Слайд 1М.Горький.
Пьеса «На дне».
Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна»
Слайд 2В ранних романтических произведениях Горького
нашли отражения философские и этические представления Ницше.
Центральный
образ у раннего Горького – гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой Данко стоит в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов не совершавшим.
«Сила есть добродетель»,- утверждал Ницше. И для Горького красота человека заключается в силе и подвиге, даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.
Пьеса «На дне» – важное звено во всей философско-художественной системе писателя.
Слайд 3Э́тика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.
Эсте́тика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Слайд 7Горький стал новатором не только в русском романтизме, но и в
драматургии.
Оригинально он сказал о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Но и сам Горький следовал за Чеховым.
Драме Горького в 2017 году исполняется 115 лет (премьера состоялась 18 декабря старого стиля 1902 года в Московском Художественном театре).
С тех пор пьеса ставилась, экранизировалась в России и за границей многократно, ей посвящены десятки критических, научных работ, но вряд ли кто-нибудь рискнет утверждать, что даже сегодня об этом произведении известно все.
Слайд 921 декабря Горький писал Пятницкому: «Успех пьесы – исключительный, я ничего
подобного не ожидал...» Сам Пятницкий писал Л. Андрееву: «Драма Максимыча – восторг! Он как оглоблей хватит ею по лбу всех тех, кто толковал об упадке его таланта». «На дне» высоко оценил А. Чехов, который писал автору: «Она нова и, несомненно, хороша. Второй акт очень хорош, это самый лучший, самый сильный, и я когда читал его, особенно конец, то чуть не подпрыгивал от удовольствия».
«На дне» – первое произведение М. Горького, которое принесло автору мировую славу. В январе 1903 г. премьера пьесы состоялась в Берлине в театре Макса Рейнгардта в постановке режиссера Рихарда Валлетина, исполнившего роль Сатина. В Берлине пьеса выдержала 300 спектаклей подряд, а весной 1905 г. отметили ее 500-е представление.
Слайд 10Спор о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы «На дне»
Слайд 11На дне» – программная для Горького пьеса: создававшаяся на заре только
что наступившего XX столетия, она выразила многие его сомнения и надежды в связи с перспективами человека и человечества изменить себя, преобразить жизнь и открыть необходимые для того источники творческих сил.
Это заявлено в символичном времени действия пьесы, в ремарках первого акта: «Начало весны. Утро». О том же направлении раздумий Горького красноречиво свидетельствует его переписка.
Накануне Пасхи 1898 года Горький многообещающе приветствовал Чехова: «Христос воскресе!», а вскоре написал И. Е. Репину: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он создал даже Бога... Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность – вместе с ним тоже будет развиваться... из века в век. Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенству духа».
Через год в письме к Л. Н. Толстому он почти дословно повторил этот принципиальный для себя тезис в связи с литературой: «Даже великая книга только мертвая, черная тень слова и намек на истину, а человек – вместилище Бога живого. Бога же я понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и справедливости. А потому – и плохой человек лучше хорошей книги».
Слайд 12Как соединял Горький веру в человека – «вместилище Бога живого», способного
«бесконечно совершенствоваться», веру в жизнь – «движение к совершенствованию духа» – и прозябание «На дне жизни» (таков один из вариантов названия драмы)?
Не кажутся ли его слова в сравнении с персонажами пьесы издевательством над человеком, а ее персонажи на фоне этих слов – карикатурой на человечество?
Слайд 13Нет, поскольку перед нами две стороны единого мироощущения Горького: в письмах
– идеальные порывы, в творчестве – художественное исследование людских возможностей.
Богочеловек и «дно» – контрасты, а контраст заставлял искать невидимые, но существующие тайные законы бытия, духа, способные «гармонизировать нервы», изменить человека «физически», вырвать его со дна и вернуть «в центр процесса жизни».
Эта философия реализована в системе образов, композиции, лейтмотивах, символике, в слове пьесы.
Дно в пьесе многозначно и, как многое у Горького, символично. В названии соотнесены обстоятельства жизни и душа человека.
Дно – это дно жизни, души, крайняя степень падения, ситуация безысходности, тупика, сравнимая с той, о которой Мармеладов Достоевского с горечью говорил – «когда некуда больше идти».
«Дно души» – это сокровенное, далеко запрятанное в людях. «Выходит: снаружи, как себя ни раскрашивай – все сотрется», – констатировал Бубнов, вспомнив яркое, раскрашенное в прямом и переносном смысле свое прошлое, и вскоре, обратившись к Барону, уточнил: «Что было – было, а остались – одни пустяки...»
Слайд 14Что вы скажете о месте действия? Каковы ваши впечатления от обстановки,
в которой происходят основные события?
Ночлежка Костылевых напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную песню «Солнце всходит и заходит». Попавшие в подвал принадлежат к различным слоям общества, но участь у всех одна, они отщепенцы общества, и никому не удается выбраться отсюда.
Важная деталь: внутри ночлежного дома не так мрачно, холодно и тревожно, как снаружи. Вот описание внешнего мира в начале третьего акта: «Пустырь – засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его – высокий кирпичный брандмауэр. Он закрывает небо... Вечер, заходит солнце, освещая брандмауэр красноватым светом».
На дворе ранняя весна, недавно сошел снег. «Холодище собачий...», – говорит, поеживаясь, Клещ, входя из сеней. В финале на этом пустыре повесился Актер.
Внутри все-таки тепло и здесь живут люди.
– Кто они?
Слайд 24Эвфеми́зм (греч. — «благоречие») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или
описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений
Лука-светлый (евангелист Лука)
Лука- лукавый (эвфемизм слова «черт»)
Слайд 25Лука.
Сложный, противоречивый герой.
С одной стороны как бы даёт импульс пробуждающемуся сознанию
Сатина,
С другой – его доброта, снисходительность, желание помочь могут обернуться роковыми последствиями для слабых духом.
Правда, вина за это падает на них самих.
Лука утешает людей, прибегая ко лжи.
Он просто не очерствел душою, творит реальное, деятельное добро, не просто утешает, а философски обосновывает свою позицию:
«Человека может спасти и научить добру не насилие, не тюрьма, а только добро».
Слайд 26Какие авторские приемы помогают читателю почувствовать атмосферу духовного разобщения людей?
1.Горький передал
устойчивость отчуждения людей в форме полилога (разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог), составленного из не стыкующихся друг с другом реплик. Все реплики звучат из разных углов
2. В отдельных репликах выделяются слова, имеющие символическое звучание. Слова Бубнова «а ниточки-то гнилые» намекают на отсутствие связей между ночлежниками. Бубнов замечает о положении Насти: «Ты везде лишняя». Это еще раз указывает на то, что жильцы Костылева с трудом «терпят» друг друга.
3.Изгои общества отвергают многие общепринятые истины. Стоит, например, Клещу сказать, что ночлежники живут без чести и совести, как Бубнов ответит ему: «На что совесть? Я – не богатый», а Васька Пепел приведет слова Сатина: «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».
Слайд 27Чем отличается атмосфера 2 и 3-го актов от 1-го?
Атмосфера 2 и
3 актов другая по сравнению с 1:
возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то иллюзорный мир. Обстановка изменяется с появлением странника Луки, который своими «сказками» возрождает в душах ночлежников мечты и надежды.
Беспаспортный бродяга Лука, которого много «мяли» в жизни, пришел к выводу, что человек достоин жалости, и щедро одаряет ею ночлежников. Он выступает как утешитель, желающий ободрить человека или же примирить его с безрадостным существованием.
Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет. Ваське Пеплу он говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири.
Но все это лишь утешительная ложь, которая только на время может успокоить человека, приглушив тяжелую реальность.
Это понимают и ночлежники, но с удовольствием слушают старика: им хочется верить его «сказкам», в них просыпаются мечты о счастье.
Слайд 28В репликах ночлежников ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Круг существования
будто замкнулся: от равнодушия – к недостижимой мечте, от нее – к реальным потрясениям или к гибели (умирает Анна, убит Костылев).
Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.
Слайд 29Сложность и неоднозначность авторской позиции
в пьесе М.Горького «На дне».
Слайд 33Важнейшая смысловая категория -
Правда - ложь
Правда - вера
правда
2 оппозиции:
Разное понимание
правды и разное отношение к вере определяет позицию и место каждого из ночлежников (а не их социальная биография)
Вера объединяет Актёра, Анну, Наташу, Настю, близки к ним Васька Пепел и Клещ.
Их вера (пусть и иллюзорная) поддерживает их жизнь.
Эта ВЕРА и есть для них ПРАВДА
Бубнов,
Барон, !!!Сатин -???
Слайд 35Правда реальности и правда мечты –
две грани проблемы пьесы.
Бубнов, Сатин
и Актёр далеки от иллюзий. Они им не нужны.
Для Актёра, Наташи, Насти, Анны и других ВЕРА важнее ПРАВДЫ.
Поэтому так горячо откликнулись на реплику Луки:
«Во что веришь, то и есть».
Слайд 36правда
Лука.
«Во что веришь, то и есть» –
Человек – правда.
Доброта Луки
утешающая.он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи, Неподделен его интерес к людям. Он нужен «страдальцам», т.к. ободряет и утешает их, поддерживая уже сложившуюся мечту, не предлагая своих рецептов. Даёт веру, надежду, согревает сочувствием души людей слабых.
Бубнов
Человек зависит от среды.
Правда «злая»,не одушевлённая добром.
Сатин
Человеку нужна мечта,
НО
Двигаться к ней он ДОЛЖЕН САМ!
Ему нужна деятельная любовь, уважение вместо жалости.
«Человек – вот правда»
ВЫВОД: Правда текучая, подвижная.
Тонки переходы добра в равнодушное бессилие, правды – в ложь.
Слайд 37Спор о человеке.
(Лука – Сатин)
«Человека пожалеть нужно»
«Человек может верить и не
верить… он за всё платит сам… и потому он свободен».
Слайд 52Споря со своим героем, Горький показывает, что «спасительная» ложь ещё никого
не спасала.
Нельзя вечно жить в плену иллюзий, так как выход из них – всегда трагедия.
А, главное, человек, живущий в мире иллюзий, ПРИМИРЯЕТСЯ со своей унылой жизнью, то есть СОГЛАШАЕТСЯ ТЕРПЕТЬ.
Этого Горький не приемлет.
Слайд 53Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти.
Что сделали вы, чтобы превзойти его?
Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!
Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет.
Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они!
Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю — самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли!
Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не было ничего выше, чем это презрение, — она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли.
О, эта душа сама была еще тощей, отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души!
Но и теперь еще, братья мои, скажите мне: что говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою?
Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — это море, где может потонуть ваше великое презрение.
Слайд 54Сделайте обобщение:
в чем особенности драмы Горького – в развитии действия,
в содержании?
Это пример только социально-философской драмы? Как вы понимаете это определение?
В пьесе «На дне» автор не ограничился только изображением характерных социально-бытовых сторон русской действительности.
Это не бытовая, социально-философская пьеса, в ее основе лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему.
И в споре этом (в той или иной мере) участвуют почти все обитатели ночлежки.
Слайд 57Горькому удалось показать одну из самых опасных черт сознания и психологии
социальных низов России:
Неудовлетворённость реальностью;
Анархический критицизм этой реальности;
Вместе с тем зависимость от внешней помощи;
Вера в «чудесное» спасение;
Неготовность к самостоятельному жизненному творчеству
Слайд 58Обсудим:
Мнение исследователя: «В основе драмы лежит глубоко религиозная проблема. Понятие «дно»
имеет не только социальное, но и духовно-нравственное содержание».
Вопросы: Может ли человек жить без веры?
Утверждение: «Ради правды нужно жертвовать всем».
Цитату: Из книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»: