Презентация, доклад по литературе на тему Образ русского солдата в стихотворении М.Ю.Лермонтова Бородино (5 класс)

Содержание

Цели урока: формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве и в воспоминаниях участников этих событий; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России. Оборудование:

Слайд 1Интегрированный урок литературы в 5 классе
«Образ зашитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова

«Бородино» и в «Солдатском дневнике» Гвардии сержанта Н.С. Глухова.»
(литература+история+музей)

Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №18» города Ижевска
Винник Фаина Рифкатовна
Интегрированный урок литературы в 5 классе«Образ зашитника Родины в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» и в «Солдатском дневнике» Гвардии

Слайд 2Цели урока: формирование представления о том, как исторические события отражаются в

искусстве и в воспоминаниях участников этих событий;
развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитание гордости за свой народ, уважения к великому прошлому России.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, список непонятных слов с иллюстрациями, выставка книг и детских иллюстраций к стихотворению "Бородино”, аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина; солдатский дневник, компьютер.
Эпиграф урока:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю.Лермонтов
Цели урока: формирование представления о том, как исторические события отражаются в искусстве и в воспоминаниях участников этих

Слайд 3Яркая, глубокая, противоречивая и мятежная личность М. Ю. Лермонтова остается притягательной

и в наши дни: о ней горячо спорят, ее пытаются разгадать, воспеть. Лермонтов называл себя странником. Он появляется в детстве на странице книжки в кавказской бурке на фоне заснеженных вершин со своим “Парусом” и “Бородино».
Яркая, глубокая, противоречивая и мятежная личность М. Ю. Лермонтова остается притягательной и в наши дни: о ней

Слайд 4Литературное произведение
Музейный экспонат

Литературное произведениеМузейный экспонат

Слайд 5История создания стихотворения «Бородино». (выступление ученика)
Лермонтов зачитывался стихами о

войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник», письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова.  Лермонтову довелось служить с солдатами, которые участвовали в Бородинской битве. Ветераны делились своими воспоминаниями. К 25-летию великого сражения Лермонтов пишет стихотворение «Бородино» о доблести русских воинов.
История создания стихотворения «Бородино». (выступление ученика)  Лермонтов зачитывался стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале

Слайд 6Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню.

Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы.
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной

Слайд 7. Словарная работа. Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино”.

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, прошло более 200 лет с того времени.

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

улан, драгун – солдаты конных полков;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии

. Словарная работа. Сейчас мы будем слушать стихотворение

Слайд 8Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
Булат –

оружие булатной стали, сабля;

Редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

Бивак – стоянка войск под открытым небом;

Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;Булат – оружие булатной стали, сабля;Редут – квадратное

Слайд 9Работа с текстом
План:
Отступление.
Выбор место сражения.
Ожидание боя.

Ночь перед сражением.



Клятва верности.
Описание Бородинского сражения.
Поле боя после сражения.

Задание: составить цитатный план

Цитатный план:
«Мы долго молча отступали…»
«И вот нашли большое поле…»
«Два дня мы были в перестрелке…»
«Прилёг вздремнуть я у лафета…»
«И умереть мы обещали…»
«Вам не видать таких сражений…»
«Тогда считать мы стали раны…»

Работа с текстомПлан:Отступление. Выбор место сражения. Ожидание боя. Ночь перед сражением. Клятва верности. Описание Бородинского сражения. Поле

Слайд 10. Групповая работа.
Цель: обратить внимание на художественные достоинства стихотворения осмыслить

содержание, проследить за развитием сюжета и поведением героя. Исследовательская работа с солдатским дневником позволит вам активно познать действительность, осмыслить и найти причинно-следственные связи, сформирует умения сравнивать, делать выводы.

Задание для 1 группы
Соотнесите следующую информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты. (учащиеся получают таблицу, в которой заполнена историческая справка).
Таблица 1

Задание для 2 и 3 групп: Соотнесите записи из «Дневника солдата» с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, подберите цитаты. (учащиеся получают таблицу, в которой заполнены выписки из солдатского дневника, цитаты из стихотворения учащиеся заполняют самостоятельно).
Таблица. Группа 2

Таблица. Группа 3


. Групповая работа. Цель: обратить внимание на художественные достоинства стихотворения осмыслить содержание, проследить за развитием сюжета и

Слайд 11Солдатский дневник Гвардии сержанта Николая Семеновича Глухова
Перед вами уникальный экспонат школьного

музея – «Солдатский дневник».
Солдатские дневники – это возможность «прошагать дорогами войны» вместе с их авторами.
Сегодня, перечитав отдельные страницы этого документа, мы узнаем об его авторе, о чем думал человек на войне, что переживал, о чем мечтал…
Солдатский дневник Гвардии сержанта Николая Семеновича ГлуховаПеред вами уникальный экспонат школьного музея – «Солдатский дневник».Солдатские дневники –

Слайд 12Таблица №1
Историческая справка
1. 12 июня 1812 года огромная
французская армия под
предводительством императора
Наполеона

вторглась в
пределы России. Началась
знаменитая война с
французами. Два месяца
отступали русские войска.
Наконец главнокомандующий
Кутузов принимает решение
дать сражение. Местом битвы
выбрано поле под Москвой у
деревни Бородино.

Строки стихотворения

Мы долго молча
отступали…
 
И вот нашли большое поле…

Таблица 1 группа

Таблица №1Историческая справка1. 12 июня 1812 года огромнаяфранцузская армия подпредводительством императораНаполеона вторглась впределы России. Началасьзнаменитая война сфранцузами.

Слайд 132. Первое столкновение
состоялось 24 августа.
25 августа – день
затишья. Все
готовились к

тяжелому
бою: строили
укрепления (редут),
чистили ружья, точили
штыки.

Два дня мы были в перестрелке…
Прилег вздремнуть я у лафета…




Таблица 1 группа

2. Первое столкновениесостоялось 24 августа. 25 августа – деньзатишья. Всеготовились к тяжеломубою: строилиукрепления (редут),чистили ружья, точилиштыки.Два дня

Слайд 143. Бородинская битва
состоялась 26 августа.
И русские, и французы
сражались до конца.
Ну

ж был денек!..
Вам не видать таких сражений…




Таблица 1 группа
3.  Бородинская битвасостоялась 26 августа.И русские, и французысражались до конца.Ну ж был денек!.. Вам не видать

Слайд 154. Мужество и героизм русских
солдат не позволили
Наполеону одержать победу. С
наступлением

темноты
французская армия отступила
на прежние позиции. Однако
потери были столь велики, что
Кутузов принял решение сдать
Москву и тем спасти армию,
Россию: "С потерей Москвы
еще не потеряна Россия, с
потерей же армии Россия
потеряна.»

Изведал враг в тот день немало…
Вот затрещали барабаны…
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

4.  Мужество и героизм русскихсолдат не позволилиНаполеону одержать победу. Снаступлением темнотыфранцузская армия отступилана прежние позиции. Однакопотери

Слайд 16Таблица №2
Дневник солдата
Я знаю, какая короче
Дорога ведет к тебе.
Она не назад

сквозь рощи,
Где даль тиха и светла –
Сквозь дымные дни и ночи,
Сквозь битвы к тебе
пролегла. (стр.39)
Задание: подберите цитаты из стихотворения

Стихотворение «Бородино»

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?"


Таблица 2 группа

Таблица №2Дневник солдатаЯ знаю, какая корочеДорога ведет к тебе.Она не назад сквозь рощи,Где даль тиха и светла

Слайд 171944 год мы встречаем в селе
Большая Белозерка Херсонской
области. Село Белозерка
расположено в

развилке балки,
проходившей с юга на северо
запад, в 40 км. северо-западнее
г. Мелитополь. село довольно
крупное, разоренное немцами..
На переднем крае идут жаркие
бои. Наши части ликвидируют
плацдарм немцев на левом
берегу р. Днепр. Но противник
сильно сопротивляется,
стараясь удержать плацдарм.

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут.




Таблица. Группа 2

1944 год мы встречаем в селеБольшая Белозерка Херсонскойобласти. Село Белозеркарасположено в развилке балки,проходившей с юга на северозапад,

Слайд 18 Нет, не сломить им
русской гордости.
Они будут все
уничтожены, как
самый негодный
сорняк

на земном
шаре.

Уж постоим мы головою За родину свою!




Таблица. Группа 2

Нет, не сломить имрусской гордости.Они будут всеуничтожены, каксамый негодныйсорняк на земномшаре.  Уж постоим мы

Слайд 1920 декабря. В 10.00 утра
заговорил «Бог войны»
Сталинская артиллерия,
дали свой концерт наши
«красавицы

Катюши» и
загудело небо. То и дело
проходят штурмовики. Ну
и мы пошумели в эфире.
После полуторачасовой
артподготовки пехота
ринулась вперед и,
ломая всякое
сопротивление, при
поддержке артиллерии
движутся вперед.

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!



Таблица. Группа 2

20 декабря. В 10.00 утразаговорил «Бог войны»Сталинская артиллерия,дали свой концерт наши«красавицы Катюши» изагудело небо. То и делопроходят

Слайд 20Короткий ночной
разговор оборвался.
Ребята замолчали,
потом, зарывшись в
шинель легли
отдыхать. Некоторые
уже заснули под тихий
солдатский

говор и в
своем солдатском
полусне что-то
вскрикивают.

И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилег вздремнуть я у лафета.



Таблица. Группа 2




Короткий ночнойразговор оборвался.Ребята замолчали,потом, зарывшись вшинель леглиотдыхать. Некоторыеуже заснули под тихийсолдатский говор и всвоем солдатскомполусне что-товскрикивают.И вот

Слайд 2130 мая. Гвардейцы под кустами
вишен, абрикосов и яблонь в
душистой траве занимаются
своими

работами. Кто
ремонтирует радиостанции,
чтобы работали безотказно в
бою. Кто машину красит,
чтобы была в хорошем виде,
когда будем въезжать в
Румынию. Работа идет полным
ходом. Все подготавливается
для предстоящих жарких боев.

Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

30 мая. Гвардейцы под кустамивишен, абрикосов и яблонь вдушистой траве занимаютсясвоими работами. Кторемонтирует радиостанции,чтобы работали безотказно вбою.

Слайд 22Свой долг перед родиной
матерью и мудрым,
гениальным стратегом,
великим полководцем
Верховным
Главнокомандующим
Маршалом Советского Союза
т.

Иосифом
Виссарионовичем Сталиным
с честью выполнили. Мы
победили. Победа наша.
Сегодня празднуем день
победы. (стр. 69)

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.


Таблица. Группа 3

Свой долг перед родинойматерью и мудрым, гениальным стратегом,великим полководцемВерховнымГлавнокомандующимМаршалом Советского Союзат. ИосифомВиссарионовичем Сталинымс честью выполнили. Мыпобедили. Победа

Слайд 2310 мая. Разведка донесла, что
немцы подтягивают силы, чтобы
ликвидировать плацдарм наш на
правом

берегу р. Днестр. В ночь на
11 мая немцы предприняли
наступление. После трехчасовой
артподготовки немцам казалось,
что не должно остаться места, где
мог бы выжить человек. И они
пошли в атаку, непрерывным
потоком двинулись на наши рубежи
бронированные танки, машины и
самоходные орудия. За ними шла
рьяная «зеленая» пехота врага. В
воздухе висели немецкие
бомбардировщики и бомбили наши
боевые порядки. казалось бы ничто
не могло их удержать.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут.



Таблица. Группа 3




10 мая. Разведка донесла, чтонемцы подтягивают силы, чтобыликвидировать плацдарм наш направом берегу р. Днестр. В ночь на11

Слайд 24 Первая атака немцев
захлебнулась. но немцы на
этом не

успокаивались. Они
вновь перегруппировав силы
атаковали наши рубежи. Пять
дней подряд шли тяжелые
кровопролитные бои за
плацдарм на правом берегу р.
Днестр сев-западнее г.
Тиросполь. Немцам удалось
ценою крупных потерь на
некоторых участках на 5-6 км.
потеснить наши части. (стр. 9)

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.




Таблица. Группа 3

Первая атака немцевзахлебнулась. но немцы наэтом не успокаивались. Онивновь перегруппировав силыатаковали наши рубежи.

Слайд 25В грозную симфонию слились
раскаты пушек, гудение
моторов в воздухе и на земле.
Вот

где-то рядом заиграла
«Катюша». Со штурмовки на
бреющем полете возвращается
семерка «Ил-ов». А навстречу
ей идут все новые и новые
эскадрильи. Временами немцы
предпринимают яростные
атаки, чтобы сбросить наши
части в р. Днестр. Но ярость
врага, как волна о гранит
разбивается о непоколебимую
стойкость советских воинов.
(стр.11)

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой...
Таблица. Группа 3

В грозную симфонию слилисьраскаты пушек, гудениемоторов в воздухе и на земле.Вот где-то рядом заиграла«Катюша». Со штурмовки набреющем

Слайд 26 Румыния 14 июля 1945 г. В городе состоялся

митинг по поводу убийства нашего шофера. (стр.90)

Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.






Таблица. Группа 3

Румыния 14 июля 1945 г. В городе состоялся митинг по поводу убийства нашего шофера.

Слайд 27 Но ярость врага, как волна о гранит разбивается

о непоколебимую стойкость советских воинов. (стр.11)

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя:

Но ярость врага, как волна о гранит разбивается о непоколебимую стойкость советских воинов. (стр.11)

Слайд 28 ОСНОВНЫЕ ЭПИЗОДЫ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ, ОПИСАННЫЕ В СТИХОТВОРЕНИИ, ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЮТ

С ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКОЙ И ИХ ОПИСАНИЕ ВО МНОГОМ СОВПАДАЕТ С СОБЫТИЯМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ОПИСАННЫЕ В СОЛДАТСКОМ ДНЕВНИКЕ ГЛУХОВА Н.С.).

Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод:

ОСНОВНЫЕ ЭПИЗОДЫ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ, ОПИСАННЫЕ В СТИХОТВОРЕНИИ, ПОЛНОСТЬЮ СОВПАДАЮТ С ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВКОЙ И ИХ

Слайд 29Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина. Какие качества

этого солдата вы можете назвать? Давайте снова обратимся к тексту стихотворения. а) решительность б) скромность, патриотизм в) воинское братство, гордость г) готовность сложить голову за Родину на поле брани в) мужество, смелость Вывод: Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении.
Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина. Какие качества этого солдата вы можете назвать?

Слайд 30Автор солдатского дневника - Глухов Николай Семенович, участник Великой Отечественной войны.

В нашем музее есть экспозиция, рассказывающая о нем, здесь представлены его фотографии, воспоминания, личные вещи, а самое главное - его "Дневник", который он вел во время войны.
Автор солдатского дневника - Глухов Николай Семенович, участник Великой Отечественной войны. В нашем музее есть экспозиция, рассказывающая

Слайд 31Экскурсия по экспозиции

Экскурсия по экспозиции

Слайд 32Литературный герой
Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий
45-50 лет,

участник боя, который происходил 25 лет назад

Глухов Николай Семенович

Гвардии сержант, связист. На фронт был призван в 1944 году, демобилизовался в 1946 году. 21 год.

Кто он? Возраст.

Литературный геройРядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет

Слайд 33Литературный герой
Седые волосы, усы, может, шрамы
Спокойно, с достоинством, гордится прошлым
Глухов Николай

Семенович

Молодой парень, ранения, награды за участие в боях за освобождение стран Европы, дошел до Австрии.

Внешний облик. Манера держаться.

Литературный геройСедые волосы, усы, может, шрамыСпокойно, с достоинством, гордится прошлымГлухов Николай СеменовичМолодой парень, ранения, награды за участие

Слайд 34Литературный герой
Неспешная (вспоминает),
эмоциональная,
содержит "я” и "мы.”
Глухов Николай Семенович
Выразительная,
пафосная,


эмоциональная,
много восклицательных предложений.
Писал стихи, лирические.

Особенности речи

Литературный геройНеспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит

Слайд 35Литературный герой
Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну,
решительность,
мужество,
гордость за своих

товарищей

Глухов Николай Семенович

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну,
решительность, мужество,
гордость за своих товарищей.
Скромность,
трудолюбие.

Характеры

Литературный геройГотовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищейГлухов Николай СеменовичГотовность пожертвовать жизнью за

Слайд 36Значение «Бородино» огромно. Оно впервые отразило в нашей литературе историческую роль

русского народа. Сравнивая стихотворение с солдатским дневником, невольно ловишь себя на мысли, что Глухов Николай Семенович в чем-то "подражает" Лермонтову. А известно, что идейное воздействие стихотворения «Бородино» на общественное сознание сказалось и в годы Великой Отечественной войны.
Значение «Бородино» огромно. Оно впервые отразило в нашей литературе историческую роль русского народа. Сравнивая стихотворение с солдатским

Слайд 37Поэт Н. Рыленков писал:
 Легендою  и славой согрето
Старинное село Бородино.
Из школьных книг

о нем мы с детства знали,
Мы в играх гнали галльскую орду,
И, повзрослев, «Войну и мир читали-
О грозной битве в памятном году.
Мы мысленно тогда врагов косили
И к родине любовь росла острей.
И навсегда в сердца свои вносили
Мы имена своих богатырей.
Поэт Н. Рыленков писал: Легендою  и славой согретоСтаринное село Бородино.Из школьных книг о нем мы с детства знали,

Слайд 38РЕФЛЕКСИЯ
Что нового мы узнали на уроке?

Итоговый вопрос: Почему

урок, посвященный литературному произведению, мы провели в музее?
РЕФЛЕКСИЯ Что нового мы узнали на уроке? Итоговый вопрос: Почему урок, посвященный литературному произведению, мы провели в

Слайд 39Время эти понятья не стерло, Нужно только поднять верхний пласт, И дымящейся кровью

из горла Чувства вечные хлынут на нас…

В.Высоцкий
Время эти понятья не стерло, Нужно только поднять верхний пласт, И дымящейся кровью из горла Чувства вечные

Слайд 40Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова

Слайд 41Использованные ресурсы: 1. Репродукции картин художника В. Шевцова.

Использованные ресурсы:   1. Репродукции картин художника  В. Шевцова.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть