Слайд 1Согласный глухой мягкий звук
Буквы Щ,щ
Учитель МОУ ГСОШ
г.Калязина Тверской оюласти
Судомойкина В.А.
Слайд 4Стихотворение В.Берестова
«ЩУКА И ЩёТКА»
Щука проглотила щётку.
Щётка ей щекочет глотку.
– Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?
Какой звук чаше повторяется в стихотворении?
Слайд 5Фонетическая разминка
« Чистоговорки»
Щи-щи-щи - спрячусь, ты ищи.
Щу-щу-щу - я тебя ищу.
Ща-ща-ща
- в речке три леща.
Ащ-ащ-ащ - новый синий плащ.
Щё-щё-щё - пойдем гулять ещё!
Ще-ще-ще - дождь, гуляй в плаще.
Ещ-ещ-ещ - в речке рыба лещ.
Слайд 6Тема урока. Буквы Щ,щ
Цели урока: знать …
уметь …
Слайд 7Учебник с.103
- Рассмотрите картинки в верхнем ряду. Кто и что
нарисованы на первой и на второй картинках?
- Прочитаем слова.
- Произнесите в первом слове последний звук.
- Произнесите во втором слове последний звук.
(повернулись, поднесли ладонь)
- Определите ,как проходит воздух через горлышко?(При его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты. Значит, он согласный.)
- На что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается. Значит, он глухой.)
- Как звук произносится: твёрдо или мягко?( Значит, он мягкий).
- Дайте характеристику звука[ щ].(Согласный, глухой, мягкий).
- Нашли и показали соседу условное обозначение звука.
Слайд 8« КООПИЛКА»
Что вы знаете о леще?
Под кувшинками в тиши,
Где не очень
мелко,
Ходят важные лещи
Шириной с тарелку.
Лещ – пресноводная рыба с плоским телом.
Слайд 9Знакомство с печатной большой и малой буквами Щ,щ
Для
обозначения звука [щ] существует буква ....( с. 127 найти, прочитать, показать соседу)
На что похожа буква Щ?
Из каких элементов-шаблонов она состоит?
Сконструируйте печатные буквы Щ,щ
Слайд 10На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
Щ – играющий
щенок.
Кверху лапками он лёг.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Слайд 11Физкультминутка
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!
Щука плавает кругами.
Щука щёлкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?
Слайд 12Двухуровневые модели с.103
Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто изображен слева?
Прочитать первое слово.
Сколько
в нем слогов?
На каком месте в слове стоит буква «щ»?
Дать характеристику звуку.
Что вы знаете о щуке?
Щука – хищная рыба с удлиненным( иногда до 1,5 м) телом, большой остроносой головой. И зубы у щуки страшные, острейшие – вся пасть в зубах, даже на языке и нёбе!
Слайд 13Загадка Незнайки
Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша.
щука
Слайд 14Предложения
Придумать предложение со словом «щука».
Составить схему предложения…..
Щука – хищная рыба.
Слайд 15Кто изображен справа? Что делает мальчик? Что он говорит улетающим птицам?
Прочитать
слово.
Сколько слогов?
Назвать ударный слог.
На каком месте в слове стоит буква «щ»?
Какой звук обозначает?
Покажите фишку – звук.
Слайд 16Чтение слогов
Рассказать про первую схему.
Чем похожи слоги?
Прочитать слоги.
Рассказать про вторую схему.
Чем
похожи слоги?
Прочитать слоги.
Какие гласные не образуют слоги с буквой «щ»?
Слайд 19Чтение слогов и слов
Прочитать.
Объяснить значение слов.
Щучьи игры, повадки
Овощной суп, гарнир
Что обозначает
каждое слово?( работа с фишками)
Слайд 20Чтение загадок
лук
Сколько гласных?
Сколько слогов?
Назовите ударный.
По каким словам догадались?
тыква
Слайд 21Чтение пословиц
Прочитать пословицы.
Объяснить смысл пословиц.
Если написанное стало известно, то
этого уже не изменишь, не исправишь.
Если знаешь грамоту, то в жизни не пропадешь.
Что объединяет данные пословицы?( О школе)
Слайд 22Пословицы о школе, о знаниях
Чтение – лучшее умение.
Умелые руки не знают
скуки.
Лучше учёный, чем золочёный.
Без муки нет науки.
Возьми книгу в руки не будет скуки.
Слова К.Паустовского
Слайд 24Игра « Кто больше запомнит слов?»
Рассказ Л.Яхнина
Слайд 25Игра « Камень – вата»
Придумать слова с буквой щ.
Слайд 27Итог урока
Что нового узнали на уроке?
Какой звук обозначает буква Щ?