Слайд 1Москва и москвичи
в романе
М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита».
Слайд 2Рассмотреть нравственное состояние жизни в Москве конца 20-х годов прошлого века.
Доказать
или опровергнуть тезис: «Жизнь москвичей подчинена только удовлетворению эгоистических чувств и желаний».
Слайд 3Половина действия романа Булгакова "Мастер и Маргарита" происходит в Москве 20-х
годов. Булгаков иронически, даже гротескно рисует современные ему быт и нравы столицы, безжалостно обнажая человеческую жадность, трусость, подлость. Однако за его иронией стоит огромная жалость к людям, вынужденным жить в условиях нелепой, вывихнутой и изломанной советской действительности. Он на себе чувствует всю неестественность такой жизни – но в романе говорит об этом только опосредованно, и его ирония пропитана болью и стыдом за униженное человеческое достоинство.
Слайд 4Что ценят москвичи в земной жизни?
Чем руководствуются в своих поступках?
(сцена пляски
в Грибоедове. Глава 5)
Как проявляется авторское отношение, какие приёмы использует автор?
Как изображён на страницах романа литературный мир? Глава 1. ( характеристика Берлиоза и Бездомного), глава 5 (характеристика МАССОЛИТа и ресторана).
Можно ли утверждать, что МАССОЛИТ – своеобразная модель общества?
Слайд 5В романе много простых описаний, дающих яркое представление о времени. Вдали
от шумных улиц и площадей, на окраине Москвы, расположился старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Если же погода благоволила, то желающих примкнуть к толпе было ещё больше. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства. Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно. На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: "Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12", — и, что немаловажно, — огромный железный замок.
Те счастливчики, кому удавалось-таки попасть на приём за отведённые шестьдесят минут, через несколько лет становились обладателями бесплатной квартиры в каменном доме. Ежедневно в городе пять человек обретали свой новый кров, и ради этого можно было стоять в очереди сутки напролёт.
Слайд 6Какие чувства терзают москвичей?
Где и когда проявляется истинная натура москвичей?
С какой
целью является в Москву Воланд?
Выдерживают ли москвичи испытания Воланда?( анализ эпизода сеанс чёрной магии)
Слайд 7Черты «обывательщины, дикости и фальши»
В московских главах с
необычайной силой проявились черты «обывательщины, дикости и фальши». Главными героями этих глав являются взяточники, управдомы нечистоплотные буфетчики, изолгавшиеся администраторы, спивающиеся чиновники, псевдотворческие личности. Это обычные люди, «москвичи как москвичи». Но тем и страшна узнаваемая картинка, ведь в ней изображена реальная жизнь реальных людей, существование которых пронизано мелким злом. Весь ужас происходящего заключается в том, что расточаемое всеми зло воспринимается как привычная норма жизни.
Слайд 8Черты обывательщины и фальши
Черты обывательщины
и фальши присущи всем членам МАССОЛИТа. Бездарный Рюхин, претендующий на звание поэта, уверен в том, что Пушкину повезло – «вот пример настоящей удачливости…», «все шло ему на пользу…» и далее размышляя о Дантесе, невежественно заявляет: «Обеспечил Пушкину бессмертие белогвардеец». Разговор избранных членов МАССОЛИТа Фоки и Амвросия – пример прошлого разговора двух обывателей: «Нет у меня умения собственного, но есть желание жить по-человечески». Булгаков подчеркивает , что в Москве 30-х годов нравственное чувство исчезло, стремления человека свелись к быту, здесь не может быть истинного творчества.
Слайд 9Доносчики сидят повсюду, даже в Доме Грибоедова, за резною чугунною решёткой.
Этим домом владел Массолит, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах. "Приблизительно сорокалетний, маленького роста, темноволос, упитан, лыс". Лишь "сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе" выдавали в нём человека незаурядного ума, начитанного, каким и подобает быть редактору "толстого художественного журнала". Берлиоз был в высшей степени недоверчив, любил продемонстрировать собственную значимость (принимал от четырёх до пяти), подобно Иисусу Христу на тайной вечере, председательствовал на заседании двенадцати литераторов - словом, являл собою типичного руководящего москвича.
Слайд 10Воланд не случайно выбрал квартиру, где сожительствовали искусство и разврат, олицетворяемые
Берлиозом и Лиходеевым. Булгаков направляет жало своего сатирического дара не только на Дом Грибоедова, но и на квартиру № 50, которая "давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией". После исчезновения Стёпы Лиходеева квартира стала приютом для нечистой силы.
Слайд 11Кто скажет что-нибудь в защиту зависти?
Каждого среднестатистического москвича
терзала чёрная зависть: почему небо наградило их, а не меня? Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но всё же надо войти и в положение очередника. За дубовой дверью находилась крохотная, но в изысканном стиле отделанная приёмная, с телефоном и узорным ковриком для ног. За столом в течение всего рабочего часа сидели два полнощёких, румяногубых и гладко выбритых гражданина лет шестидесяти.
Слайд 12Истинная натура москвичей
В их поведении было сразу несколько
странностей: они не переставали что-то бормотать, время от времени громко хихикали, вызывая у посетителей небезосновательные опасения за их душевное состояние.
Истинная натура москвичей проявляется лишь тогда, когда эти граждане материалистического государства оказываются вовлечены в нечто, отличное от ежедневной чертовщины их жизни
Слайд 13Истинная натура москвичей
Теперь «осетрина второй
свежести» в первоклассном ресторане Москвы не является случаем из ряда вон выходящим.
Москвичам некогда думать о душе, когда решается квартирный вопрос, поэтому Алоизий Могарыч легко доносит на невиновного соседа. А киевский дядя Берлиоза, не нуждавшийся в дополнительной площади, спешит вселиться в «нехорошую квартиру». Возмущенное окружение Воланда наказывает профессора, не дожидаясь справедливого решения властей.
Слайд 14Выбор художественных средств
Неприятие писателем пошлости, бюрократизма, псевдотворчества
проявилось в выборе художественных средств. Автор использует иронию, описывая дом Грибоедова, как храм искусства. На внутренних стенах этой творческой организации развешаны извещения о работе спортивных кружков, рыбно – дачной секции. Говорящие фамилии членов МАССОЛИТа содержат ироничную характеристику этих героев. Так творческими путевками занимается Подложная,. А поэтический подраздел МАССОЛИТа представлен Богохульским, Павиановым, Адельфиной Буздяк.
Слайд 15 Появление в Москве нечистой силы
Появление в
Москве 30-х годов нечистой силы обусловлено тем, что нормой жизни москвичей стало двуличие, взяточничество, доносительство, бюрократизм. За это они и наказаны.
Слайд 16Московское народонаселение, "спелёнутое, безглазое и безгласное« духовно мёртвое, оказалось неспособным противостоять
искушениям дьявола. Большинство людей, попавших в ловушки Воланда, завершили свою карьеру, а вместе с ней и жизнь, в клинике Стравинского, а город "ушёл в землю и оставил по себе только туман", подобно своим без вести исчезающим обитателям, пропал, стал призраком. Прочь, прочь из города – его нет больше!
Булгаков видит развращенность Москвы – неизбежную развращенность столицы, тем большую, чем сложней переживаемое время. Ему больно, невыносимо трудно дается эта маска сатирического описания. Но молча наблюдать писатель не может тем более – на то он и писатель. Ведь в том-то и беда, что гротескность окружающего не придумана Булгаковым – она есть часть реальности. Булгаков сам предстает здесь одним из свиты Воланда, вынужденным шутить гораздо более жестоко и долго, чем бы ему хотелось.