирович Неравный брак
Суеверие, рабское подчинение адатам, жестокость, многие темные
стороны жизни патриархальной армянской деревни нашли яркое отражение в ранних произведениях Туманяна.
В поэме «Маро», созданной восемнадцатилетним автором, уже достаточно четко выступали характерные особенности его творческого облика. Туманян многое воспринял от армянских сказителей.
Темой поэмы послужила трагическая судьба девятилетней деревенской девочки, которую выдают замуж. Такие ранние браки в то время не были редкостью. Автор с сердечной болью вспоминает историю Маро, отчетливо понимая, что она стала жертвой отсталости, диких обычаев старой деревни.
В печальных строках поэмы скрыто осуждение всего строя жизни. Так сильна была власть предрассудков, что окружавшие Маро, в сущности неплохие, но невежественные и суеверные люди отвергли несчастную девочку. Ни один человек не протянул ей руку помощи, никто не попытался предотвратить трагическую развязку.
Слайд 10Семья
В 1888 году, девятнадцати лет, Туманян женился на ученице Тифлисской
женской гимназии Ольге Мачкалян.
В 38 лет Туманян был отцом десяти детей.
Окружающие близкие люди постоянными упреками в недостаточной практичности не давали поэту покоя.
Его родные не считали литературу серьезным делом и не понимали, что Туманян давно и твердо избрал трудный путь поэта.
Слайд 11Опера Ануш, 1935 год
Жизненные невзгоды подсказали Туманяну сатиру «Поэт и муза».
Многие эпизоды в ней явились отражением жизни самого автора, он рассказывал о своем собственном тернистом пути.
В жизни каждого большого писателя бывают периоды особого подъема творческой деятельности. Иногда несколько месяцев вдохновенного труда приносят больше плодов, чем долгие годы напряженной работы.
Таким периодом в жизни Туманяна было лето 1900 года, проведенное в высокогорной живописной местности Абастуман. Здесь Туманян вернулся к поэме «Ануш» и почти заново ее написал. Здесь им были созданы «Парвана» и «Взятие крепости Тмук», в основе которых лежат фольклорные мотивы.
Слайд 12Туманян далек от натуралистического восприятия природы. В его поэзии она никогда
не служит простым фоном или украшением, не выступает в роли немой, равнодушной свидетельницы печальных событий.
Реки, горы, темные ущелья, поля и цветы под пером поэта оживают, обретают язык человеческих чувств. Вместе с ним оплакивают несчастную любовь горные цветы, «сердца и глаза которых были полны слезами-росинками».
Добрые феи, красавицы пери «на крыльях ветерка, на лучах луны» поют грустную песню Ануш и, как только первые лучи озаряют вершины гор, прячутся в стволах толстых дубов, в синих струях родников, в пене волн летящей со скал реки.
Слайд 13Думы о судьбе народа, мысли о его вековой борьбе за свободу
и счастье привели Туманяна к армянскому героическому эпосу. Им овладело желание написать поэму, опираясь на богатую фольклорную традицию сказа о сасунских богатырях.
Эпический цикл «Давид Сасунский» складывался в течение многих столетий, но окончательно оформился в X веке.
В «Давиде Сасунском» древнейшие мифологические мотивы переплетаются с изображением реальных исторических событий. Его основное содержание составляет героическая борьба армянского народа с чужеземными поработителями за свободу и независимость родины. Сказ о сасунских богатырях отражает идеологию широких слоев народа, их стремление к созидательному труду, их желание жить в мире и дружбе с другими народами.
Иллюстрации к эпосу
«Давид Сасунский»
Слайд 14Метехская крепость
Активная общественная деятельность Туманяна, в особенности его участие в событиях
1905–1907 годов, привлекла внимание жандармерии, и за ним был установлен тайный надзор.
28 декабря 1908 года в квартире поэта был произведен обыск; он был арестован и посажен в Метехскую крепость.
В крепости Туманяном была написана сказка в стихах «Капля меда», явившаяся злой сатирой на царей и правителей.
Автор изобразил войну как бессмысленное, страшное народное бедствие, приносящее много страданий и горя миллионам людей.
Туманян вынужден был высказать свои мысли в завуалированной форме. Тем не менее основная идея его сказки ясна.
Туманян издевается над царями, произносящими высокопарные, лицемерные и фальшивые речи о причинах, заставивших их взяться за оружие.
Не менее ярко в сказке Туманяна выражена мысль о том, что простому народу война вовсе не нужна.
В тюрьме, в день своего сорокалетия, Туманян написал стихотворение «Перевал», в котором как бы подводил итог пройденному жизненному пути. Шестимесячное пребывание в Метехской крепости не сломило волю поэта.
Слайд 15После Агаяна лучшими произведениями для детей Армения обязана Туманяну.
Стихи армянского
поэта, написанные для самых маленьких читателей, привлекли внимание П. Г. Тычины, который с любовью и большим талантом перевел их на украинский язык.
Из разнообразного и богатого наследия Туманяна украинский поэт намеренно выбрал именно детские стихотворения.
Тычина отметил особое умение Туманяна говорить с детьми о понятных и близких им предметах простым и ясным языком. «А как он умел беседовать с детьми! — пишет Тычина о Туманяне. — Его стихи для детей, его сказки, рассказы — это настоящие жемчужины мировой поэзии».
Слайд 16Символика «Дашнакцутюн»
1910–1916 годы были периодом кипучей литературно-общественной деятельности Туманяна. Он становится
инициатором и активным членом целого ряда культурно-просветительных обществ, постоянно выступает в печати.
С конца 1909 года армянский поэт выступал на страницах издававшейся в Тифлисе ежедневной газеты «Оризон» («Горизонт»), которая фактически стала трибуной буржуазно-националистической партии «Дашнакцутюн».
7 ноября 1911 года Туманян был вторично арестован. Около месяца пробыл он в Метехской крепости в Тифлисе, а затем по этапу был отправлен в Петербург, в Дом предварительного заключения.
Туманяна обвиняли в причастности к буржуазно-националистической партии «Дашнакцутюн». Более четырех месяцев длилось судебное разбирательство, и лишь 22 марта 1912 года Туманян был освобожден.
Слайд 17Сказка «Золотой город»
Выработанный им социальный идеал нашел яркое отражение в его
сказке «Золотой город». В ней поэт рисует картину всеобщего счастья, где миру «зла и горя» противопоставлен «золотой город», в котором нет хозяев и рабов и все живут спокойно, наслаждаясь плодами своего труда.
Мирный созидательный труд Туманян считал основой будущего, разумного общественного строя, но он не указывал конкретных путей достижения конечной цели. Правда, в творчестве его сквозит порой мысль о стихийном возмущении народа.
Слайд 18В годы первой мировой войны Туманян не оставался в стороне от
грозных событий. С группой литераторов и общественных деятелей он дважды побывал на фронте.
В письмах к друзьям поэт делился тяжелыми впечатлениями: он видел разрушенные деревни, видел обезображенные тела убитых, был свидетелем невиданных страданий народа. Война повсюду сеяла смерть и разрушение. В Армению хлынул огромный поток беженцев.
Тысячи людей умирали с голоду, и тысячи сирот остались без крова и хлеба. Туманян прилагал огромные усилия, чтобы облегчить участь пострадавших: он организовывал помощь раненым, беженцам, принимал деятельное участие в устройстве приютов для сирот.
В эти годы Туманян пишет свои «Четверостишия».
Слайд 19Туманян осознал всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции. Он горячо приветствовал
Советскую Россию, которая навсегда покончила с миром рабства и указала угнетенным народам путь к освобождению.
И поэт призывал все народы «крепко, в меру своих сил, помогать только что вставшему на ноги русскому богатырю».
Когда в 1919 году многонациональный Кавказ, следуя примеру русского народа, поднял знамя борьбы за власть Советов, поэт был всем сердцем на стороне революционного народа.
Туманян всегда верил в возрождение своей страны. Еще в 1915 году он ощущал дыхание грядущих бурь и воспевал светлый час освобождения родины:
В одеждах пламенных придет заря грядущих дней,
И будут сонмы светлых душ — как блеск ее лучей.
И жизни радостной лучи улыбкой озарят
Верхи до неба вставших гор, священный Арарат…
Туманян стал свидетелем тех исторических дней, когда освобожденный русский народ протянул Армении братскую руку помощи и она стала Советской Социалистической Республикой.
Слайд 20Осенью 1921 года по приглашению правительства Советской Армении с группой литераторов
Туманян посетил Ереван с горячим желанием принять непосредственное участие в строительстве новой жизни.
Возвратившись в Тифлис, Туманян по приглашению Комитета помощи Армении, председателем которого состоял, поехал в Константинополь. Вернулся поэт из заграничной поездки совершенно разбитым и больным.
Более двух лет он был прикован к постели. В это время он взялся за переработку некоторых своих произведений, его волновали и новые темы, он мечтал вернуться к своей сказочной поэме «Тысячеголосый соловей». Однако тяжелая болезнь помешала осуществлению широких творческих замыслов.
После операции, в марте 1922 года, состояние Туманяна на некоторое время улучшилось, но ненадолго. Осенью ему стало хуже.
В декабре 1922 года, по решению правительства Советской Армении, он отправился за границу на лечение.
Были приложены все усилия, чтобы спасти больного поэта, но сделать ничего не удалось. 23 марта 1923 года Туманян скончался.
Слайд 21Туманян прошел долгий, сложный путь. В нем никогда не угасала вера
в народ, в его созидательную силу, в его способность бороться за справедливые основы жизни.
Вглядываясь в глубину веков, мысленно обозревая более чем двухтысячелетнюю историю своей родины, Туманян мечтал о времени, когда
…утро вспыхнет зарей
В армянских горах,
Зеленых горах…
В его мудрой, мужественной поэзии, выражаясь языком его стихов, «радостью грядущих славных дней звенели струны вдохновенно…»
Неувядаемая поэзия Туманяна и ныне служит советскому народу, его великому созидательному труду, его неуклонной борьбе за мир и дружбу народов.