Слайд 1Манифесты акмеизма
и футуризма
Слайд 2К 1910-м годам начался кризис символизма как литературного направления. Должно было
появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким и стал акмеизм.
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет.
Слайд 5 “Цех поэтов”
В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать
новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов,”
во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Членами “Цеха” были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк,
З. Гиппиус, М. Зенкевич,
Георгий Иванов,
О. Мандельштам
Слайд 6
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
О создании же литературного направления под названием «акмеизм»
было
официально заявлено 11 февраля 1912 года на заседании «Академии стиха», а в № 1 журнала «Аполлон» за 1913 год появились статьи – манифесты Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и
Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии».
Слайд 7
Основные принципы акмеизма
— освобождение поэзии от символистских призывов
к идеальному,
возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре»
Слайд 9
Жанрово-композиционные и стилистические особенности
Основное внимание акмеистов
было сосредоточено на поэзии. Конечно, была у них и проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии. Самым главным критерием стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха
Слайд 11
Н.Гумилёв( 1886-1921)
В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге
к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам
Я конквистадор в панцире железном…
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман… но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду…
Я конквистадор в панцире железном.
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.
Конкистадо́р (архаизм конквиста́дор, исп. conquistador — завоеватель) — в период конца XV — XVI веков испанский или португальский завоеватель территорий Нового Света в эпоху колонизации Америки, участник конкисты — завоевания Америки. Лидеры конкистадоров-первопроходцев именовались аделантадо.
Слайд 12
ЖИРАФ
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки
особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Слайд 14
А. Ахматова (1889-1966) лишена
тяготения к экзотическим сюжетам и пестрой образности.
Своеобразие творческой манеры Ахматовой
как поэта акмеистического направления
составляет запечатление одухотворенной предметности.
Посредством поразительной точности вещного мира
Ахматова отображает целый душевный строй, изящно обрисовывает детали
Слайд 15
Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и
вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится всё слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
-Здравствуй!
(1909)
Слайд 16
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои
были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "С мною умри!".
О. Мандельштама (1891-1938) был отмечен ощущением смертной хрупкости перед безликой вечностью. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма.
Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»:
человек окружался не безличными предметами,
а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст.
Слайд 19
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до
середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
.
Слайд 20
Адамизм- это ещё одно название акмеизма, подразумевающее «мужественно
твердый и ясный взгляд на жизнь» (С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут)
.
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветен радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобетателю имен.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый-
Живой земле воспеть хвалы.
С. Городецкий
Слайд 24ФУТУРИЗМ
(от лат. futurum – будущее)
Авангардистское течение в европейском и русском искусстве
начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Слайд 25Русский футуризм
Провозглашает познание действительности, основанное на интуиции.
Нигилизм.
Критика традиционной культуры.
Идеал «сверхчеловека», свободного
от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов,
Вселенская миссия - мечты о рождении сверхискусства, сверхпоэзии, преобразующей мир.
Развивался под влиянием итальянского футуризма (манифест поэта Филиппо Томмаза Маринетти)
Слайд 27Первая декларация футуристов – «Пощёчина общественному вкусу» (1912г.)
«Только мы – лицо
нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…»
(Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Хлебников.)
Слайд 28
Первый футуристический сборник «Садок Судей»
(Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).
Слайд 29«Садок Судей II» (1913г.)
Программа футуристов
Отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;
Новые ритмы, рифмы и
размеры стиха;
Новые слова и новые темы;
Презрение к славе.
Слайд 30Особенности в стилевом отношении:
Обновили значение слов
Графические эффекты
Принципы сдвига (сдвинутой конструкции)
Лексика-депоэтизация языка
(окказионализмы)
Семантика-неуместные слова:
Бурлюк-звезды- «черви, пьяные туманом»,поэзия-«истрепанная девка»
красота- «кощунственная дрянь».
Крученых- лилия- «еуы».
Синтаксис:
Телеграфный- без предлогов
В речевой «партитуре»-математические знаки, графические символы.
Визуальное воздействие тексту- строчки «лесенкой».
Новые рифмы: несостыковка соседних строф(сдвигаются строфы),вы-
вернутый смысл-реализованные метафоры.
Поэты ОБЭРИУ: Хармс, Введенский,Бахтерев.
Поэзия должна звучать на площади-новые ритмы.
Художественный примитивизм, проявление бунтарства.
Принципиальная установка на эстетическую конфронтацию как способ
существования.
Жанры: лубочная поэзия, частушки, поэтические рекламы,
фольклорные заговоры.
Слайд 31Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир.
Мир – макрокосм, человек –
микрокосм.
Развитие мира – движение к всеединству.
(Маяковский В.В. «Эй!» (1816г.))
Современный мир – движение, устремлённость в будущее.
Искусство прошлого – «собрание окаменелых ценностей».
Утилитарная «полезность» искусства.
Освобождение слова от внелитературного значения.
Опора на новейшие технологические и научные достижения.
Эпатаж: «Чукурю»-картины, «Дохлая луна»-сборник, «Идите к черту»-литературный й манифест (Хлебников «Правительство земного шара» – Временному правительству – отставка)
Цель – побуждение к действию: весь мир пронизан искусством!
Основные принципы футуризма:
Слайд 32Группы футуристов
Модернистское течение.
Художники разлагали
предмет на плоские грани
или уподобляли простейшим
темам:шару,конусу.кубу.
«Мезонин поэзии»
Шершеневич ,Ивлев
Слайд 35Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
Слайд 36Игорь-Северянин
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о
нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над всею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.
1926г.
Слайд 38Татлин Владимир «Матрос (Автопортрет)» 1911 Темпера, холст 71,5х71,5 Государственный Русский музей
Каземир
Малевич
Женщина с ведрами
Утро после грозы
Слайд 42Роль футуризма в литературе
Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно
меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закрепились разрушительные импульсы футуризма, но
в перспективе футуризм послужил и сознательным художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.
Слайд 43Значение футуристов:
за антиэстетичностью – ненависть к поддельной красоте,
за грубостью выражений –
стремление дать язык «безъязыкой» улице,
за непривычными словами – «единый смертных разговор»,
за непонятными картинами – новые принципы видения мира,
в произведениях – острая социальность,
творчески продуктивен: заставил переживать искусство как проблему:
измененил отношение к сфере понятность-непонятность,
искусство - труд и сотворчество,
от пассивного потребления искусства до уровня бытийно-мировоззренческого.