Слайд 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Красномолотовская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Поэтическая
мастерская
« Слово о поэте. Изображение природы в лирике
Ф.И.Тютчева.
Стихотворение «Неохотно и несмело…»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Пузанова Наталья Григорьевна
х.Соленый, 2018г.
Слайд 3Эпиграф к уроку:
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит
в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
Ф.И.Тютчев
Слайд 4Тема урока:
«Слово о поэте.
Изображение природы в лирике Тютчева. Стихотворение
«Неохотно и несмело»».
Слайд 6Восстановление деформированного текста
__________________________________________________родился в усадьбе _____________Брянского уезда Орловской губернии, в
______________________семье
с патриархальными традициями. Отец ____________________________Тютчев отличался хлебосольством,
радушием и ______________________________. Мать _______________________________________Тютчева была умной и
_______________________________. В детстве у будущего поэта был «дядька» -______________________________, а воспитателем был
был поэт _____________________.Дальнейшее образование Ф.И. Тютчев получил в ___________________________________.После
окончания университета поэт уезжает в ________________, а потом за границу, где провел _________на дипломатической службе.
В основе тютчевской лирики лежит созерцание ______________, которая является ___________, ________________организмом.
Ф.И.Тютчев приоткрывает нам ____________________, помогая постигать их.
Слайд 9
Гроза глазами русских художников
А. Яковлев «Перед грозой»
Слайд 17Физминутка:
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки - в стороны, вперёд,
Влево, вправо
поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Слайд 18Стихотворение «Неохотно и несмело»
Слайд 21Неохотно и несмело
солнце смотрит на поля…
1)Какие картины природы
возникают перед нами при
чтении этого стихотворения?
2) Найдите ключевые образы.
Сформулируйте основную
тему стихотворения.
3)Какими художественными
приёмами пользуется поэт
при описании весенней
грозы?
Слайд 22Композиция стихотворения
1-2 строфа – ожидание грозы
3-4 строфа – гроза
5 строфа –
умиротворение освежённой грозой природы
Слайд 23Изобразительно-выразительные приёмы в стихотворении:
А) эпитеты:
Б) олицетворения:
В) сравнение:
- Выпишите их из текста
стихотворения.
Слайд 24Проверьте себя!
Эпитеты: зеленеющие (нивы), (пламень) белый и летучий, сердитей и
смелей, смятенная.
Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «солнце раз ещё взглянуло исподлобья».
Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».
Слайд 25
В сюжете событий и чувств в композиции стихотворения мы видим развитие.
Тютчев запечатлел переходное состояние в жизни природы: приближение и начало грозы.
Слайд 26Эпитеты: ветра теплого порывы, зеленеющие ивы зеленее под водой, пламень белый
и летучий, смятенная земля.
Метафора: синей молнии струя, смятенная земля.
Аллитерация: раскаты громовые все сердитей и смелей.
Ассонанс: неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
Олицетворение: неохотно и несмело солнце смотрит на поля, принахмурилась земля, раскаты сердитей и смелей, солнце раз еще взглянуло исподлобья, смятенная земля.
Слайд 28Есть ли в стихотворении действующий герой – человек?
Безусловно, лирический
герой здесь есть.
Это
человек, чьими глазами
мы наблюдаем изменения
в природе перед грозой,
во время грозы и после ее
окончания. А если есть
герой, значит, он что-то
чувствует, что-то
переживает, чему-то
удивляется.
Слайд 29Вывод:
Читая стихотворения
Ф.И.Тютчева, можно легко
убедиться, что природа в его
произведениях – живой,
чувствующий организм.
Поэт часто изображал природу
в её промежуточных
состояниях – в переходе от
весны к лету, от лета к осени,
от осени к зиме или от ночи к
утру, от дня к вечеру и от
вечера к ночи.
Слайд 30Синквейн: ( алгоритм)
1 строка – существительное,
2 строка – два прилагательных,
3
строка – три глагола,
4 строка – фраза из 4 слов,
5 строка – синоним существительного.
Получается так, что первая и последняя строки связаны между собой по определённому смыслу.
Слайд 31Гроза и солнце
ГРОЗА
Лютая, грозная
Грохочет, бушует,
пугает
Весеннее явление природы.
Ненастье.
Солнце
Тёплое, ласковое
Светит, греет, ласкает
Светящееся небесное тело.
Свет.
Слайд 32Домашнее задание:
Вам предстоит передать своё
видение грозы на следующем
уроке –
дома вы научитесь
читать выразительно
стихотворение «Неохотно и несмело…» наизусть.
Творческое задание:
поразмышляйте над
вопросом: «Какое настроение
остаётся после того, как
прочитано стихотворение?»
Слайд 33Рефлексия:
Какова же природа у Тютчева?
- Природа у Тютчева многолика
и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений.
- Живая, насыщена звуками, красками…
Чем наполнена поэзия этого поэта?
Пейзажи Ф. И. Тютчева динамичные, наполненные звуками и цветами.
Что вы узнали и чему научились на уроке?
- На уроке мы узнали о том, что когда человек задумывается о своём месте в мире, то он рассказывает об этом в стихах.
- Научились видеть, какими красивыми и яркими могут быть в воображении картины после прочтения стихов.
Слайд 34
Игра «Барометр настроения»
Так как сегодня на уроке мы с вами говорили
о природе, то и критерии настроения будут природными. На партах у вас лежат картинки с изображением солнца, тучи.
– Посмотрите и выберите ту картину, которая соответствует вашему настроению.
- Спасибо, я рада, что у всех вас солнечное настроение, и у меня оно солнечное от того, что я пообщалась сегодня с такими светлыми, замечательными людьми, как вы.
- Спасибо за урок. Помните всегда, что после дождя и грозы выходит солнышко.
Слайд 35Источники:
1.Картинная галерея
http://unity.stroyinf.ru/cgi-bin/unity/gallery.cgi?a=15\u0026i=240
2. ArtNow.ru http://artnow.ru/ru/gallery/3/4624/picture/0/74258.html?comments
http://artnow.ru/ru/gallery/3/24711/picture/0/585779.html
http://artnow.ru/ru/gallery/2/16474/picture/0/401596.html
3. Молнии http://go.mail.ru/search