Презентация, доклад по литературе На поле Куликовом

Содержание

Стоит передо мной моя тема, тема о России…Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. А. БлокЧто значит для поэта

Слайд 1А.А.Блок «На поле Куликовом»
©Учитель русского языка и литературы Е.И.Лебедева.
МКОУ Новлянская ООШ

Заволжского района Ивановской области

Электронное приложение к уроку литературы в 8 классе

А.А.Блок «На поле Куликовом»©Учитель русского языка и литературы Е.И.Лебедева.МКОУ Новлянская ООШ Заволжского района Ивановской областиЭлектронное приложение к

Слайд 2Стоит передо мной моя тема, тема о России…Этой теме я сознательно

и бесповоротно посвящаю жизнь.
А. А. Блок

Что значит для поэта посвятить жизнь какой-либо теме?

Стоит передо мной моя тема, тема о России…Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

Слайд 3Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных

произведений третьего тома «Родина». Цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России.

Цикл стихов «На поле Куликовом» вышел в 1908 г. Это предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о её противоречиях, её величии, ее избранности.

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Цикл не

Слайд 4Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных


 общим жанром
 темой
 главными героями
 единым замыслом
 исторической эпохой
 единым поэтическим настроением
 местом действия

Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом»?

Цикл (гр. kyklos – круг, колесо) – несколько художественных произведений, объединенных  общим жанром темой главными героями

Слайд 5Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено

возвращение. Разгадка их еще впереди.
А. А. Блок

А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.

Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди.

Слайд 6Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В

степи грустят стога.

В стихотворении «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» вначале идет спокойная интонация. Вторая строфа эту интонацию ломает, начинаясь со звонкого возгласа «О Русь моя! Жена моя!» Четвертая строфа начинается с коротких фраз, они придают ритму стремительность, усиливают ощущение тревоги. Далее показан образ движения – степная кобылица. И в заключительной строфе звучит тема трагедии и ее преодоления

Первое
стихотворение

Река раскинулась. Течет, грустит ленивоИ моет берега.Над скудной глиной желтого обрываВ степи грустят стога.  В стихотворении

Слайд 7Почему образ Руси ассоциируется у Блока с образом жены?
«Не как мать

любит он Россию, а как жену, которую находят, когда настанет пора».
Н. Гумилев

Какие строчки первого стихотворения отражают сущность времени и человеческой жизни в целом?

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

Почему образ Руси ассоциируется у Блока с образом жены?«Не как мать любит он Россию, а как жену,

Слайд 8Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Какое

значение они имеют для воспроизведения картин исторического прошлого?

«Образная система цикла несет на себе следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики: образ реки; именование Руси женой, противопоставление света и тьмы; включение в действие высших сил – в данном случае Богородицы, образ которой сливается с образом Прекрасной Дамы».
А. С. Елеонская «Куликовская битва и русская литература»

Найдите в тексте цикла следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Какое значение они имеют для воспроизведения картин

Слайд 9 - От чьего лица ведется речь?
- В чем видится

миссия воина?

Речь идет от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны:
Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

Второе стихотворение

Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром.

- От чьего лица ведется речь? - В чем видится миссия воина? Речь идет от лица

Слайд 10Как рисуется образ родины в третьем стихотворении?
Третье стихотворение
В третьем стихотворении

цикла образ Святой Руси сливается с образом Богоматери: И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла в одежде, свет струящей, Не спугнув коня. … И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.
Как рисуется образ родины в третьем стихотворении?Третье стихотворение В третьем стихотворении цикла образ Святой Руси сливается с

Слайд 11Четвертое стихотворение
Четвертое стихотворение полно тяжкой тревоги, которая звучит в словах «вековая

тоска» , « тоска могучая», «растерзанное сердце». Все повторяется: Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали… О грядущих битвах напоминает и образ «широкого и тихого», возможно, неугасимого, пожара: Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.
Четвертое стихотворениеЧетвертое стихотворение полно тяжкой тревоги, которая звучит в словах «вековая тоска» , « тоска могучая», «растерзанное

Слайд 12Пятое стихотворение
Предчувствие беды, трагических перемен не покидает лирического героя, о чем

говорит и эпиграф, а также строки: Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.
Пятое стихотворениеПредчувствие беды, трагических перемен не покидает лирического героя, о чем говорит и эпиграф, а также строки:

Слайд 13Выполните тест

Выполните тест

Слайд 141. Стихотворение А. А. Блока «На поле Куликовом» было написано:
1) В

1889 году
2) В 1905 году
3) В 1908 году
4) В 1917 году

2. Главная тема стихотворения:
1) Любовь
2) Жизнь и смерть
3) Дружба
4) Прошлое и настоящее России

3

4

1. Стихотворение А. А. Блока «На поле Куликовом» было написано:1) В 1889 году2) В 1905 году3) В

Слайд 153. Какой сюжет из истории России Блок взял за основу стихотворения: 1)

Монголо-татарское нашествие
2) Крымские походы Петра Великого
3) Восстание Емельяна Пугачева
4) Отечественная война 1812 года

4. Количество частей «На поле Куликовом»:
1) Две
2) Три
3) Четыре
4) Пять

1

4

3. Какой сюжет из истории России Блок взял за основу стихотворения: 1) Монголо-татарское нашествие2) Крымские походы Петра

Слайд 165. Чей образ Блок ассоциирует с кобылицей:
1) Войска
2) России,

Родины
3) Матери, жены, женщины
4) Времени, истории

6. В строке «Под игом ущербной луны» прослеживается:
1) Метафора
2) Олицетворение
3) Гипербола
4) Сравнение

2

1

5. Чей образ Блок ассоциирует с кобылицей: 1) Войска 2) России, Родины 3) Матери, жены, женщины 4)

Слайд 177.) О ком говорит Блок в этих строчка:
И с туманом

над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече!

о Небесной Благодати;
о Богородице;
о Руси-России;
о Вечной Женственности.

2

7.) О ком говорит Блок в этих строчка: И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меняТы

Слайд 18Источники
1.Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8

класс. – М. : Вако, 2005.
2.Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 2. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение.

3.Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицея №21 г. Иванова

Источники1.Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М. : Вако, 2005.2.Литература.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть