Презентация, доклад по литературе на тему: Контраст как средство раскрытия идеи рассказа

Содержание

«Язык -душа нации. Язык – это есть живая плоть идеи, чувства, мысли» - так писал о языке Л.Н.Толстой

Слайд 1Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
-Доброе утро солнцу

и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.


Придумано кем-то, просто и мудро,При встрече здороваться «Доброе утро!»-Доброе утро солнцу и птицам!-Доброе утро улыбчивым лицам!И каждый

Слайд 2«Язык -душа нации. Язык – это есть живая плоть идеи, чувства,

мысли» - так писал о языке Л.Н.Толстой
«Язык -душа нации. Язык – это есть живая плоть идеи, чувства, мысли» - так писал о языке

Слайд 3 МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ;

ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.

Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ…

М. ГОРЬКИЙ

МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ;  ОН РАССКАЗАЛ НАМ О

Слайд 4Каков жанр произведения:
А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ.

Каков жанр произведения:А) очерк;Б) повесть;В) рассказ.

Слайд 5Замысел произведения:
А) подсказан писателю
кем-то;

Б) придуман Толстым;

В) реальное событие , произошедшее

с родственником Толстого.
Замысел произведения: А) подсказан писателю кем-то;Б) придуман Толстым;В) реальное событие , произошедшее с родственником Толстого.

Слайд 6Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения:
А) два;

Б) три;

В) четыре.

Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения:А) два;Б) три;В) четыре.

Слайд 7Каков тип композиции рассказа:
Повествование от 3 лица;

Рассказ в рассказе;

Последовательное авторское изложение

материала.
Каков тип композиции рассказа: Повествование от 3 лица;Рассказ в рассказе;Последовательное авторское изложение материала.

Слайд 8Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
А)важность судьбы героя после бала;

Б) важность

утра, следующего за балом;

В) особое значение сцены расправы с солдатом.
Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?А)важность судьбы героя после бала;Б) важность утра, следующего за балом;В) особое значение

Слайд 9Тема произведения:
А) рассказ о полковнике;

Б) показ николаевской эпохи;

В) повествование о любви

Ивана Васильевича.
Тема произведения:А) рассказ о полковнике;Б) показ николаевской эпохи;В) повествование о любви Ивана Васильевича.

Слайд 10 Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за

это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось:

Слайд 11История создания рассказа
Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла

со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.
История создания рассказаИзвестно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем

Слайд 12Рассказ – это эпический жанр.
Основу рассказа обычно
составляет одно событие

или
происшествие, хотя могут быть и более
объемные темы, охватывающие длительные
отрезки времени, даже всю жизнь героя.
Как правило, одна сюжетная линия.
Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и

Слайд 13В рассказе
выделяются
следующие основные части:
набалу
после бала
заключение

В рассказе выделяются следующие основные части:набалупосле балазаключение

Слайд 14В рассказе
выделяются
следующие основные части:
Рассказ, таким образом, заключён в "раму".


Этот композиционный приём называется
"рассказ в рассказе",
потому что произведение написано писателем так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика

вступление

на балу

после бала

заключение

В рассказе выделяются следующие основные части:Рассказ, таким образом, заключён в

Слайд 15Василий Кандинский «Чёрное пятно»

Василий Кандинский «Чёрное пятно»

Слайд 17Домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему:
«Что такое честь, долг, совесть в моем

понимании».
Тезисный план:
Определения понятий (словарь)
Связь этих понятий.
Примеры из литературы.
Примеры из собственной жизни (жизни родственников).
Не устарели ли эти понятия.
Домашнее задание:Написать сочинение-рассуждение на тему:«Что такое честь, долг, совесть в моем понимании».Тезисный план:Определения понятий (словарь)Связь этих понятий.Примеры

Слайд 19 – франц. contraste –

резко выраженная противоположность.
Контраст

– франц. contraste – резко выраженная противоположность.Контраст

Слайд 20Тема урока:
«Контраст как средство раскрытия идеи рассказа»

Тема урока:«Контраст как средство раскрытия идеи рассказа»

Слайд 21Цель урока:
- вспомнить
содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея;
- узнать,
что такое

контраст, как литературный прием, какова  идея произведения Л.Н. Толстого

какова роль контраста в раскрытии идеи  рассказа  Л.Н.Толстого «После бала»;

- понять

- уметь

 анализировать произведение, исследовать художественный текст;

- учиться

построению текстов – ответов, аргументации своих суждений, работать в команде, уметь слушать и слышать позицию другого.

Цель урока:- вспомнитьсодержание произведения, жанр, что такое композиция, идея;- узнать,что такое контраст, как литературный прием, какова  идея

Слайд 2221век
(эпоха, в которой
живёт читатель)
40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в

рассказе)

1900-е годы, время Николая 2
(современная автору эпоха)

Перекличка эпох в рассказе «После бала»

21век(эпоха, в которой живёт читатель)40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)1900-е годы, время Николая 2(современная автору

Слайд 23Какие события описаны в рассказе?






1.
2.
бал у губернаторского предводителя
Сцена

наказания
Какие события описаны в рассказе?1. 2. бал у губернаторского предводителя Сцена наказания

Слайд 26Автор подчеркивает

Автор подчеркивает

Слайд 27контрастное изображение героев,
их психологического состояния,
обстановки,
в которой они действуют,


позволяет писателю
выявить существо их характеров и
то же время обнажить социальные
противоречия в царской России.


ВЫВОД:

контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров

Слайд 28Произведение заставляет задуматься о:
А) личной ответственности человека за жизнь общества;
Б) судьбе

полковника;
В) любви Ивана Васильевича.
Произведение заставляет задуматься о:А) личной ответственности человека за жизнь общества;Б) судьбе полковника;В) любви Ивана Васильевича.

Слайд 29
Какие социально-нравственные проблемы хотел
донести
Л.Н. Толстой

до
своего читателя?
Какие социально-нравственные проблемы хотел  донести  Л.Н. Толстой до  своего читателя?

Слайд 30Проблемы , поднятые автором в рассказе:
выразил отношение к жестокости обращения

с солдатами;
социальной несправедливости: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование;
проблемы чести, долга, совести.
Проблемы , поднятые автором  в  рассказе:выразил отношение к жестокости обращения с солдатами;социальной несправедливости: почему одни

Слайд 31



Как вам кажется,
потерял ли рассказ
«После бала»
свою актуальность?

Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?

Слайд 32 ТОЛСТОЙ-то, ТОЛСТОЙ! Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР.

Максим Горький

ТОЛСТОЙ действительно огромный художник, какие рождаются веками, и творчество его кристально чисто,светло и прекрасно.
В. Г. Короленко
…Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного…
А. П. Чехов

ТОЛСТОЙ-то, ТОЛСТОЙ! Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР.

Слайд 33Цель урока:
- вспомнить
содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея;
- узнать,
что такое

контраст, как литературный прием, какова  идея произведения Л.Н. Толстого

какова роль контраста в раскрытии идеи  рассказа  Л.Н.Толстого «После бала»;

- понять

- уметь

 анализировать произведение, исследовать художественный текст;

- учиться

построению текстов – ответов, аргументации своих суждений, работать в команде, уметь слушать и слышать позицию другого.

Цель урока:- вспомнитьсодержание произведения, жанр, что такое композиция, идея;- узнать,что такое контраст, как литературный прием, какова  идея

Слайд 341. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь, долг, совесть в моем

понимании». Тезисный план: Определения понятий (словарь) Связь этих понятий. Примеры из литературы. Примеры из собственной жизни (жизни родственников). Не устарели ли эти понятия - «5» 2. Какие чувства вызвал у вас рассказ «После бала» (отзыв) - «4» 3. Подготовить реферат на одну из тем, указанных в учебнике – «3»

Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь, долг, совесть в моем  понимании». Тезисный план: Определения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть