Слайд 1Две дуэли
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Слайд 2
Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой
в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Слайд 3
Писатели 19 века воспринимали дуэль как единственный и во многом естественный
способ отстоять свою честь, свое дворянское и офицерское достоинство. Однако весьма часто в произведениях этого времени прослеживается мысль о бессмысленности и жестокости дуэли.
Слайд 4
Дуэль— черта, за которой неизвестность, может быть, даже смерть. Человек, стоящий
у такой черты, не может не измениться. Казалось бы, это всего лишь литературный прием, предназначенный для «проверки» героя на внутреннюю целостность и гармонию. Но — нет. Живые люди с реальными судьбами вдруг встают перед нами.
Слайд 5
И уже совсем по-другому воспринимаешь тот факт, что два величайших поэта
— Пушкин и Лермонтов — погибли на дуэли. Оба — едва ли не до мелочей описав собственную гибель в своих произведениях. Что это — предвидение, случайность, предопределенность, наконец? Этого не знает никто. Как никто не может отрицать, что эти две дуэли навсегда оставили в русской литературе отпечаток трагедии и рока, свойственный только ей.
Слайд 6
Онегин и Печорин — два известных героя двух известнейших романов. Их часто сравнивают между
собой. И действительно, у них существует немало сходных черт. Обоим опостылела действительность, оба холодны и равнодушны к жизни, оба вызывают симпатии окружающих. Есть и еще одно существенное сходство между Онегиным и Печориным. У них обоих в романах существуют антиподы. У Онегина это Ленский, у Печорина — Грушницкий.
Слайд 7
В романе «Евгений Онегин» дуэль становится тем явлением, которое противоречит внутреннему
миру героя. Только представление общества о чести заставляют Евгения, «всем сердцем юношу любя», всё же принять вызов Ленского.
Перед дуэлью Онегин спокойно проспал всю ночь, в противоположность Ленскому. На место поединка Евгений опаздывает, чем демонстрирует своё отношение к данному событию: это не безразличие, а нежелание губить невинного человека из-за пустой формальности. По жребию Онегину выпадает стрелять раньше Ленского. Он убивает юного поэта.
Слайд 8
Это событие стало настоящим потрясением для героя, положившим начало его перерождению,
переосмыслению всех жизненных ценностей. Таким образом, в своем романе Пушкин А.С. говорит о ценности жизни, о бессмысленности придуманного и наигранного дворянского представления о чести.
Слайд 9
Обращаясь к «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова, мы наблюдаем, как Печорин
шутит, влюбляя в себя княжну Мери, тем самым вызывая ненависть у Грушницкого. Первопричина дуэли заключается именно в этом. В отличие от честного поединка героев «Евгения Онегина», дуэль в «Герое нашего времени» — достаточно подлое действо.
Слайд 10
Грушницкий изначально рассчитывал испытать храбрость Печорина, стреляясь из незаряженных пистолетов. Печорин, узнав
о заговоре, со своей стороны обманывает Грушницкого.
Кто прав, кто виноват в споре Грушницкого с Печориным? Наверное, правых вообще нет. Грушницкий сказал, что им двоим на земле нет места. А выживает всегда сильнейший. Это правило сработало и в случае Онегина с Ленским.