Слайд 3мы справедливо гордимся, как драгоценным и неотъемлемым достоянием русскогЛев Николаевич Толстой-
это трогательная страница русской культуры, которой о духа и русского народного гения.
Слайд 4В нынешнем году 9 сентября исполняется 190 лет со дня рождения
графа Льва Толстого – русского писателя и мыслителя, которого знают и читают во всем мире. В честь этого события 2018 год в Татарстане объявлен Годом Толстого.
Слайд 6Л.Н. Толстой уделял большое внимание вопросам воспитания и образования, в том
числе крестьянских детей. Это нашло отражение в его публицистических статьях и письмах, получило продолжение в педагогической деятельности в Яснополянской школе и написании учебных книг для начальной школы («Азбука», 1872 г., «Новая азбука» и «Книги для чтения», 1875 г.), призванных помочь детям в обучении чтению, письму, овладении начальными сведениями по естественным наукам.
Слайд 7Произведения Л.Н. Толстого для детей - это кладезь азбучных истин. Писатель
считал, что жизнь сложна и противоречива, поэтому ребёнку не нужен перечень моральных правил, а необходимы картины из жизни, которые вызывают в нём определённые мысли и чувства, приучая самостоятельно думать и размышлять.
Работа писателя над языком и стилем рассказов - образец того, как нужно писать для детей. Л.Н. Толстой говорил о том, что для детей надо писать так, «чтоб всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».
Слайд 9«...Счастье в том, чтобы жить для других...» - писал Толстой. Лев
Николаевич пришёл к убеждению, что самое главное состоит в том, чтобы делать добро людям, среди которых живёшь. Одним из путей помощи ближнему было, по мнению писателя, образование и просвещение людей. В 1859 г. в своём родовом имении Ясная Поляна Лев Николаевич открыл бесплатную школу для 30 крестьянских детей, и сам же работал там учителем.
Слайд 12 Толстой мечтал создать свою школу, где ученики чувствовали бы себя
свободно и весело, и учились бы с большой охотой и желанием.
Слайд 13С раннего утра и до поздней ночи возился Толстой с детьми.
Он не только учил их грамоте, письму, счёту, русской истории, естествознанию, рисованию и пению, но и много гулял с ними, рассказывал обо всём, что могло их заинтересовать.
Слайд 14 «Азбука» - это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир, -
стала событием в педагогике. «Азбука» Толстого получила позитивную оценку в прессе, была допущена Министерством народного просвещения в качестве учебного пособия в народные школы. При жизни Толстого «Азбука» издавалась свыше 30 раз, её переводили на многие языки мира: английский, французский, немецкий и даже арабский.
Слайд 16
Своей «Азбукой» Толстой не открыл наилучший способ обучения грамоте или простейший
путь усвоения четырех действий арифметики. Но помещенными там рассказами он действительно создал целую литературу для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари. Лев Николаевич Толстой говорил одному из своих друзей: «Дети строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно».
Слайд 18Обычный процесс работы Л. Н. Толстого над своими художественными произведениями был
таков. Он по большей части долго вынашивал творческий замысел, прежде чем приняться за его осуществление. Иногда между замыслом и исполнением проходило много лет... Был случай, когда между замыслом и исполнением прошло у Толстого целых двадцать пять лет!..
Слайд 19...Работая над языком, Толстой придавал особенное значение исключению всех слабых, неясных
мест... Л. Н. Толстой утверждал: «От сокращения изложение всегда выигрывает. Я думаю, это и во всех искусствах так же. Если читатель услышит болтовню, то он не отнесется со вниманием. Нужно сразу схватить читателя и не выпускать его, не выпускать из того подъема, в который он поднялся...»
Слайд 20. Работа Толстого над языком и стилем рассказов — непревзойденный образец
того, как нужно писать для детей. Очень точно об этом сказал С. Маршак: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».