Слайд 2Гумилев Николай Степанович родился в 1886 году в Кронштадте. Его отец
был морским врачом. Все свое детство Николай Гумилев провел в Царском Селе. Образование он получил в гимназиях Тифлиса и Петербурга. Свои первые стихи поэт Гумилев Николай написал в двенадцать лет. Впервые его произведение было напечатано в издании "Тифлисский листок", когда мальчику было 16 лет.
Слайд 3Первое стихотворение Н. С. Гумилева было опубликовано в 1902 г. В
1905 году в свет вышел первый сборник стихов "Путь конквистадоров". В ранней лирике Гумилева крайне ощутима зависимость от символизма. Будущий акмеист следует в своем творчестве отнюдь не за близкими по духу младосимволистами, а ориентируется на поэтическую традицию старших символистов, в особенности Константина Бальмонта и Валерия Брюсова. От них Гумилев почерпнул декоративность пейзажей и общую тягу к броским внешним эффектам, а также обратился к доминанте сильной личности, опирающейся на твердые качества характера.
Слайд 4Герой лирики раннего Гумилева поражал своей неистовой энергией, для него нет
преграды между реальностью и грезами. Ранняя лирика поэта лишена нот трагизма, свойственных поэзии Анненского, Блока или Белого. Гумилев утверждает приоритет смелой мечты, чарующих грез, свободной фантазии. Поэту присуща сдержанность в проявлении любых эмоций. Возможно, именно поэтому сугубо личный, исповедальный тон он расценивает как негативное, едва ли не неврастеническое, проявление. Лирическое волнение в его вдохновенном мире обязательно объективируется, настроение передается зрительными образами, составляющими стройную композицию.
Слайд 5Поэты-символисты исходили из идеи слитности разных сторон и граней жизни. По
отношению к конкретным проявлениям действительности, будто намеренно культивировалась некая дальнозоркость. Окружающее лирического героя "земное" пространство становилось бегло прорисованным, специально размытым фоном с проецированными на него "внеземными", "космическими" интуициями. Куда больше доверия было чувственному восприятию, особенно зрительному. Ранний Гумилев активно использовал визуальные свойства образа, реабилитацию единичной вещи, важной не только в качестве знака внутренних продвижений или ирреальных, на метафизическом уровне, прозрений, но и в качестве колоритного компонента единой декорации.
Слайд 6В начале 1910-х гг. Гумилев стал основателем акмеизма - новой литературной
школы. Во многом причиной зарождения акмеизма стали результаты теоретического осмысления Гумилевым собственных поэтических исканий.
В акмеизме главенствующими стали категории автономии, равновесия, конкретности. В произведениях акмеистов основной упор ставился на воспевание земной жизни и деятельности самого человека. Лирический герой уже не просто пассивный созерцатель бытийных мистерий, но устроитель и открыватель земных красот. Гумилев верит в созидательную силу слова. В нем он ценит не летучесть, но постоянство семантических качеств. Так, в стихотворениях сборника "Чужое небо", присутствует умеренность экспрессии, словесная дисциплина, равновесие чувства и образа, содержания и формы.
Слайд 7Ангел-хранитель
Он мне шепчет: «Своевольный,
Что ты так уныл?
Иль о жизни прежней, вольной,
Тайно
загрустил?
«Полно! Разве всплески, речи
Сумрачных морей
Стоят самой краткой встречи
С госпожой твоей?
«Так ли с сердца бремя снимет
Голубой простор,
Как она, когда поднимет
На тебя свой взор?
«Ты волен предаться гневу,
Коль она молчит,
Но покинуть королеву
Для вассала — стыд».
Так и ночью молчаливой,
Днем и поутру
Он стоит, красноречивый,
За свою сестру.
Слайд 8От пышной риторики и декоративной цветистости первых сборников Гумилев постепенно переходит
к эпиграмматической строгости и четкости, к сбалансированности лиризма и эпической описательности. Для выражения своего настроения поэт создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких. В свои стихи он вводит повествовательный элемент и придает им балладную форму. В поисках образов и форм, по своей силе и яркости соответствующих его мироощущению, Гумилев прибегает к изображению далеких, экзотических стран, где в красочных и пестрых видениях находят визуальное, объективное воплощение его грезы.
Слайд 9Носорог
Видишь, мчатся обезьяны
С диким криком на лианы,
Что свисают низко, низко,
Слышишь шорох
многих ног?
Это значит - близко, близко
От твоей лесной поляны
Разъяренный носорог.
Видишь общее смятенье,
Слышишь топот? Нет сомненья,
Если даже буйвол сонный
Отступает глубже в грязь.
Но, в нездешнее влюбленный,
Не ищи себе спасенья,
Убегая и таясь.
Подними высоко руки
С песней счастья и разлуки,
Взоры в розовых туманах
Мысль далеко уведут,
И из стран обетованных
Нам незримые фелуки
За тобою приплывут.
Слайд 10Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от канонических принципов акмеизма и нарастанием
исповедальной интимности. В его стихах появляется чувство тревоги, апокалипсические видения, ощущения личностного трагизма. Позиция трагического стоицизма и мужественного неприятия сменяет пафос покорения и оптимистических дерзаний. Чувственные образы преображаются смелыми метафорами и неожиданными сравнениями. Иногда композиция стихотворения строится на развертывании основной метафоры, перерастающей в символ в финале. Теперь поэт не довольствуется отвлеченно-красочными описаниями и наружными приметами, но провидит глубины самой жизни.
Слайд 11Канцона
Храм Твой, Господи, в небесах,
Но земля тоже Твой приют.
Расцветают липы в
лесах,
И на липах птицы поют.
Точно благовест Твой, весна
По веселым идет полям,
А весною на крыльях сна
Прилетают ангелы к нам.
Если, Господи, это так,
Если праведно я пою,
Дай мне, Господи, дай мне знак,
Что я волю понял Твою.
Перед той, что сейчас грустна,
Появись, как Незримый Свет,
И на все, что спросит она,
Ослепительный дай ответ.
Ведь отрадней пения птиц,
Благодатней ангельских труб
Нам дрожанье милых ресниц
И улыбка любимых губ.