Слайд 1Повесть А.И.Куприна
«Поединок»
Слайд 2Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 года в дни разгрома
русского
флота
при Цусиме.
Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забытых солдат имело важный общественно-политический смысл.
Слайд 3Какова тема повести «Поединок»?
Основная тема повести-
кризис России, всех сфер русской
жизни, показанный через кризис армии.
Слайд 4М.Горький причислил «Поединок» к гражданской, революционной прозе.
Повесть принесла Куприну всероссийскую славу,
стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии.
Проблемы армии всегда отражают общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.
Слайд 5Первую публикацию книги Куприн посвятил М.Горькому
Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда
всё кончено, я могу сказать, что всё смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился у Вас и как я признателен Вам за это».
-Что, на ваш взгляд, в «Поединке» можно определить как «смелое и буйное» ?
Слайд 6Какая тема, кроме кризиса армии, кризиса России, особенно волнует Куприна?
Тема протеста
против войны.
Куприн показывает бессмысленность и антигуманность войн.
Слайд 7Размышления главного героя
Ромашов думает, что в разумно устроенном обществе не
должно быть войн: «Может быть, всё это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?»
Он наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!»
и бросили оружие.
Слайд 8Тематические линии повести
Жизнь офицеров
Строевая и казарменная жизнь солдат
Отношения между людьми
И далеко
не все люди придерживаются таких же пафосных взглядов,
как Ромашов.
Слайд 9Как Куприн рисует образы офицеров?
Образы офицеров даны точно, реалистично, с
беспощадной достоверностью.
Почти все офицеры в «Поединке»- ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причём, они уверены в своём сословном и моральном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых называют «рябчиками», «шпаками», «штафирками»
Слайд 10В чём причина высокомерия и хамства офицеров?
Ни на чём не основанное
высокомерие, извращённое представление о «чести мундира», хамство- всё это следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры.
Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые считают, что на военной службе «думать не полагается».
Слайд 11Что вы можете сказать об образе Осадчего? (гл.VIII, XIV)
Образ Осадчего зловещ.
«Он жестокий человек»,-говорит о нём Ромашов.
Жестокость Осадчего постоянно испытывают на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще случались самоубийства солдат.
В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять- всё равно кого и за что.
Слайд 12Расскажите о капитане Сливе
(гл.X)
Капитан Слива не отличался гуманностью, «он являлся каким-то
диковинным памятником этой свирепой военной старины».
Он не прочёл ни одной книги, ни одной газеты, и презирал всё, что выходило за пределы строя, устава и роты.
Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом
Слайд 13В чём отличие образа капитана Стельковского? (гл.XV)
Только образ капитана Стельковского –
терпеливого, хладнокровного, настойчивого- не вызывает отвращения.
Солдаты его «любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии»
Слайд 14Каковы отличительные черты Бек-Агамалова? (гл.I)
Бек-Агамалов хвастает умением рубить, с сожалением говорит,
что человека пополам , пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к чёрту, это я знаю, а так, чтобы наискось…нет. Мой отец это делал легко…»
С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными губами он «был похож на какую-то хитрую, злую и гордую птицу»
Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров.
Слайд 15Какие чувства испытывают офицеры после скандала в публичном доме? (гл.XIX)
«все расходились
смущённые, подавленные,, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску- ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных»
Слайд 16Как изображены полковые дамы?
(гл. IX, XIV)
Жёны офицеров такие же хищные и
кровожадные, как и их мужья.
Полковые дамы- олицетворение крайнего убожества. Их будни состоят из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей
Слайд 17Раиса Петерсон
Наиболее отталкивающий образ
Злая, тупая, развратная, мстительная
«О! Какая она противная!»-
с отвращением думает о ней Ромашов
Слайд 18Шурочка Николаева
Не лучше и остальные «дамы».
Даже у внешне обаятельной Шурочки проявляются
черты Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: «Я бы таких людей стреляла, как бешенных собак».
В ней не осталось истинно женского: «Я не хочу ребёнка. Фу, какая гадость!»-признаётся она Ромашову.
Слайд 19В чём особенность изображения солдат? (гл. XI)
Cолдаты изображены пёстрой по национальн.
составу, но серой по сути.
Они полностью бесправны: офицеры срывают на них свою злость, бьют, крошат зубы, разбивают барабанные перепонки…
Слайд 20Индивидуальные образы солдат (их около 20)
Бондаренко- плохо соображающий, недогадливый
Архипов- запуганный, оглушённый
окриками, который «не понимает и не может заучить самых простых вещей»
Хлебников- неудачник
Фокин- образованный, умный, независимый
Слайд 21Какова роль образа Хлебникова?
Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка.
Телесные наказания и
постоянные унижения- вот его удел.
Больной и слабосильный, с лицом «в кулачок», с глазами, в которых «застыл тупой, покорный ужас», этот солдатик стал в роте всеобщим посмешищем и объектом для издевательств и ругани.
Его доводят до мысли о самоубийстве , от которого его спасает Ромашов
Слайд 22Тема личности.
Изображая серых, обезличенных, придавленных «собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием,
произволом и насилием» солдат, Куприн вызывает у читателей сострадание к ним, показывает, что на самом деле это живые люди!
Так Куприн выходит на ещё одну важную тему- тему личности.