Слайд 1«Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Серебряный век*
русской поэзии
* Термин
предложен Н.Оцупом
в статье «Серебряный век» русской поэзии» (1933)
Слайд 2Общая характеристика периода
Последние годы XIX столетия стали поворотными
для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Слайд 3Внутриполитическая обстановка в России
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в
экономике Российской Империи.
-Противоборство трех сил: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки: «сверху», законными средствами, «снизу»- путем революции.
Слайд 5Литературные направления
Символизм – направление, для которого характерны символы, условности и иносказания,
выделение в слове звучания и ритма. Название связано с поисками «символа», способного отразить отношение автора к миру.
К. Бальмонт, В. Брюсов, Д. Мережковский, А.Блок и др.
Акмеизм - течение, которое провозгласило освобождение
поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности образов, возврат к материальному миру, предметности, точному значению слова.
Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам и др.
Футуризм – авангардистское направление, «искусство будущего», отрицавшее традиционную культуру (особенно ее нравственные и культурные ценности), культивировавшее эстетику урбанизации (машинной индустрии и большого города). В Маяковский, И. Северянин и др.
Слайд 6Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в
России.
Теоретическая основа русского символизма
была заложена в 1892 году лекцией
Д. С. Мережковского "О причинах упадка
и о новых течениях современной русской
литературы". В названии лекции содержалась
оценка состояния литературы.
Надежда на ее возрождение возлагалась
автором на "новые течения".
Слайд 7Основные положения течения
По мнению Соловьева , для символизма характерны:
поэтика намека
и иносказания;
эстетизация смерти как бытийного начала;
знаковое наполнение обыденных слов;
аналогия мига, мимолетности, в которых отражается Вечность;
К этому следует добавить и указание на следующие качества:
стремление создать картину идеального мира , существующего по законам вечной красоты;
отношение к слову как многосмысленному посланию;
глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности;
изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
Слайд 8Старшие символисты
Лекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»
(1892)
Сборник «Русские символисты» (1894)
«Создания искусства – приотворённые двери в вечность».
Мережковский Д.С.
1866-1941
Брюсов В.Я.
1873-1924
Слайд 9Младосимволисты
А.А.Блок
1880-1921
Андрей Белый
1880-1934
Иванов В.И.
1866-1949
Слайд 10Акмеизм
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х
годов. (от греч. acme -
высшая степень чего-либо, расцвет,
вершина, острие). Из широкого круга участников "Цеха«
выделилась
более узкая и эстетически
более сплоченная группа
акмеистов - Н. Гумилев,
А. Ахматова, С. Городецкий,
О. Мандельштам, М. Зенкевич
В. Нарбут
Слайд 11Основные положения течения
Акмеисты провозгласили своими принципами:
освобождение поэзии от символистских призывов
к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, "радостного любования бытием";
стремление придать слову определенное точное значение , основывать произведения на конкретной образности, требование "прекрасной ясности";
обращение к человеку к "подлинности его чувств";
поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно - биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.
Слайд 12Акмеисты
Ахматова А.А.
1889-1966
Гумилёв Н.С.
1886-1921
Мандельштам О.Э.
1891-1938
Слайд 13Футуризм
Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе
в Италии.
Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в
свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были
Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А.
Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или
поэтов «Гилеи».
Слайд 14Основные положения течения
В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о
рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".
Слайд 15Футуристы
Маяковский В.В.
1893-1930
Бурлюк Д.Д.
1882-1967
Игорь
Северянин
1887-1941
Слайд 16
Поэтов Серебряного века объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют
в духовном обновлении России;
всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
все они по –особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения;
они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;
их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…