Слайд 1
Художественный мир
литературного произведения
Книги — корабли
мысли…
Слайд 2Моё чтение…
Зачем мы берём в руки книгу? Чего ждём от неё?
/за
свою жизнь человек может прочитать 4000 книг. В библиотеке их тысячи. И только 200–300 книг можно отнести к понятию вечных, к шедеврам мировой и отечественной литературы/
Как выбрать свою книгу? Какие книги не стоит читать?
Какова ваша “золотая полка” и что это значит?
Книга или компьютер? Книга или Интернет?
Ваш выбор?..
Слайд 3 Самый-самый…
Назовите произведения, которым можно присвоить номинации: самое грустное, самое весёлое,
самое таинственное, самое страшное, самое трогательное…
А теперь вспомните произведения, о которых можно сказать, что они одновременно грустные и весёлые, загадочные и страшные…
Назовите персонажей, о которых можно сказать: самый унылый, самый беспечный, самый злой, самый весёлый, самый трусливый, самый упрямый, самый доверчивый, самый чувствительный…
Слайд 4 Литература – реальная жизнь.
Как сочетаются эти понятия?
Художественный мир литературного произведения
во многом похож на реальный мир, но это
мир фантазии и воображения…
Художественный мир – вымышленная реальность.
Это то, что изображено в произведении, совокупность образов, которые соотносятся с реальным миром:
- люди;
- события;
- природа;
- вещи;
- время и пространство /хронотоп/.
Слайд 5 Особенности художественного мира
По каким законам
строится этот странный мир?
/учебник, стр. 3/
- подчиняется логике художественного
/образного/ мышления;
- выстраивается с учётом жанровых
особенностей произведения;
- отражает не только модель реального мира, но и образ самого автора, его понимание жизни.
Как вы понимаете эти законы? Поясните на примерах.
Слайд 6 Литературное произведение всегда соотносится с определённым жанром /от фр.
слова «вид»/ -
способом моделирования действительности.
Жанры различают:
а) по принадлежности к роду литературы:
эпические /роман, повесть, новелла, рассказ и др./
лирические /стихотворение, послание, ода, элегия и др./
драматические /комедия, трагедия, драма и др./
лироэпические /баллада, поэма, басня и др./
б) по тематике: социально-бытовые, психологические, сатирические, юмористические, детективные, научно-фантастические, авантюрно-приключенческие и др.
Жанровый подзаголовок может
многое объяснить в авторском замысле.
Докажите это, приведя свои примеры
литературных произведений.
Слайд 7 Работа с учебником /стр. 4-5/
Как литературный
жанр может воздействовать на создание художественных картин?
Почему выбор жанра весьма значим для писателя?
Может ли художественный мир литературного произведения воздействовать на реальный мир?
Определите жанр этих произведений:
«Дубровский» А. С. Пушкина?
«Мцыри» М. Ю. Лермонтова?
«После бала» Л. Н. Толстого?
«Хамелеон» А. П. Чехова?
«Приключения Тома Сойера» М. Твена?
Слайд 8Домашнее задание:
1. Перечитайте статью учебника «Художественный мир литературного произведения». Какая мысль
этой статьи вам показалась интересной или очень важной? Выпишите её в тетрадь и подготовьте устный комментарий.
2. Рассмотрите на обложке учебника репродукцию картины М.В. Нестерова «Видение отроку Вафоломею». Что вам известно о сюжете этой картины?