Презентация, доклад по литературе на тему Изобразительные возможности письма

Содержание

Материал к уроку «Изобразительные возможности письма. Графика. Орфография. Пунктуация» Учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск)Шкирмонтова Л.А.

Слайд 1Изобразительные возможности письма
Графика. Орфография. Пунктуация

Изобразительные возможности письмаГрафика. Орфография. Пунктуация

Слайд 2Материал к уроку «Изобразительные возможности письма. Графика. Орфография. Пунктуация»
Учитель русского

языка и литературы МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск)
Шкирмонтова Л.А.
Материал к уроку «Изобразительные возможности письма. Графика. Орфография. Пунктуация»  Учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ»

Слайд 3Русская графика располагает огромными возможностями в плане усиления образности текста художественной

литературы, и эти возможности постоянно расширяются в связи с непрерывными поисками художников слова новых изобразительных приёмов.2
Русская графика располагает огромными возможностями в плане усиления образности текста художественной литературы, и эти возможности постоянно расширяются

Слайд 4Изобразительные возможности письма. Графика. Пунктуация. Набор приёмов2
Фигурное расположение текста
Смена шрифтов
Графические

средства выделения слов /курсив, разрядка и др./
Включение в текст числительных и числовых обозначений и т.п.
Пунктуация.
Изобразительные возможности письма. Графика. Пунктуация. Набор приёмов2  Фигурное расположение текстаСмена шрифтовГрафические средства выделения слов /курсив, разрядка

Слайд 5Визуальная поэзия (Зрительная форма стиха) 2
Я,
еле
качая
верёвки,
в синели
не различая
синих

тонов
и милой головки,
летаю в просторе,
крылатый, как птица,
меж лиловых кустов!
Но в заманчивом взоре,
знаю, блещет, алея, зарница!
И с ч а с т л и в е ю б е з с л о в !
(В.Брюсов)

Визуальная поэзия (Зрительная форма стиха) 2Я,елекачая верёвки,в  синелине различаясиних   тонови милой головки,летаю в просторе,

Слайд 6Э.Мартов. Ромб (1984) 1
Мы-
Среди тьмы.
Глаз отдыхает.
Сумрак ночи живой.
Сердце жадно вдыхает.
Шёпот звёзд

долетает порой,
И лазурные чувства теснятся толпой.
Всё забылося в блеске росистом.
Поцелуем душистым !
Поскорее блесни!
Снова шепни,
Как тогда:
«Да!»
Э.Мартов. Ромб (1984) 1Мы-Среди тьмы.Глаз отдыхает.Сумрак ночи живой.Сердце жадно вдыхает.Шёпот звёзд долетает порой,И лазурные чувства теснятся толпой.Всё

Слайд 7и
кто
придя
в твои
запретныя
где б не был до того никто
найдёт безмолвныя твои
и тайны

света низведя
в тьмы безответныя
родит тебе мечты
тот светлый ты
твоя звезда живая
твой гений двойника
его смиренно призывая
смутясь молись издалека
а ты а ты вечерняя звезда
тебе туда
глядеть
где я
я
(Илья Рукавишников1)
иктопридяв твоизапретныягде б не был до того никтонайдёт безмолвныя твоии тайны света низведяв тьмы безответныяродит тебе мечтытот

Слайд 8«Лесенка» Владимира Маяковского2
Слово –

полководец

человечьей силы.

«Лесенка» Владимира Маяковского2Слово – 		полководец				человечьей силы.

Слайд 9Приём перебоя шрифтов2
Покоится в нём у меня
Прекрасный
Красный язык.
«О-ГО-ГО» могу – зальётся

высоко, высоко.
«О-ГО-ГО» могу –
И – охоты поэта сокол –
Голос
Мягко сойдёт на низы.
В.Маяковский. «Человек»


С помощью прописных букв (О-ГО-ГО) передаётся возрастание силы голоса, изменение его тембра, смена интонации.

Приём перебоя шрифтов2Покоится в нём у меняПрекрасныйКрасный язык.«О-ГО-ГО» могу – зальётся высоко, высоко.«О-ГО-ГО» могу –И – охоты

Слайд 10Курсив2
Курсив – типографский наклонный шрифт с начертанием букв, подобным рукопис-ному.

Его задача – логическое, смысло-вое подчёркивание определённых слов.

«Это наши»,- «Ах, наши!...» – «Это опять «он»,- сказал офицер(Это был Шевардинский редут). «Вчера было наше, а теперь его».

(Словом он Л.Н.Толстой выражает значение «противник».)

Курсив2 Курсив – типографский наклонный шрифт с начертанием букв, подобным рукопис-ному. Его задача – логическое, смысло-вое подчёркивание

Слайд 11Знак акцента (знак словесного ударения) для чтения омографов2
***
КосИт косец; а зайчишка

кОсит.
ТрУсит трусишка, а ослик трусИт.
***
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирИс,
А вышивает Ирис.
(Я. Козловский)
Знак акцента (знак словесного ударения) для чтения омографов2***КосИт косец; а зайчишка кОсит.ТрУсит трусишка, а ослик трусИт.***Иголка ходит

Слайд 12Использование цифр2
У про100го 100рожа-
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка
Чи100тою

ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100
Вычистить все 100.
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!

У про100й 100ножки
100ит по100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять!!!
(Л.Кондратенко)

Использование цифр2У про100го 100рожа-Непро100рный дом:Ча100 в нём 100ножкаБродит под 100лом.Дорожит 100ножкаЧи100тою ногИ 100личной ваксойЧистит 100 сапог.Вме100 двух

Слайд 13Использование цифр2

Вскоре 7я 40и о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы

40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир»
Использование цифр2Вскоре 7я 40и о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед,

Слайд 14Возможности алфавита2.
Алфавит может стать источником особой экспрессии. Прежде всего –

использование названий букв в устойчивых выражениях – фразеологизмах, пословицах, поговорках.


аз-а: Начинать с азов («начинать сначала»).

*ф – ферт: Стоять фертом (буква напоминает подбоченившегося человека).

*ять – Ѣ: выполнить работу на ять (очень хорошо).

Возможности алфавита2. Алфавит может стать источником особой экспрессии. Прежде всего – использование названий букв в устойчивых выражениях

Слайд 15Орфография2


Сознательное нарушение орфографических норм .Основная цель: передать в письменной речи

особенность произношения слов.
Разные приёмы оформления:

**«Это не философия, а по-ли-ти-ка-с!»-хрипел Травкин…» (М.Горький)
**Он непрерывно голосил на букву а, но так как при этом не переставал бежать, то вместо плавного а-а-а-а - получалось икающее а! а! а! а!. (В.Катаев)
**Ты ничего не видал… Понял?
-П…п…понял, - с трудом выдавил из себя Павлик… (В.Вересаев)

Орфография2 Сознательное нарушение орфографических норм .Основная цель: передать в письменной речи особенность произношения слов.Разные приёмы оформления:**«Это не

Слайд 16Орфография



Графические средства являются важным компонентом эзопова языка2.
Бедняки снесут-
Сладко ли, не сладко

ли-
Все: по шее ль бьют,
Лупят под лопатку ли.
(Д.Д.Минаев)

Цензор не увидел: лупят подло паткули . Паткули - московский полицмейстер, активный участник подавления студенческих волнений.
ОрфографияГрафические средства являются важным компонентом эзопова языка2.Бедняки снесут-Сладко ли, не сладко ли-Все: по шее ль бьют, Лупят

Слайд 17Пунктуация2
* Пунктуация передаёт особенности речи персонажей.
* Пунктуация является важным компонентом

эзопова языка, нужно только изменить пунктуацию.

** -Ребята, царя свергнули!!!
-!!!!!
(Л.Кассиль)
**«И последний подлец, каков может быть, Ваше превосходительство, огорчился бы…», «…видя глупое, Ваше превосходительство, можно ли не смеяться…»
(Из письма И.А.Крылова)

Пунктуация2 * Пунктуация передаёт особенности речи персонажей.* Пунктуация является важным компонентом эзопова языка, нужно только изменить пунктуацию.**

Слайд 18Это интересно

Это интересно

Слайд 19Акростих3
Стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют

какое-либо слово, чаще всего –имя.

Акростих3Стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего –имя.

Слайд 20Н.Гумилёв1
Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам,
Новый мир был тёмным и

беззвёздным.

Ад молчал. Не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье ,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая
О любви, о грусти и о тени
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих откровений.



Н.Гумилёв1			Ангел лёг у края небосклона,			Наклоняясь, удивлялся безднам,			Новый мир был тёмным и беззвёздным.			Ад молчал. Не слышалось ни стона.			Алой

Слайд 21Аггелов племя,
Рыцарь бесов,
Адское семя,
Ключ всех оков!
Чувств не имея,
Ешь ты людей,
Ехидны злее,
Варвар!

Злодей!
Неизвестный автор. Акростих на Аракчеева (около 1823 года) 1

Владимир Эрль1

оооооооооооооооооооо
ссссссссссссссссссссссссс
еееееееееееееееееееее
ллллллллллллллллллллл




Аггелов племя,Рыцарь бесов,Адское семя,Ключ всех оков!Чувств не имея,Ешь ты людей,Ехидны злее,Варвар! Злодей!		Неизвестный автор. Акростих на Аракчеева (около

Слайд 22Анаграмма
На Багратиона1

О, как велик, велик На-поле-он!
Он хитр, и быстр, и тверд

во брани;
Но дрогнул, как к нему простер в бой длани
С штыком Бог-рати-он.
(Г.Р.Державин)

Анаграмма1 – слово или словосочетание, образованное путём переста-новки букв, вхо-дящих в состав другого слова (бук-куб, ропот-топор…).

АнаграммаНа Багратиона1О, как велик, велик На-поле-он!Он хитр, и быстр, и тверд во брани;Но дрогнул, как к нему

Слайд 23Вадим Шершеневич. Из цикла «Лунные окурки» 1
Всемыкакбудтонароликах
сВалитьсялегконосейчас
мчАтьсяивеселОисколько
дамЛорнируютоТменнонас
нашгЕрБукрашенликерами
имыдеРзкиедушАсьшипром
ищемюгИюляивоВсемформу
мчаСилоЮоткрыТоклиппер
знОйнознаемчтОвсеюноши
иВсепочтиговоРюбезусые
УтверждаяэточАшкупунша
пьемсрадостьюзабрюсова

Валерий Брюсов. Запоздалый ответ Вадиму

Шершеневичу1

ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомленной реЧи,
ваДимъ,иэтудальиту,
дарИнастаромВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи,
тыискуШениЕкреиля:
затмениЕоШибокбудня-
троньискРоюдоболи!
1913

Вадим Шершеневич. Из цикла «Лунные окурки» 1ВсемыкакбудтонароликахсВалитьсялегконосейчасмчАтьсяивеселОисколькодамЛорнируютоТменнонаснашгЕрБукрашенликерамиимыдеРзкиедушАсьшипромищемюгИюляивоВсемформумчаСилоЮоткрыТоклипперзнОйнознаемчтОвсеюношииВсепочтиговоРюбезусыеУтверждаяэточАшкупуншапьемсрадостьюзабрюсоваВалерий Брюсов. Запоздалый ответ Вадиму Шершеневичу1ВлекисуровуюмечтУ,дАйутомленной реЧи,ваДимъ,иэтудальиту,дарИнастаромВечесебеМгновениЕогня,дайсмУтестеНыволи,тыискуШениЕкреиля:затмениЕоШибокбудня-троньискРоюдоболи!

Слайд 24Палиндром
Марина Кудимова1

Утра. Задор охот.
Утра. КВ болот
То – хор од азарту,
То –

лоб и в карту.

Слова (…фразы), читающиеся одинаково в обе стороны:
Я разуму уму заря,
Я иду с мечем судия;
С начала та ж я и с конца
И всеми чтуся за отца.
(Г.Р.Державин)


ПалиндромМарина Кудимова1Утра. Задор охот.Утра. КВ болотТо – хор од азарту,То – лоб и в карту.Слова (…фразы), читающиеся

Слайд 25Стихи «с секретом»(три стихотворения в одном: всё целиком, правая часть отдельно,

левая часть отдельно) 2

Бог сытый в небе,
Радость тебе,
Да дарует,
Честь и славу –
Мужу праву
Да готует

Боже благий,
свете драгий,
да храниши
Марфу здраву –
твою славу
юже зриши…
(С.Полоцкий)

Стихи «с секретом»(три стихотворения в одном: всё целиком, правая часть отдельно, левая часть отдельно) 2Бог сытый в

Слайд 26Моностих (Монострок) 1
*Есть соответствие с афоризмом

*Это дорога к заглавию

*Это идеальный эпиграф

*Они

не требуют продолжения

Чего в мой дремлющий не входит ум? (Державин)
Лучше недо – чем пере. (Илья Сельвинский)
Русь, ты вся – поцелуй на морозе! (Хлебников)
Я научился вам, блаженные слова (Мандельштам)

Моностих (Монострок) 1*Есть соответствие с афоризмом*Это дорога к заглавию*Это идеальный эпиграф*Они не требуют продолженияЧего в мой дремлющий

Слайд 27Литература
1.Бирюков С.Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. –М., 1994.
2.Львова С.И.

Уроки словесности. 5-9 классы. -3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 416с. – (Библиотека учителя).
3.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. школы. Ред.-сост. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. –М.:
«Просвещение», 1978

Литература1.Бирюков С.Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. –М., 1994.2.Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. -3-е изд.,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть