Презентация, доклад по литературе на тему Испытание героев дуэлью (на примерах произведений русской литературы)

Содержание

Содержание Введение I. Происхождение дуэли. Правила и традиции дуэли. Дуэльный кодекс. Дуэли А.С.Пушкина и М.Ю.ЛермонтоваII. Дуэль в произведениях художественной литературы.Заключение

Слайд 1Проектная работа по литературе на тему: “Испытание героев дуэлью”(на примерах произведений

русской литературы)

Выполнила: Кочукова Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы

Проектная работа по литературе на тему: “Испытание героев дуэлью”(на примерах произведений русской литературы)

Слайд 2Содержание
Введение
I. Происхождение дуэли. Правила и традиции дуэли. Дуэльный кодекс.
Дуэли

А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
II. Дуэль в произведениях художественной литературы.
Заключение

Содержание Введение I. Происхождение дуэли. Правила и традиции дуэли. Дуэльный кодекс. Дуэли А.С.Пушкина и М.Ю.ЛермонтоваII. Дуэль в

Слайд 3Цель работы: Изучить изображение дуэли в произведениях русской литературы как исторического

события, а также проанализировать психологическое состояние дуэлянтов. Основные задачи: Просмотреть документальные знания о дуэли в жизни русского общества. На основе этого сравнить описание дуэли в русской литературе, узнать как она влияла на судьбы героев. Проанализировать роль дуэли в произведениях и её смысл, который хотел передать читателю писатель. Подвести итог работы и сделать выводы. Объект исследования: сцены дуэлей в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и повести «Капитанская дочка», в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Предмет исследования: поведение и размышления дуэлянтов перед дуэлью, соблюдение ими дуэльного кодекса. Методы исследования: основной метод- теоретический. изучение и сопоставление литературных произведений и документов, сравнение эпизодов.
Цель работы: Изучить изображение дуэли в произведениях русской литературы как исторического события, а также проанализировать психологическое состояние

Слайд 4I. Происхождение дуэли. Правила и традиции дуэли. Дуэльный кодекс.
Непосредственным историческим предшественником

дуэли можно считать судебный поединок, имевший широкое распространение в средние века и происходивший, в свою очередь, от древней, уходящей корнями в язычество, традиции «божьего суда», основанной на представлении, что в поединке боги даруют победу тому, кто прав
I. Происхождение дуэли. Правила и традиции дуэли. Дуэльный кодекс. Непосредственным историческим предшественником дуэли можно считать судебный поединок, имевший

Слайд 5 Появление дуэли Сформировавшееся на основе рыцарства дворянское сословие породило свои сословные представления

о чести и достоинстве, присущих любому дворянину от рождения и, соответственно, о том, что посягательство на честь дворянина в форме оскорбления словом или действием требует непременного воздаяния, в противном случае оскорблённый считается обесчещенным. Другой особенностью европейского дворянского менталитета стало представление о неких присущих дворянину по праву рождения привилегиях, на которые не вправе посягать никто, даже сюзерен (король или иной правитель), в частности, право на ношение оружия. Сочетание представлений о чести и необходимости её защиты с постоянным наличием оружия естественным образом вызвало к жизни практику немедленного разрешения личных конфликтов путём поединка, в организацию и проведение которого дворянин не считал необходимым вовлекать сюзерена, суд или государственные службы.
Появление дуэли Сформировавшееся на основе рыцарства дворянское сословие породило свои сословные представления о чести и достоинстве,

Слайд 6 В XVI века дуэль получила широкое распространите в Западной Европе. И

стала обычным явлением. Особенно запомнилась в истории «Дуэльная лихорадка» во Франции XVI—XVIII веков. К середине XVIII дуэли стали постепенно прекращаться. В России дуэль появилась в XVIII века. Никогда не было собственной традиции дуэлей, хотя практиковались и судебные поединки , и схватки лучших бойцов перед военными. Само слово "дуэль", согласно В.И. Далю, имеет два значения. Первое, широкое: "единоборство, поединок", и второе, более узкое: "условный поединок, с известными уже обрядами по вызову"
В XVI века дуэль получила широкое распространите в Западной Европе. И стала обычным явлением.

Слайд 7Дуэль происходила по строгим неписаным правилам. Оскорбление или другая причина, в

результате которой какая-либо сторона считала, что это может запятнать её честь, служила поводом для вызова на дуэль. Вызов. Основные виды дуэлей: Дуэли на холодном оружии (шпага, сабля и рапира), Дуэли на пистолетах, Неподвижная дуэль вслепую, Подвижная дуэль с барьерами и т.д Общий порядок проведения дуэли Традиционно дуэль проводилась рано утром, в уединённом месте. В заранее оговорённое время участники должны были прибыть на место. По прибытии на место обеих сторон секунданты противников подтверждали готовность к дуэли. Распорядитель объявлял последнее предложение к дуэлянтам решить дело извинениями и миром . Если противники отвечали отказом, распорядитель объявлял вслух условия поединка. В дальнейшем до завершения дуэли никто из противников уже не мог вернуться к предложению о примирении.. После того, как были сделаны выстрелы (либо после ранения или смерти хотя бы одного из противников при дуэли на холодном оружии) распорядитель объявлял о завершении дуэли. Если оба противника в результате оставались живы и в сознании, то им полагалось пожать друг другу руки, обидчику — извиниться (в данном случае извинения уже не задевали его честь, так как она считалась восстановленной поединком, а были данью обычной вежливости). .
Дуэль происходила по строгим неписаным правилам. Оскорбление или другая причина, в результате которой какая-либо сторона считала, что

Слайд 8 Дуэльный кодекс — неформальный свод правил проведения дуэли. Существует 7 известных дуэльных кодексов.

Например, В. Дурасов. Дуэльный кодекс, 1912.
Дуэльный кодекс — неформальный свод правил проведения дуэли. Существует 7 известных дуэльных кодексов. Например, В. Дурасов. Дуэльный кодекс, 1912.

Слайд 9Дуэли А.С.Пушкина Исследователям творчества А.С.Пушкина удалось установить, что в его жизни было

29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей. Самая первая дуэль связана с Павлом Ганнибалом, когда Пушкину было 17 лет из-за девицы Лошаковой и окончилась «минут через 10 мировой и новыми весельями да пляской». В 1817 году чуть не состоялась дуэль с гусаром Кавериным из-за сочинённых им шуточных стихов «Молитвы лейб-гусарских офицеров». В сентябре 1819 году состоялась дуэль Пушкина с Кондратием из-за сплетен, произнесенных в адрес поэта. Участвовал Пушкин в дуэли с Фёдором Ивановичем Толстым, Кюхельбекером, Корфом, Денисевичем, Зубовым, Орловым, Дегильи, Другановым, Потоцким, Старовым, Лановым, Балшем, Прункулом, Рутковским, Инглези, Руссо, Тургеневым, Хвостовым, Соломирским, с неизвестным греком, Репниным, Голицыным, Лагрене, Хлюстиным, Сологубом, Дантесом. Пушкин выходил на поединок многократно, но последняя стала для него роковой. 3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший о письмах на следующий день, был уверен, что они — дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу. Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. 29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита.
Дуэли А.С.Пушкина Исследователям творчества А.С.Пушкина удалось установить, что в его жизни было 29 состоявшихся и не состоявшихся

Слайд 10В чём же всё-таки главная причина стремления поэта к поединкам? По мнению

Ю. М. Лотмана «…против Пушкина возник настоящий светский заговор, в который входили и досужие шалопаи, сплетники, разносчицы новостей, и опытные интриганы, безжалостные враги поэта. У нас нет оснований считать, что Николай I был непосредственным участником этого заговора или даже сочувствовал ему. Однако он несет прямую ответственность за другое – за создание в России атмосферы, при которой Пушкин не мог выжить, за то многолетнее унизительное положение, которое напрягло нервы поэта и сделало его болезненно чувствительным к защите своей чести, за ту несвободу, которая капля за каплей отнимала жизнь у Пушкина».
В чём же всё-таки главная причина стремления поэта к поединкам? По мнению Ю. М. Лотмана «…против Пушкина

Слайд 11Дуэли М.Ю.Лермонтова. 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль

произошло памятное столкновение Лермонтова с молодым Эрнестом де Барантом. Поводом послужило маленькое четверостишье, написанного поэтом ещё 7 или 8 лет назад. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым. Причиной дуэли же стал язвительный характер поэта и его острый язык. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 г. близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет. 
Дуэли М.Ю.Лермонтова.   16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль произошло памятное столкновение Лермонтова

Слайд 12II. Дуэль в произведениях художественной литературы.
Дуэли в произведениях А.С.Пушкина .
Повесть «Капитанская

дочка», роман «Евгений Онегин».
Дуэль в повести «Капитанская дочка». Причиной дуэли была Марья Ивановна Миронова. Петр Андреевич посчитал своим долгом заступиться за возлюбленную, за что получил вызов на поединок. В этой дуэли Швабрин проявил себя подло, ранив Гринева, пока тот отвлекся на крики Савельича. Этот эпизод дуэли показывает читателю  столкновение двух эпох. Гринев подходит к поединку со всей серьёзностью, по-героически, а Иван Игнатьевич подходит к дуэли с позиции здравого смысла. Представления героев совершенно не совпадают, так как для Швабрина, которому важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Стоит отметить, что поединок происходил не по правилам, так как отсутствовали секунданты, да и сам поступок Швабрина был очень подлым. Эта дуэль передает отношение Пушкина к дуэлям, открывающих возможности для убийств, прикрытых дуэльной кодексом. Дуэли такие происходили часто, особенно среди офицеров, которые частенько страдали от скуки.
II. Дуэль в произведениях художественной литературы.Дуэли в произведениях А.С.Пушкина .Повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин».Дуэль в повести

Слайд 13 Дуэль в романе «Евгений Онегин». Поводом для дуэли стало некорректное поведение

Онегина как по отношению к своему другу Ленскому, так и к невесте Ленского, Ольге. Ленский, видя неподобающее поведение Онегина и ответные знаки внимания Ольги, вызвал Онегина на дуэль. Случайная ссора послужила только поводом для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского Пушкин показывает гораздо глубже. Владимир, верящей во все наилучшее в мире, не смог справится с суровой реальностью. Онегин, в свою очередь, не в силах был проти­востоять общепринятой морали. В ссору двух друзей вступает сила "общественного мненья". Эта сила очень ненавистна Пушкину. Стоит отметить ещё Зарецкого, чей образ также же ненавистен Пушкину, так как для него дуэль двух друзей не представляет ничего большего, кроме забавы. Ему абсолютно безразлична судьба героев. Также Зарецкий нарушает правила дуэли, но не один.
Дуэль в романе «Евгений Онегин». Поводом для дуэли стало некорректное поведение Онегина как по отношению

Слайд 14Евгений тоже нарушает правила, так как не верит в серьёзность ситуации,

в которой оказался по собственной воли. Но, большая вина, конечно же, лежит на Зарецком, так как он «в дуэлях классик и педант », совершенно не пытается предотвратить кровавый исход и даже правила дуэли для него не имеют большего значения. Что касается преддуэльного состояния дуэлянтов. Онегин понимал, что его поступок был не правильным, что дуэль не должна произойти. Для Ленского же дуэль представляется в книжном свете, без трагичного исхода. В дуэли Ленского с Онегиным все нелепо, противники до последней минуты не испытывают друг к другу настоящей вражды. Итог дуэли послужил для Онегина очень суровым уроком, хотя и необ­ходимым. Перед ним — труп друга. Пушкин не только сам понимает мученья Онегина, но и читателя заставляет понять их. Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Но, смерть Владимира послужила и толчком к перерождению Онегина. Подведя итоги, можно сделать вывод, что для Пушкина в дуэли главными были суть и результат, а не правила. Писатель сосредотачивает своё внимание на психологии дуэлянтов, на их состоянии и поведении во время поединка. Чтобы показать, как меняется герой, попав в такую жизненную ситуацию. Также Пушкин весьма двойственно относился к дуэлям. С одной стороны, он видит в ней проявление средства защиты достоинства оскорблённого человека. И в то же время, показывает бессмысленность дуэли.
Евгений тоже нарушает правила, так как не верит в серьёзность ситуации, в которой оказался по собственной воли.

Слайд 15Дуэль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
 Центром романа Лермонтова «Герой

нашего времени» является глава «Княжна Мери». Дуэль помогает читателю лучше понять главного героя. Поводом для дуэли Печорина и Грушницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину. Дуэль окончилась трагично, а именно - смертью Грушницкого.
Сначала у героев общие мотивы для поединка, а именно их действиями движет жажда мести. Печорина, который во всех своих действиях ссылался на волю судьбы, не очень-то волнует исход дуэли. Этот поединок нужен герою для того, чтобы преподать урок Грушницкому и разоблачить его обман. Печорин в ночь перед дуэлью промучился без сна, писать не мог, потом «сел и открыл роман Вальтера Скотта… то были «Шотландские Пуритане»; он «читал сначала с усилием, потом забылся, увлеченный волшебным вымы­слом .» Но едва рассвело, нервы его успокоились. Секундантом Печорина во время поединка является его друг, доктор Вернер. Секундантом Грушницкого во время поединки является Драгунский капитан, который совсем не волнуется за исход дуэли. Веря, что их “трюк с пистолетами” окончиться трагично для Печорина, а не Грушницкого. Цель у него одна: позабавиться, пред­ставить Печорина трусом и тем опозорить его.

“Нам на земле вдвоем нет места..."

Дуэль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центром романа Лермонтова «Герой нашего времени» является глава «Княжна Мери».

Слайд 16Сама дуэль проходит на жестких условиях. «Решили, что тот, кому придется

первому встретить неприятельский огонь, станет на самом углу, спиною к пропасти; если он не будет убит, то противники поменяются местами".  Хоть Печорин и предоставлял своему противнику шанс остаться живым, все равно его поступок нельзя считать совсем благородным. Дуэль в «Герое нашего времени» - один из кульминационных моментов, который способствует раскрытию характера Печорина.
Сама дуэль проходит на жестких условиях. «Решили, что тот, кому придется первому встретить неприятельский огонь, станет на

Слайд 17Дуэль в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Поводом для дуэли между Безуховым

и Долоховым стали непристойные намеки со стороны Долохова Пьеру. Перед поединком состояние у дуэлянтов совершенно разное. Федор Иванович  полностью уверен в своих силах и дуэль его вообще не волнует, он уверен в том, что сможет убить своего противника. Состояние Пьера полностью противоположно. Несмотря на это, когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать о примирении.  Дуэль не заканчивается трагично, лишь ранением Долохова. Этим эпизодом Толстой хотел показать, что все-таки существует высшее правосудие.  Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски и помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену.  Также показан гуманизм по отношению к Долохову, так как Пьер понимает, что не имеет права отбирать человеческую жизнь, поэтому он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. 

Дуэль в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»Поводом для дуэли между Безуховым и Долоховым стали непристойные намеки со

Слайд 18Заключение
История русской дуэли 19 века – была насыщена поединками.
Особенно в истории

навсегда запомнились смертельные дули А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, отразившиеся на русской культуре и показавшие, что в жизни поединок не всегда помогал отстоять свою честь.
Середина и конец XIX столетия дуэли стали забываться.
Совершили эпоху дуэли в русской литературе повесть А.П. Чехова «Дуэль » и А.И. Куприна «Поединок»

Вывод: В художественных произведениях дуэль – это прежде всего испытание героя на мужество, способ восстановить справедливость и отстоять свою честь.
ЗаключениеИстория русской дуэли 19 века – была насыщена поединками.Особенно в истории навсегда запомнились смертельные дули А.С. Пушкина

Слайд 19 Используемая литература
1. «Дуэльный кодекс» В Дурасов, 1912 г.
2. «Русская литература

ХIХ века» в 3-х частях Монахова О.П., Малхазова М.В.; Издательский центр учебной литературы «МАРК», М., 1994г.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: Роман в стихах// Полное собрание сочинений: в 10 т, Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1977 – 1979.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Гослитиздат, 1941г.
Л.Н.Толстой «Война и мир», Изд.: Художественная литература, М., 1938
Н.Страхов. Война и мир. Сочинения графа Л.Н.Толстого. Томы I. II. III и IV.
Используемая литература1. «Дуэльный кодекс» В Дурасов, 1912 г.2. «Русская литература ХIХ века» в 3-х частях Монахова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть