Слайд 1ОБРЯДОВЫЙ
ФОЛЬКЛОР
МБОУ Гимназия №2, г.о.Краснознаменск,
учитель русского языка и литературы Черная
А.В.
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство.
поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки,
эпос),
народная
музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы),
театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол),
танец,
архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Слайд 3ПОЭЗИЯ
Устное народное поэтическое творчество (малые жанры):
Загадка — метафорическое выражение, в котором один
предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни (до 3-х мес.).
Потешки - короткие стишки (реже песенки), предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
Пословицы и поговорки
Слайд 4СКАЗКИ
ПРИСКАЗКА ОТСУТСТВУЕТ
ЗАЧИН
Жили-были дед да баба. И была у них Курочка
Ряба.
РАЗВИТИЕ
Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.
Дед бил - не разбил.
Баба била - не разбила.
КУЛЬМИНАЦИЯ
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
КОНЦОВКА
Плачет дед, плачет баба, а Курочка Ряба кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу я вам яичко другое, не золотое, а простое!»
Слайд 5ЧТО ТАКОЕ ОБРЯД?
Обря́д — совокупность действий стереотипного характера,которой присуще символическое значение.
Стереотипный - в переносном смысле
повторяющийся без изменений.
Символический — имеющий значение символа.
Символ — то, что служит условным знаком
какого-либо понятия, явления, идеи.
Слайд 6ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР
Фольклор всегда был важной частью народного быта.
Россияне продолжают отмечать языческие
праздники (Масленицу, Ивана Купалу), верят в многочисленные народные приметы и предания.
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения.
Слайд 7ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на
Русь из Византии вместе с крещением в конце X века.
Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви.
К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!».
Слайд 8ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР
Рождество Христово — праздник рождения Иисуса Христа, спасителя мира,
с пришествием которого люди обрели надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь.
Православная церковь отмечает Рождество Христово по юлианскому календарю 7 января в отличие от западных церквей, празднующих его 25 декабря по григорианскому календарю.
В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались и колядовали. Колядой называется старинный рождественский обряд прославления праздника рождества Христова песнями и сама песня.
Слайд 9ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР
Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот
праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.
В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу.
Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом.
Слайд 10ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они
свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.
Обрядовые песни
считались такой же обязательной
составной частью
обряда, как и основные обрядовые
действия. Песни, как правило,
невелики по объему и несложны по поэтической структуре.
Слайд 11КОЛЯДКИ
Колядование начиналось в канун Рождества. Так назывались праздничные обходы домов с
пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами.
Слайд 12МАСЛЕНИЧНЫЕ ПЕСНИ
Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них Масленицу ругают,
высмеивают, призывают возвратиться, называют
шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т.
Каждый день Масленицы имел свое название:
понедельник — встреча,
вторник — заигрыши,
среда — лакомка,
четверг — широкий четверг,
пятница — тещины вечерки,
суббота —золовкины посиделки,
воскресенье — проводы.
На этой же неделе было принято кататься с гор на санках.
Слайд 13ВЕСЕННИЕ ПЕСНИ
Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста,
поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.
Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Слайд 14ЛЕТНИЕ ПЕСНИ
Наши предки искренне верили в магическую силу деревьев. Символом праздника на
Троицу стала березка. И неслучайно: славяне издавна считали, что это дерево обладает хорошей энергетикой и особой силой роста, которую непременно надо использовать. Чаще всего – для того, чтобы создать семью. Поэтому девушки шли в лес – «завивать» березку. Деревце украшали лентами и венками, пели песни, водили хороводы. А парубки присматривались и выбирали себе невесту.
Слайд 15 ОСЕННИЕ ПЕСНИ
Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды совершали
в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.
Основным содержанием осенних обрядов является стремление вернуть работающим на поле потраченную силу (например, обряда катанья жней по полю с приговором: «Жнивка,
жнивка, отдай мою силку») и сохранить у земли, породившей урожай, ее плодоносную силу (например, на поле оставляли кучку колосьев, перевязывали их, клали тут же хлеб, поливали водой и приговаривали заклятье; этот обряд носил название «завить бороду козлу»).