Презентация, доклад по литературе Манифесты акмеизма и футуризма

Содержание

К 1910-м годам начался кризис символизма как литературного направления. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким и стал акмеизм. Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух

Слайд 1Манифесты акмеизма
и футуризма

Манифесты акмеизма и футуризма

Слайд 2К 1910-м годам начался кризис символизма как литературного направления. Должно было

появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким и стал акмеизм.
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет.
К 1910-м годам начался кризис символизма как литературного направления. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее

Слайд 5 “Цех поэтов”
В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать

новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов,”
во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк,
З. Гиппиус, М. Зенкевич,
Георгий Иванов,
О. Мандельштам
“Цех поэтов” В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок

Слайд 6
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

О создании же литературного направления под названием «акмеизм»
было

официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха», а в № 1 журнала «Аполлон» за 1913 год появились статьи – манифесты Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и
Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯО создании же литературного направления под названием «акмеизм» было официально заявлено 11 февраля 1912 года

Слайд 7
Основные принципы акмеизма
— освобождение поэзии от символистских призывов

к идеальному,
возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;  — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»
Основные принципы акмеизма— освобождение поэзии от символистских призывов

Слайд 9

       Жанрово-композиционные и стилистические особенности
Основное внимание акмеистов

было сосредоточено на поэзии. Конечно, была у них и проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии. Самым главным критерием стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха
       Жанрово-композиционные и стилистические особенности Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии. Конечно, была

Слайд 11

     
Н.Гумилёв( 1886-1921)
В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге

к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам

Я конквистадор в панцире железном…

Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Как смутно в небе диком и беззвездном! Растет туман… но я молчу и жду И верю, я любовь свою найду… Я конквистадор в панцире железном. И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую. Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.

Конкистадо́р (архаизм конквиста́дор, исп. conquistador — завоеватель) — в период конца XV — XVI веков испанский или португальский завоеватель территорий Нового Света в эпоху колонизации Америки, участник конкисты — завоевания Америки. Лидеры конкистадоров-первопроходцев именовались аделантадо.

     Н.Гумилёв( 1886-1921)В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам

Слайд 12

     


ЖИРАФ
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки

особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
     ЖИРАФСегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай:

Слайд 14

     

        А. Ахматова (1889-1966) лишена

тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности.
Своеобразие творческой манеры Ахматовой
как поэта акмеистического направления
составляет запечатление одухотворенной предметности.
Посредством поразительной точности вещного мира
Ахматова отображает целый душевный строй, изящно обрисовывает детали
             А. Ахматова (1889-1966) лишена тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой

Слайд 15

     

     
Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и

вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится всё слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
-Здравствуй!
(1909)
          Подушка уже горячаС обеих сторон.Вот и вторая свечаГаснет, и крик воронСтановится всё

Слайд 16

     

     

Так беспомощно грудь холодела,  Но шаги мои

были легки.  Я на правую руку надела  Перчатку с левой руки.  Показалось, что много ступеней,  А я знала - их только три!  Между кленов шепот осенний  Попросил: "С мною умри!".
          Так беспомощно грудь холодела,  Но шаги мои были легки.  Я на правую

Слайд 18

     

     

        Здешний мир


О. Мандельштама (1891-1938) был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма.
Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»:
человек окружался не безличными предметами,
а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.
                  Здешний мир О. Мандельштама (1891-1938) был отмечен ощущением смертной

Слайд 19

     

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до

середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер - всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.


       .

     Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей

Слайд 20

     

Адамизм- это ещё одно название акмеизма, подразумевающее «мужественно

твердый и ясный взгляд на жизнь» (С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут)


       .


Просторен мир и многозвучен,
И многоцветен радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобетателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый-
Живой земле воспеть хвалы.
С. Городецкий

     Адамизм- это ещё одно название акмеизма, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»

Слайд 24ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее)
Авангардистское течение в европейском и русском искусстве

начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum – будущее)Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное

Слайд 25Русский футуризм
Провозглашает познание действительности, основанное на интуиции.
Нигилизм.
Критика традиционной культуры.
Идеал «сверхчеловека», свободного

от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов,
Вселенская миссия - мечты о рождении сверхискусства, сверхпоэзии, преобразующей мир.
Развивался под влиянием итальянского футуризма (манифест поэта Филиппо Томмаза Маринетти)

Русский футуризмПровозглашает познание действительности, основанное на интуиции.Нигилизм.Критика традиционной культуры.Идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти

Слайд 27Первая декларация футуристов – «Пощёчина общественному вкусу» (1912г.)
«Только мы – лицо

нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…»
(Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Хлебников.)
Первая декларация футуристов – «Пощёчина общественному вкусу» (1912г.)«Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и

Слайд 28
Первый футуристический сборник «Садок Судей»
(Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).

Первый футуристический сборник «Садок Судей»(Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).

Слайд 29«Садок Судей II» (1913г.) Программа футуристов
Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;
Новые ритмы, рифмы и

размеры стиха;
Новые слова и новые темы;
Презрение к славе.

«Садок Судей II» (1913г.) Программа футуристовОтрицание грамматики, синтаксиса, правописания;Новые ритмы, рифмы и размеры стиха;Новые слова и новые

Слайд 30Особенности в стилевом отношении:
Обновили значение слов
Графические эффекты
Принципы сдвига (сдвинутой конструкции)
Лексика-депоэтизация языка

(окказионализмы)
Семантика-неуместные слова:
Бурлюк-звезды- «черви, пьяные туманом»,поэзия-«истрепанная девка»
красота- «кощунственная дрянь».
Крученых- лилия- «еуы».
Синтаксис:
Телеграфный- без предлогов
В речевой «партитуре»-математические знаки, графические символы.
Визуальное воздействие тексту- строчки «лесенкой».
Новые рифмы: несостыковка соседних строф(сдвигаются строфы),вы-
вернутый смысл-реализованные метафоры.
Поэты ОБЭРИУ: Хармс, Введенский,Бахтерев.
Поэзия должна звучать на площади-новые ритмы.
Художественный примитивизм, проявление бунтарства.
Принципиальная установка на эстетическую конфронтацию как способ
существования.
Жанры: лубочная поэзия, частушки, поэтические рекламы,
фольклорные заговоры.



Особенности в стилевом отношении:Обновили значение словГрафические эффектыПринципы сдвига (сдвинутой конструкции)Лексика-депоэтизация языка (окказионализмы)Семантика-неуместные слова:Бурлюк-звезды- «черви, пьяные туманом»,поэзия-«истрепанная девка»красота-

Слайд 31Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир.
Мир – макрокосм, человек –

микрокосм.
Развитие мира – движение к всеединству.
(Маяковский В.В. «Эй!» (1816г.))
Современный мир – движение, устремлённость в будущее.
Искусство прошлого – «собрание окаменелых ценностей».
Утилитарная «полезность» искусства.
Освобождение слова от внелитературного значения.
Опора на новейшие технологические и научные достижения.
Эпатаж: «Чукурю»-картины, «Дохлая луна»-сборник, «Идите к черту»-литературный й манифест (Хлебников «Правительство земного шара» – Временному правительству – отставка)
Цель – побуждение к действию: весь мир пронизан искусством!

Основные принципы футуризма:

Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир.Мир – макрокосм, человек – микрокосм.Развитие мира – движение к всеединству.(Маяковский

Слайд 32Группы футуристов
Модернистское течение.
Художники разлагали
предмет на плоские грани
или уподобляли простейшим
темам:шару,конусу.кубу.
«Мезонин поэзии»
Шершеневич ,Ивлев




Группы футуристовМодернистское течение.Художники разлагалипредмет на плоские граниили уподобляли простейшимтемам:шару,конусу.кубу.«Мезонин поэзии»Шершеневич ,Ивлев

Слайд 35Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!

Я, гений Игорь Северянин,Своей победой упоён:Я повсеградно оэкранен!Я повсесердно утверждён!

Слайд 36Игорь-Северянин
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о

нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.

Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над всею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.

1926г.
Игорь-СеверянинОн тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нём толпа пустая,Стихов принципиально не читая,Раз

Слайд 38Татлин Владимир «Матрос (Автопортрет)» 1911 Темпера, холст 71,5х71,5 Государственный Русский музей
Каземир

Малевич

Женщина с ведрами

Утро после грозы

Татлин Владимир «Матрос (Автопортрет)» 1911 Темпера, холст 71,5х71,5 Государственный Русский музейКаземир МалевичЖенщина с ведрамиУтро после грозы

Слайд 42Роль футуризма в литературе
Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно

меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закрепились разрушительные импульсы футуризма, но
в перспективе футуризм послужил и сознательным художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.
Роль футуризма в литературеЭстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании

Слайд 43Значение футуристов:
за антиэстетичностью – ненависть к поддельной красоте,
за грубостью выражений –

стремление дать язык «безъязыкой» улице,
за непривычными словами – «единый смертных разговор»,
за непонятными картинами – новые принципы видения мира,
в произведениях – острая социальность,
творчески продуктивен: заставил переживать искусство как проблему:
измененил отношение к сфере понятность-непонятность,
искусство - труд и сотворчество,
от пассивного потребления искусства до уровня бытийно-мировоззренческого.
Значение футуристов:за антиэстетичностью – ненависть к поддельной красоте,за грубостью выражений – стремление дать язык «безъязыкой» улице,за непривычными

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть