Слайд 1Прокурор русской общественной жизни
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Подготовила:Красникова Анна Игорьевна,
учитель русского
Слайд 3
1826 – 1889
Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна
не признаёт смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Слайд 4Проблема
Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие
писатели и поэты, но сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и не похожи на сказки других авторов, поэтому Щедрин вошел в историю литературы как мастер гротеска, смелый экспериментатор с жанровыми формами. Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие и не понимают их смысла.
Слайд 5
Цель исследования
Через расширение, углубление, обогащение знаний и представлений
о творчестве Салтыкова-Щедрина показать роль сказок писателя «в сохранении идеалов человечества», во имя чего действует сатирик, обличая пороки общества и отдельных людей.
Слайд 6Краткая хроника жизни
1826, 15 (27) января - М. Е. Салтыков-Щедрин родился
в Тверской губернии в семье помещика.
1844 - окончил Царскосельский лицей.
1845-47 - участие в кружке Петрашевского.
1847- опубликована повесть " Противоречия ".
1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.
1848-55 - жизнь в Вятке.
1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность.
1858-1861 - М. Е. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.
1862 - вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".
Слайд 71864 - вернулся на государственную службу.
1868 - уволился и стал
одним из редакторов, а после смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).
1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.
1875-80 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.
1887-89 - опубликована "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.
1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге.
Слайд 8
Особенности:
Фантастика, реальность + трагическое, гротеск, гипербола, эзопов язык.
Задача:
обличение пороков, освещение
злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.
СКАЗКИ
1869 – 1886 гг
«Для детей изрядного возраста»
Слайд 9САТИРА
(от лат. satura – смесь, мешанина) - вид комического, наиболее беспощадно
осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства общественной жизни. Сатира выражает резко отрицательное отношение автора к изображаемому, предполагает злое высмеивание обрисованного характера или явления. Обличительный характер сатиры играет важную роль в развитии культуры. «Сатира – плеть, ударом обожжет» (Гончаров)
Слайд 10
Царя, министров и губернаторов высмеивает сказка «Медведь на
воеводстве». Щедрин показывает, что причина бедствий народных не только в злоупотреблении властью, но в самом характере самодержавной системы.
Слайд 11
В сказке «Орёл-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в
области просвещения. Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением, искусством.
Слайд 12 В сказке «Либерал» сатирик изобразил либералов 80-х годов,
предавших интересы народа.
Слайд 13
«Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те
пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а, по меньшей мере, бесполезные пескари. Ни кому от них ни тепло, ни холодно…живут, даром место занимают».
Слайд 14
В сказке «Карась-идеалист» Салтыков Щедрин критикует утопистов, оторванных
от реальностей жизни. Автор говорит о том, что не словами, а решительными делами можно достичь результата.
Слайд 15«Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не
рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших общественных язв с большей беспощадностью». (Чернышевский )
Вывод: углубление и заострение критической направленности русского реализма – характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один писатель не подвергался таким гонениям, как Салтыков-Щедрин.
Слайд 16Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что
успело войти в плоть и кровь человека, что составляет саму атмосферу его жизни.
И. М. Сеченов.