кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;
улан, драгун – солдаты конных полков;
картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии
Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;
Бивак – стоянка войск под открытым небом;
Цитатный план:
«Мы долго молча отступали…»
«И вот нашли большое поле…»
«Два дня мы были в перестрелке…»
«Прилёг вздремнуть я у лафета…»
«И умереть мы обещали…»
«Вам не видать таких сражений…»
«Тогда считать мы стали раны…»
Задание для 1 группы
Соотнесите следующую информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты. (учащиеся получают таблицу, в которой заполнена историческая справка).
Таблица 1
Задание для 2 и 3 групп: Соотнесите записи из «Дневника солдата» с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, подберите цитаты. (учащиеся получают таблицу, в которой заполнены выписки из солдатского дневника, цитаты из стихотворения учащиеся заполняют самостоятельно).
Таблица. Группа 2
Таблица. Группа 3
Строки стихотворения
Мы долго молча
отступали…
И вот нашли большое поле…
Таблица 1 группа
Два дня мы были в перестрелке…
Прилег вздремнуть я у лафета…
Таблица 1 группа
Изведал враг в тот день немало…
Вот затрещали барабаны…
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Стихотворение «Бородино»
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
Таблица 2 группа
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Таблица. Группа 2
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Таблица. Группа 2
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Таблица. Группа 2
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета.
Таблица. Группа 2
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Таблица. Группа 3
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Таблица. Группа 3
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Таблица. Группа 3
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Таблица. Группа 3
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Таблица. Группа 3
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод:
Глухов Николай Семенович
Гвардии сержант, связист. На фронт был призван в 1944 году, демобилизовался в 1946 году. 21 год.
Кто он? Возраст.
Молодой парень, ранения, награды за участие в боях за освобождение стран Европы, дошел до Австрии.
Внешний облик. Манера держаться.
Особенности речи
Глухов Николай Семенович
Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну,
решительность, мужество,
гордость за своих товарищей.
Скромность,
трудолюбие.
Характеры
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть