Презентация, доклад по литературе М.В. Ломоносов. Оды (9 класс)

Содержание

Михаил Васильевич Ломоносов. Понятие об оде.Анализ типичных произведений русского классицизма - «Вечернее размышление…» и «Ода на день восшествия…».

Слайд 1Самостоятельная работа
Почему А.Н.Радищев назвал XVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а

с другой стороны – «мудрым»? (кратко)
Объясните смысл понятия «литературное направление» (кратко).
Назовите основные черты русского классицизма.
Кто являлся представителями русского классицизма?
Расскажите о героях произведений классицизма.
В чём заключается принцип трёх единств?
Самостоятельная работаПочему А.Н.Радищев назвал XVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с другой стороны – «мудрым»? (кратко)Объясните

Слайд 2Михаил Васильевич Ломоносов.
Понятие об оде.
Анализ типичных произведений русского классицизма -


«Вечернее размышление…» и «Ода на день восшествия…».
Михаил Васильевич Ломоносов. Понятие об оде.Анализ типичных произведений русского классицизма - «Вечернее размышление…» и «Ода на день

Слайд 3Биографическая справка о поистине Великом человеке…
Индивидуальное домашнее задание.

Биографическая справка о поистине Великом человеке…Индивидуальное домашнее задание.

Слайд 4ОДА (от греч. «песнь») – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера

в честь какого-либо лица или события.
Одический стиль – возвышенный язык, передающий высокие мысли и чувства.
Из истории жанра.
Возник в античности, сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием.
В русской теории классицизма ода создается как жанр героический, гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и торжественным «возвышенным» стилем выражения.

ОДА (от греч. «песнь») – жанр лирической поэзии; стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица или события.Одический

Слайд 5
Жанр оды – любимый жанр Ломоносова
Ломоносов написал 20 больших по объему

торжественных од. Они положили начало ангажированной поэзии (литература, проникнутая общественно-политической, гражданской или национальной проблематикой), поэзии заказной, поэзии государственного служения.
- Почему воспевали монархов, географические просторы и мир, в целом?
Монархов воспевали, потому что они олицетворяли государство, географические просторы – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства.
Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия.
Жанр оды – любимый жанр ЛомоносоваЛомоносов написал 20 больших по объему торжественных од. Они положили начало ангажированной

Слайд 6
Духовно-философская ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного

сияния».
Духовно-философская ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Слайд 7словом поэзии Ломоносова является слово «восторг».
Как бы вы определили ведущую тему

произведения?
(Единство в разнообразии природы.)
Как соотносятся мир и человек в восприятии поэта?
( мир-«бездна», человек- «песчинка»)
Какие вопросы волнуют людей при наблюдении за северным сиянием, этим чудом природы?
Почему Ломоносова радует, что нет окончательной разгадки этого явления?
(Разгаданная тайна теряет часть своей магической притягательности. Учёный и поэт спорят в душе Ломоносова, и поэт побеждает.)
Что восхищает автора?
(Бог выступает здесь как создатель и организатор мироздания, бесконечно богатого в великих и малых проявлениях, связанных неразрывно друг с другом в общей гармонии, в “стройном чине”. Но преклонение перед величием Творца не порабощает поэта, он охвачен стремлением познать природу. Его восхищает многообразие природы. Более того, коль “просветлённая лампада возжжена”, то это ко многому должно подвигнуть человека.)
словом поэзии Ломоносова является слово «восторг».Как бы вы определили ведущую тему произведения? (Единство в разнообразии природы.)Как соотносятся

Слайд 8Смысл названия оды

Для Ломоносова природа – это одушевленное проявление Божьего

могущества. Тайны природы – это Божьи тайны, раскрыть которые до конца для человеческого ума невозможно. Авторское «Я» – это воплощение дерзостного порыва пытливого ума постичь созданное творцом.
Смысл названия оды Для Ломоносова природа – это одушевленное проявление Божьего могущества. Тайны природы – это Божьи

Слайд 9Язык оды «Вечернее размышление…»
Несмотря на то что Ломоносов был реформатором русского

языка, во многих своих произведениях он использовал его возвышенную форму, поэтому ода изобилует старославянизмами, которые придают ей торжественное звучание. Довольно часто поэт использует такие формы:
Усеченные прилагательные (мрачна, черна, мала, жирна).
Особые формы существительных (мысльми, огнь, лице).
Устаревшую лексику (уста, натура (природа), хладный, окрест).
Все это придает поэтическому тексту возвышенное, торжественное звучание. Приемы используются не случайно: именно в подобных тонах воспевались подвиги, описывались важнейшие государственные события. Ломоносов же в столь высокопарной, но понятной читателю его эпохи манере изобразил интересное явление природы - северное сияние. Таким образом, он подчеркнул значимость науки.
Язык оды «Вечернее размышление…»	Несмотря на то что Ломоносов был реформатором русского языка, во многих своих произведениях он

Слайд 10Теория «трёх штилей»



Теория «трёх штилей»

Слайд 11- Что придаёт тексту возвышенность и торжественность?
Церковнославянская лексика, архаизмы, устаревшие грамматические

формы.
- Приведите примеры.
Лице – лицо, тёмна, звездАм, мАла, углублён, утомлён, несчётны, верьхи и другие; неполногласие в церковнославянских словах: хладна, престал и другие.
- Будет ли нарушен или стиховой ритм первой строки, если заменить старославянское выражение «лице свое» русским «своё лицо»? Что изменится?
Ритм сохранился, но исчезнет торжественность.
- Что придаёт тексту возвышенность и торжественность?Церковнославянская лексика, архаизмы, устаревшие грамматические формы. - Приведите примеры. Лице –

Слайд 12«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года»

В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в сопостатов, блажит праведника, клянёт изверга.
В.К.Кюхельбекер

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» В оде

Слайд 13Анализ оды
Когда и в связи с чем написана ода?
День восшествия на

престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

Анализ одыКогда и в связи с чем написана ода?День восшествия на престол занимал центральное место в годовом

Слайд 14Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия

на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “Но, — как замечает Г.П. Макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. Ломоносов создавал жанр оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода и является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».
Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них

Слайд 15Идеалом Ломоносова был Императрица Елизавета Петровна слишком не похожа была на

своего отца.
Несмотря на то что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием – военной победой, очередной годовщиной вступления на престол царствующей особы и т.п., Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России.
Его хвалы Елизавете носили поучительный характер и были, скорее, похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она предпринять в интересах государства, науки, просвещения.
Идеалом Ломоносова был Императрица Елизавета Петровна слишком не похожа была на своего отца.Несмотря на то что ода

Слайд 16ЧИТАЕМ ОДУ

ЧИТАЕМ ОДУ

Слайд 17Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?
Патриотический восторг, призыв

и т.п.
- Особенность «Оды на день восшествия...» в том, что на первый взгляд эта ода — хвалебный гимн царице, но для Ломоносова главное — выразить свои заветные мечты. Какие?
Распространять просвещение в России, развивать науки, использовать богатства русской земли и так далее.
Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?Патриотический восторг, призыв и т.п.- Особенность «Оды на день

Слайд 18Содержание оды
Эту оду по содержанию и форме можно считать классической. Обратите

внимание на 3-4 строфы, прочитайте. Эти строфы особенно характерны для оды классической.
Какие темы затронуты в оде, какие из них вы считаете главными, ведущими?
Картины мирной жизни;
Восхваление Елизаветы (За что прославляет поэт императрицу?);
Гимн Петру (Каково отношение Ломоносову к Петру1? Что ставится ему в заслугу?)
Описание безграничных просторов и богатств России;
Обращение и призыв к молодежи – овладевать науками.
Это и структура оды, и ее основные темы.
Содержание одыЭту оду по содержанию и форме можно считать классической. Обратите внимание на 3-4 строфы, прочитайте. Эти

Слайд 191. Тема мира. Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль

ты полезна и красна !
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полный корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земле.
Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, России нужен мир и не нужны войны. Мир - основное условие и для успехов просвещения.

1. Тема мира. Царей и царств земных отрада Возлюбленная тишина,Блаженство сел, градов ограда,Коль ты полезна и красна !Вокруг

Слайд 202. Тема Елизаветы.
В этих строках Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все

войны ради спокойствия и счастья россиян.
Когда на трон Она вступила,
Как Вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв, облобызала; ( )
-Мне полно тех побед, сказала,-
Для коих крови льется ток.
Я Россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойствием не меняюсь
На целый Запад и Восток.

2. Тема Елизаветы. В этих строках Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян.Когда

Слайд 213.Тема Петра I.
Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее

царствования прекратились войны, затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы. Петре 1, которого он считал идеальным монархом и национальным героем.
Послал в Россию человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознёс
Главу, победами венчану,
Россию, грубостью поправну,
С собой возвысил до небес
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря в руках,
И стрепетом нептун чудился,
Взирая на российский флаг…
Это образ царя-гражданина, труженика, посвятившего себя служению государству, неустанно заботящегося об общем благе.
С чувством особого восхищения вспоминает поэт о том, что при Петре
…блаженны науки
Чрез горы и моря
В Россию простирали руки..
Ломоносов выражает надежду, Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.

3.Тема Петра I.Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны, затем автор переходит

Слайд 224. Описание безграничных просторов и богатств России.
Найдите в тексте.

4. Описание безграничных просторов и богатств России.Найдите в тексте.

Слайд 235. Тема науки. 
Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и

Дальнего востока.
О, вы которых ожидает
Отечества от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны,
Дерзайте, ныне ободренны,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юноши питают
Отраду старым подают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствиях не помеха,
Науки пользуют везде.

5. Тема науки. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего востока.О, вы которых ожидаетОтечества от

Слайд 24Главная мысль оды
Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся

строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины» как условия расцвета отечественных наук, необходимого для освоения богатств родной земли, для подготовки российского юношества к полезной для всего народа научно-практической деятельности во славу родины.
Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр 1 для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и на море, осознавший необходимость развития науки и просвещения.
В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношества. В этом залог русского государства.

Главная мысль одыРоссия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины»

Слайд 25КЛАССИЦИЗМ?
Такое преобразование традиционной тематики хвалебной оды, характерное для русского классицизма, -

великая заслуга Ломоносова, личные чувства и переживания которого воедино слиты с общегосударственными, гражданскими интересами.

КЛАССИЦИЗМ?Такое преобразование традиционной тематики хвалебной оды, характерное для русского классицизма, - великая заслуга Ломоносова, личные чувства и

Слайд 26РЕФЛЕКСИЯ
Составьте синквейн на тему «Ломоносов».

РЕФЛЕКСИЯСоставьте синквейн на тему «Ломоносов».

Слайд 27ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выписать из од:

1 вариант – «Ода на День восшествия…»,


2 вариант – «Вечернее размышление…»

по 3 примера известных художественных средств.

2. Читать стр. 59-64.

Индивидуально «Державин Г.Р.» (+ презентация).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1. Выписать из од:1 вариант – «Ода на День восшествия…», 2 вариант – «Вечернее размышление…»по 3

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть