Слайд 1Генрик Ибсен
«Кукольный дом»
Слайд 2Генрик Юхан Ибсен (1828-1906) —норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы»; поэт и публицист.
Генрик Ибсен родился
в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 году.
Начиная с 1844 года, Генрик Ибсен работал аптекарем. Тогда он написал первые стихи и драму из древнеримской истории «Катилина». Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган». В 1852—1857 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857—1862 возглавлял Норвежский театр в Кристиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором.
Слайд 3Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота», «Пир в Сульхауге»
( в 1855-56 принесшая Ибсену всенорвежскую славу), «Улаф Лилиенкранс», «Воители в Хельгеланде».
В 1862 году Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию.
Однако и собственно литературные и внелитературные причины побудили Ибсена уехать за рубеж.
Слайд 4Ибсен жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные
драмы «Бранд» и «Пер Гюнт».
В конце 1860 — начале 1870-х гг. в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане Отступнике «Кесарь и Галилеянин» он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке.
Слайд 5Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом»
(1879).
Слайд 6История создания
Пьеса задумана в 1878 году. Ибсен стремился в классической форме трагедии выразить
современные проблемы. Написано же произведение в 1879 году.
В основу драмы Ибсен положил реальное событие. Прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер. Именно её жизнь стала основой для сюжета «Кукольного дома».
Слайд 7Сюжет
Действие происходит в доме Хельмера перед Рождеством. Нора возвращается из города
с подарками для семьи, муж упрекает её в мотовстве: он лишь недавно получил должность директора банка, и жалованье ему повысят только через три месяца, а жить в долг для него абсолютно неприемлемо. Нора, «мотовка», «птичка», «белочка», как зовёт её Торвальд, в ответ только отшучивается, она выглядит беспечной и легкомысленной.
Приезжает давняя подруга Норы фру Линне: после смерти мужа она осталась без средств к существованию и вынуждена искать работу. Нора рассказывает ей, что, когда Торвальд был болен, ей пришлось занять денег, чтоб по совету врачей отвезти его на год в Италию. Теперь она вынуждена выплачивать долг, но рассказать об этом Хельмеру не может: он думает, что деньги одолжил отец Норы. Теперь она вынуждена отказывать себе во всём и заниматься мелкой подработкой.
Слайд 8В это время к Хельмеру приходит Крогстад — именно у него Нора
заняла деньги. Хельмер лишил Крогстада места в банке, и теперь тот просит Нору повлиять на мужа, угрожая ей разоблачением. К тому же Нора подделала подпись отца на векселе, и Крогстад знает об этом.
Нора честно пытается уговорить мужа оставить Крогстада, но тот не соглашается, к тому же на это место он уже взял фру Линне. Поняв, что ничего не вышло, Крогстад оставляет в почтовом ящике письмо для Торвальда, в котором описывает ситуацию с долгом Норы. Нора выдумывает всяческие предлоги, чтоб не пустить Торвальда к почтовому ящику.
Слайд 9Фру Линне, стремясь помочь Норе, отправляется к Крогстаду: оказывается, когда-то они
любили друг друга, но она вышла замуж за другого, более обеспеченного. Теперь фру Линне предлагает «протянуть друг другу руки»: ей хочется жить ради кого-то. Крогстад счастлив и готов даже забрать своё письмо, но фру Линне уговаривает его не делать этого: она считает, что тайна должна раскрыться.
Торвальд и Нора возвращаются с рождественской вечеринки, и злополучное письмо наконец извлекается из ящика. Торвальд разгневан, он называет жену лицемеркой, лгуньей, преступницей, говорит, что не доверит ей воспитание детей. Тут же служанка приносит ещё одно письмо: Крогстад вернул расписку Норы. Торвальд счастлив, Нора для него снова превращается в «певунью-пташку», «голубку». Однако Нора заявляет ему, что уходит из дома:
«Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой <…> Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком <…> я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них».
Слайд 11Реакция общественности
Центральная тема пьесы — положение женщины в обществе. Пьеса в
свое время стала причиной настоящего театрального бума и поводом для широчайшей общественной полемики. Только в Америке пьесу встретили с отторжением.
Ибсена обвиняли в том, что он потакает разрушению институту брака, прославляя женщину, бросившую троих детей ради призрачных идеалов. В Германии потребовали переработать концовку, в которой героиня одумывается и возвращается в семью.
Слайд 12"Кукольный дом" – это произведение о внешне очень благополучной семье, где
роли распределены очень правильно, в соответствии буржуазными общественными нормами. Внутренне же семья эта невероятно разобщена, между супругами отсутствует подлинная душевная близость.
Финал драмы - открытый. Иначе и быть не могло. Эту проблему нельзя было решить ни в рамках литературы, ни в рамках театральной постановки, ни в рамках искусства вообще. Она вырывалась со сценических подмостков прямо в зрительный зал, вызывая его бурную реакцию и столь же бурное обсуждение.
Не даром критики признают, что "новая драматургия" началась со слов Норы, обращенных к мужу: "Нам с тобой есть о чем поговорить".
В 2001 году ЮНЕСКО включило рукопись «Кукольного дома» в список «Память мира».