Слайд 1
«Отец русского театра»
Александр Николаевич
Островский
1823-1886
Слайд 2Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь
Слайд 3А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за
границу и занимающегося своим бизнесом.
Слайд 4По страницам биографии
А.Н.Островского
Слайд 5А.Н. ОСТРОВСКИЙ
родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье чиновника, заслужившего дворянство.
Слайд 7Отец – Николай Федорович Островский
Отец, Н.Ф. Островский, помимо государственной службы, занимался
частной судебной практикой, а с 1841 г., выйдя в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда.
Родители
Слайд 8 Мать – Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника.
Рано ушла из жизни, в 1831 году, когда Александру шел восьмой год.
Слайд 9Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы.
В семье было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование.
Детство и юность
Слайд 11Островский получил хорошее домашнее образование, знал много иностранных языков.
Через пять лет
после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой повезло – она окружила детей заботой и продолжила заниматься их обучением.
Слайд 121835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.
1840
год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета.
В 1840 – 43 гг. учился на юридическом факультете Московского университета.
Слайд 14 «Вы один достроили здание, в основание которого положили
краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров
Слайд 15в которых он открыл «новую страну» – Замоскворечье с её
патриархальным бытом и соответствующими понятиями и отношениями людей. За это получил прозвище «Колумб Замоскворечья».
По настоянию отца поступил на службу писцом в суд и служил в московских судах до 1851 года.
Работа дала ему богатый материал для будущих пьес.
Островским создано 47 пьес,
Слайд 161847-1850
История первой пьесы Островского:
первоначальные названия «Несостоятельный должник», «Банкрот» и «Банкрут, или
Свои люди — сочтёмся»)
Слайд 17«Свои люди – сочтёмся!»
Пьеса 10 лет находилось под арестом, потому что
в ней, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".
Слайд 18 "Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим", --
писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с "горячим сердцем", честного, прямодушного
Слайд 19Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои
сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие.
«И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю,» – говорит героиня пьесы "Воспитанница". «Ничего я не боюсь» – вот главное в новом герое Островского.
Слайд 20 «Гроза» (1859) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет
жить по законам, подавляющим личность.
Слайд 21«Снегурочка» (1873) – взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором
тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).
Слайд 22«Бесприданница» (1879) – взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые
в драме "Гроза".
Слайд 23С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник».
В 1863 Островский
был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.
В 1866 году в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей.
Слайд 24в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила
ему четырех сыновей и двух дочерей.
14 июня (по старому стилю – 2 июня) 1886 г. Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове.
Слайд 25Особенности стиля Островского
1. Говорящие фамилии
Пьеса Островского “Без вины виноватые”. Незнамов (о
человеке, который не знает своего прошлого). Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.
Слайд 26Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди — сочтемся!”.
Владимир
Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».
Слайд 27В пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница
и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.
Слайд 28Кабаниха давно переосмыслена как имя. Недаром в афише представляет эту героиню
именно так: «Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова». В переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа».
Слайд 292. Своеобразие названий
(часто из русских пословиц и поговорок)
Не
так живи, как хочется
Правда - хорошо, а счастье лучше.
Праздничный сон - до обеда
Светит, да не греет
Свои люди - сочтемся.
Свои собаки грызутся, чужая не приставай!.
Сердце не камень.
Старый друг лучше новых двух
Конец - делу венец
Слайд 30 Бедность не порок.
Без вины виноватые.
В чужом пиру
похмелье
Грех да беда на кого не живет
За чем пойдешь, то и найдешь
На всякого мудреца довольно простоты.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Не в свои сани не садись
Не все коту масленница.
Слайд 313. «Подготовленное появление» героев
Главные герои появляются не сразу, о них
вначале говорят другие.
«Ханжа...! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.»
Слайд 32
4. Значимость первой реплики героя
"Если ты хочешь мать послушать, так ты,
как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала".
Слайд 33
5. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.
Катерина
Варвара
Слайд 34Итог урока:
А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового
героя - купца.
Слайд 352. До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург
внес огромный вклад в развитие русского театра.