Слайд 1«Мысль семейная» в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Женщина как хранительница семейного
тепла.
Слайд 2 Семья у Шолохова – изобразительный центр, сквозь призму которого
раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры.
И.И.Цыпенко
Слайд 3 М.А.Шолохова можно назвать певцом тихого Дона. Художник, чаще суровый
и сдержанный, он, когда говорит о родном крае, становится лиричным и патетичным.
Родник скрытой любви к людям тихого Дона, его обычаям, песням, играм, всегда струящийся во внутренних пластах шолоховского повествования, вдруг вырываются наружу… Этими чувствами наполнен и роман «Тихий Дон».
Слайд 4 Герои, живущие на страницах романа, - донские казаки.
Казачество - сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность.
Традиции. Истоки. Семья. Национальный дух. Обращение к этим понятиям всегда необходимо. Ведь по жизни семьи, по крепости семейных уз можно судить о жизнеспособности народа.
Слайд 5
Проблемные вопросы:
«Гармония» и «семья». Можем ли мы сейчас поставить между этими
словами знак равенства?
«Крыша дома твоего»- что для каждого из вас значат эти слова?
Какого значение женщины как хранительницы тепла семейного очага?
Слайд 6 «Мысль семейная» в романе.
В центре шолоховского повествования
находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких.
Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая ломка рождает острые, драматические конфликты.
Слайд 7 Первоначально роман должен был начинаться с описания мятежа генерала
Корнилова, но вскоре автор признается: «Я почувствовал: что-то у меня не получается».
Начать с семьи было новой гениальной находкой молодого писателя. Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе.
Семья – носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.
С первых страниц романа появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди.
Слайд 8Патриархальность и традиции
в семье Мелеховых.
Семья – основа основ
народного быта в мире «Тихого Дона». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала XX века. А век XX грозился быть кровавым. Потому все более ценным становилось вечно незыблемое: семья, земля, дети.
Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего – семьи, рода. Эти отношения были важной частью народного быта. Родственное становилось выше товарищества, влюбленности, деловых отношений, соседства.
Слайд 9 В семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца
в доме.
Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен, однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?
Грубость во многом объяснялась влиянием казарменных армейских нравов, но никак не патриархальностью.
Кипела в Прокофьевиче «турецкая кровь», но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.
Слайд 10 Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера,
семейный образ – икона в красном углу.
Хранительницей веры выступает в романе казачья семья, особенно в лице старших её представителей.
Кризис веры имел губительное значение для всей России, особенно для семьи: перестает действовать «двойной закон самосохранения», когда семья хранила веру, а вера защищала единство семьи.
Слайд 11Основы единства семьи Мелеховых
А) В начале романа семья Мелеховых целая, дружная.
Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались. (Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Приход красных: отступать или сдаться? Сердечные дела Дуняши.)
В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей была семья.
Слайд 12Основы единства семьи Мелеховых
Б) Вековой опыт подсказывает: где начинаются тайны –
тут начинаются распад и раскол.
Если вдруг внутрь семьи все же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?
В семье Мелеховых были свои секреты:
- секрет Григория;
- секрет Дарьи;
- секрет Натальи.
Все эти тайны касаются семьи.
Разговоры по поводу этих тайн ведутся вне дома: на реке, огороде, степной дороге. Это признак нежелания запачкать семью, что естественно для всякого живого и здорового организма.
Слайд 13Женские образы в романе.
Одним из приемов Шолохова в характеристике
героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. Так как носительницей домашнего, семейного тепла является женщина, особо интересны характеристики главных героинь.
Слайд 14Дарья.
Ничего не известно о ее родителях, происхождении. Сама героиня
в конце романа говорит: «У меня ни сзади, ни спереди никого нет». У Дарьи родился ребенок. Но что же мы о нем узнаем – просто «дитя». Или, раздражаясь, на своего младенца, мать говорит: «Цыц ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою!» Много в романе грубых слов, но никто так не обращается к детям. Ребенок умер, когда ему не исполнился и год.
Слайд 15Аксинья.
Родила дитя от Степана, но и здесь примечательно кратко:
«…ребенок умер, не дожив и до года». От Григория родила Танюшку, стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. Но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к Григорию. Как бы то ни было, ребенок умирает около полутора лет от роду. Детей Григория взяла после смерти Натальи к себе. «Они охотно называли ее мамой», она их оставляет и уезжает с Григорием.
Слайд 16Ильинична.
С особой силой материнская любовь проявляется в образе Ильиничны.
Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им свое мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство ее и Ильиничны. Они умеют бороться за семью, и Наталья становится продолжательницей этого предназначения.
Слайд 17Наталья.
Наталья в романе – волею судьбы втянутая в мучительное
соперничество с Аксиньей, - это поистине просветленно-стыдливое, вероятно, самое ангельское существо. Она возникает в романе как бы случайно: как объект грядущего сватовства, венчания. Григорий обретает в ней чуткую носительницу великой ответственности, обретает человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для нее нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения. Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость.
Слайд 18 Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми,
Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что ее ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, ее трудные решения, ее обращение к свекру.
Возвращение в дом Мелеховых – это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Все пребывание ее в семье Мелеховых – это скрытое распрямление и восхождение души.
Уход из жизни Натальи наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом.
Слайд 19 Герои Шолохова творят порой не суд, а некий
сверхсуд над временем, над искалеченными им людьми.
И Наталья и Ильинична проходят перед читателями «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, долгу хранительницы семьи. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для нее злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею, стержень характера. Гениально выбран собеседник Натальи, свидетель ее душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить невестку не проклинать Григория, не желать ему смерти.
После смерти Натальи всех в доме обступила горькая тоска от запоздалого понимания друг друга, от понимания, что рушится семья.
Слайд 20 В романе прослеживается интересная параллель: дети становятся мерилом жизненности
самих героинь. Отсутствие детей становится для героинь «господним наказанием». (Смерть Дарьи, Аксиньи, Натальи)
Смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть СЕМЬИ.
Слайд 21Главное в звучании темы семьи в романе Шолохова «Тихий Дон»:
Семья –
оплот державы.
Рушится семья – рушится мирная жизнь.
Женщина – хранительница единства семьи.
Дети – символ будущего.
Об этом и последние страницы романа.
- О чем мечтает бессонными ночами Григорий вдали от дома? Чем заканчивается роман?
Слайд 22 Все вернулось на круги своя. Мы снова перед домом
Мелеховых. И Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднит его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром.
Слайд 24 Сочинение-ответ на вопросы, поставленные в начале урока:
«Гармония» и «семья».
Можем ли мы сейчас поставить между этими словами знак равенства?
«Крыша дома твоего»- что для каждого из вас значат эти слова?
Какого значение женщины как хранительницы тепла семейного очага?