« Друзья мои,
прекрасен наш союз...»
(Лицейское братство)
Слайд 2« 26 мая 1799 года
( 6 июня по новому
стилю) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе, во дворе коллежского реги- стратора Ивана Ва-сильевича Скворцова, у жильца его, майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Алек-сандр».
Из метрической церковной книги
Слайд 3 Надежда Осиповна,
мать поэта
Сергей Львович, отец поэта
Слайд 4 Мария Алексеевна Ганнибал (бабушка поэта)
Абрам Петрович
Ганнибал (прадед)
Слайд 5
На руках у Надежды Осиповны» (1968)
Рисунок
Нади Рушевой
Слайд 6Захарово.
Имение бабушки.
Бабушка писала о своём внуке следующее:
«Не знаю, что
выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прого-нишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его
не уймёшь: из одной край-ности в другую бросается, нет у него середины».
Слайд 8
«Четырехлетний Саша Пушкин с сестрой»
(Рисунок Нади Рушевой)
Слайд 10 Василий Львович Пушкин, дядя поэта
Пушкин
попал в Лицей «по знакомству». Набор был невелик (30 человек), но у Александра был дядя - весьма известный и та-лантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским, основателем Лицея.
Слайд 11Слово «лицей» происходит от древнегреческого «ликей» – так называлась одна из
окраин Афин, где находился храм Аполлона с прекрасным садом, в котором Аристотель занимался с учениками в знаменитой «гимнасии». В XVIII веке учебные заведения с названием «лицей» появились во Франции, а затем распространились по всей Европе. Царскосельский Лицей – это первый лицей в России.
Слайд 12Это было высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском
Селе с 1811 по 1843 годы. Идея создания Лицея принадлежала российскому государственному деятелю и инициатору реформ Александра I Михаилу Михайловичу Сперанскому.
Целью Лицея была подготовка высших государственных чиновников.
Сюда принимались талантливые мальчики 10-12 лет – как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов составляло 30 человек, а срок обучения – 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, и жизнь его воспитанников была строго регламентирована.
Мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, даже в каникулы.
Предполагалось,
что в лицее будут учиться его братья.
Слайд 14 « В начале жизни школу помню я ...»
Слайд 15 Навис покров угрюмой рощи
На своде дремлющих небес:
В безмолвной
тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень
дубравы,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
Слайд 16
В те дни – во мгле дубравных
сводов,
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.
А.Пушкин
Слайд 17 Учебный день лицеистов был очень
насыщенным. Первые занятия
начинались в 7 часов утра, последние
заканчивались около 21.00.
Слайд 18В Лицее преподавали в основном дисциплины, имеющие гуманитарно - юридическую
направленность. Программа обучения охватывала и гимназический («начальный»), и университетский («окончательный») курсы.
У каждого нового курса расписание и количество занятий несколько отличались. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались
10 часов французским языком,
6 часов латинским,
10 часов немецким,
3 часа русским,
4 часа математикой,
3 часа географией,
3 часа историей,
3 часа чистописанием
и 2 часа рисованием.
Всего в неделю было 47 учебных часов.
Слайд 19
Ежедневное расписание лицеистов выглядело так:
6.00 – подъем, сборы, молитва;
7.00 –
9.00 – уроки;
9.00 – 10.00 – чай, прогулка;
10.00 – 12.00 – уроки;
12.00 – 13.00 – прогулка;
13.00 – обед;
14.00 – 15.00 – чистописание или рисование;
15.00 – 17.00 – уроки;
17.00 – чай;
до 18.00 – прогулка;
18.00 – 20.30 – повторение уроков и вспомогательные
классы (по средам и субботам – танцы или фехтование);
каждую субботу – баня;
20.30 – ужин;
до 22.00 – рекреация;
22.00 – молитва и сон.
Слайд 20Баунин ,Броглио, Вольховский,
Саврасов,Дельвиг,Корф, Данзас,
Тырков,Корнилов,Малиновский.
Здесь Кюхля, Маслов ,Есаков,
Комовский,Гурьев,Илличевский,
Костенский,Стевен,Горчаков,
Мартынов, Мясоедов,Ржевский.
Вот Гревенец
и Ломоносов,
Вот Яковлев и Корсаков.
Но где еще кого-то носит?
Откликнитесь на трубный зов!
Мы их,конечно, не забудем:
Матюшкин,
Пущин,
Пушкин,
Юдин.
Слайд 21Златые дни!
Уроки и забавы,
И черный стол,
И бунты вечеров,
И наш словарь,
И пляски
мирной славы,
И критики лицейских мудрецов.
Слайд 22 Василий Федорович Малиновский – первый директор лицея
Слайд 23Куницыну
дань сердца и вина!
Он создал нас,
он воспитал наш
пламень, Поставлен им
краеугольный
камень,
Им чистая лампада
возжена...
(Рисунок Нади Рушевой)
Слайд 24 Пушкин охотнее других зани-мался в классе Куницына и то, совершенно
по-своему: уроков никогда не повторял, мало что записывал, а чтобы переписывать тетради профессора (печатных руководств тогда не существо-вало),у него и в обычае не было, все делал без подготовки, с листа.. Это вызывало у самого Куницы-на сложное чувство, отразившее-ся в характеристике: «Пушкин - весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не приле-жен. Он способен только к та-ким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его невелики...»
Слайд 25 «Я не в силах был описать состояние души моей. Не
помню, как закончил чтение, не помню, куда убежал...»
Слайд 26 Владимир Вольховский
Спартанскою душой
пленяя нас,
Воспитанный суровою
Минервой,
Пускай опять
Вольховский сядет
первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас…
Так писал Пушкин
в первой редакции
стихотворения «19
октября» (1825). Вольховский был очень способным учеником.
Слайд 27 В Лицее получил прозвище «Sapientia» (мудрость) за то, что,
как вспоминал И. В. Мали-новский, «нередко двумя, тремя словами он останавливал тех из запальчивых своих однокашни-ков, на которых иногда ни страх, ни убеждения не действовали».
Второе прозвище - «Суворочка» он получил потому, что при внешней хрупкости и неболь-шом росте обладал сильным характером и несгибаемой волей, вёл спартанский образ жизни, напоминая этим Суворова.
Жил в комнате № 11, окно ко-торой выходило на Большой (Екатерининский) дворец.
Слайд 28
Еще в Лицее Вольховский вместе с И.
Пущиным, А. Дельвигом, В. Кюхельбекером, И. Бурцевым и другими «молодыми вольнодумцами» участвовал в «Священной артели». Это была ранняя декабристская организация, в которой, по словам Пущина, велись «беседы о предметах общественных, о зле существующего у нас порядка вещей и о возможности изменения, желаемого многими втайне». Это и привело Вольховского в ряды участников Союза спасе-ния и Союза благоденствия.
Царскосельский лицей Вольховский окончил с большой золотой медалью. В чине прапорщика служил в Гвардей-ском генеральном штабе. Участвовал в дипломатической миссии в Бухаре (1820) и в экспедиции в Хиву (1825).
Слайд 29После 14 декабря 1825 г. он был арестован и в
результате допросов, как «прикосновенный» к восстанию, переведен на Кавказ, в сентябре 1826 г. назначен состоять при генерал-адъютанте И. Ф. Паскевиче и под его началом находился в персидской и турецкой кампаниях. В сражениях Вольховский проявил исключительную храбрость. Отличился при осаде крепостей Эривани, Карса и Эрзерума. Заслужил множество орденов, а также был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость».
Занимая высокий пост в армии, Вольховский многое сделал для облегчения участи разжалованных декабристов, прини-мал деятельное участие в их судьбе.
По оценке современников, Вольховский «сделался ангелом-хранителем всей довольно многочисленной семьи декабрис-тов, поступивших по высочайшему милосердию на Кавказ рядовыми».
Прозвища: Сосед по келье, Иван Великий, Большой Жанно.
«Он с весьма хорошими дарованиями, всегда прилежен и ведет себя благоразумно. Благород-ство,воспитанность ,доб-родушие,скромность,чув-ствительность, с мужест-вом и тонким честолюби-ем, особенно же рассу-дительность - суть его отличительные качества. В обращении приятен, вежлив, искренен, но с приличной разборчи-востью и осторожнос-тью».
А.П. Куницын
Слайд 31“Вошёл какой-то чиновник с бумагой в руке и начал вы-кликать
по фамилиям. Я слы-шу:
- Александр Пушкин! -выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный. По сходству ли фамилий или по чему другому, несознательтель-но сближающему, только я его заметил с первого взгляда”.
«16-летние Пушкин и Пущин»
(Рисунок Нади Рушевой)
Слайд 32Комнаты, в которых жили лицеисты,
были очень скромно обставлены:
кровать, конторка,
комод и умываль-
ный столик. Впрочем, ничего другого
в небольшие помещения и не помес-
тилось бы.
Самая маленькая комнатка доста-
лась Александру Пушкину.
Он называл свою комнату "кельей",
на которую она, действительно, по-
ходила:
длинный коридор, своды, церковь
по соседству.
Слайд 33
Комнаты лицеистов .
Из воспоминаний Ивана Пущина:
“Я, как
сосед (с другой стороны его [Пушкина] нумера была глухая стена), часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздор-ном случае того дня; тут я видел ясно, что он по щекотли-вости вся-кому вздору приписывал какую-то важность и это его волновало. Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось. В нём была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило.
Бывало, вместе промахнёмся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом”.
Слайд 34 Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой
двор
уединенный,
Печальным снегом
занесенный,
Твой колокольчик
огласил.
Слайд 35 Портрет 18-летнего
Кюхельбекера
Рисунок
Нади Рушевой
Слайд 36«Он способен и весьма прилежен, беспрестанно занимаясь чтением
и со-чинениями, он не радеет о прочем, оттого мало в вещах его порядка и опрятности. Впрочем он- добродушен, искренен …, но гневен, вспыльчив и легкомыслен, не плавно выражается и странен в обращении.
Раздраженность нервов его требует, чтоб он не слишком занимался сочи-нениями...»
Надзиратель Мартын
Пилецкий
Слайд 37 « Мой брат родной по музам и судьбам»
Прозвище - Кюхля
Кюхля - автор Пушкин
Слайд 38Пушкин ценил Кюхлю-человека, в обычной жизни прелестного
и нежного. Но тот имел несчастье фанатично любить поэзию и пи-сать стихи!
Однако Кюхлю - поэта Пушкин не признавал, без обиняков резал ему правду - матку, что “не тот поэт, кто рифмы плесть умеет, и, перь-ями скрыпя, бумаги не жалеет”.
Слайд 39Кюхельбекер отнюдь не был лишён чувства юмора, но каково это слышать
от друга:
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
А ведь приходилось слушать! Слушать, смертельно обижаться, приходить в бешенство, вдрызг ругаться, потом остывать и идти мириться — Кюхля, похоже,
Пушкина любил нежнее, чем
свои стихи.
«Лицеисты Пушкин и Дельвиг в 14-летнем возрасте»
(Рисунок Нади Рушевой)
Слайд 40В Лицее выпускался рукописный журнал «Лицейский мудрец», куда в лицеисты писали
свои стихи. Именно туда Пушкин и поместил строки: «Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее». Обиженный Кюхля побежал топиться в пруд, но его успели спасти. Вскоре в «Лицейском мудреце» на него нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.
Слайд 41« Сын лени вдохновенный, о Дельвиг мой!»
Дай руку, Дельвиг,
что ты спишь?
Проснись, ленивец
сонный!
Ты не под кафедрой
сидишь,
Латынью усыпленный...
Прозвище -
Тося, Тосинька.
Слайд 42 Антон Дельвиг
« Друг
Дельвиг, мой парнасский брат,
Твоею прозой я утешен,
Но, признаюсь, барон,
я грешен:
Стихам я больше
был бы рад».
Слайд 43 «Никто не был мне ближе Дельвига», - писал Пушкин.
Антон Дельвиг носил баронский титул, по отцу проис-ходил из прибалтийских немцев, но немецкого языка не знал совершенно, да и по -французскому на вступитель-ном экзамене получил «преслабо, однако в лицей был зачислен так же, как и Пушкин, «по знакомству», по прошению московского главнокомандующего.
В лицее Дельвиг отличался только познаниями в россий-ской словесности, да и те он не склонен был проявлять в классе. На всех же остальных лекциях он чаще всего дре-мал . Тогда и родилась полулегенда о небывалой его лени. Дельвиг , к тому же, был и поэтом, при жизни недооце-ненным.
Слайд 44«Лицеисты Пушкин и Дельвиг в 14-летнем возрасте»
(Рисунок Нади Рушевой)
Едва ли он
был ленив, ско-рее, это была манера пове-дения, некий темп жизни, усвоенный в детстве и перешедший в привычку.
Дельвиг не боялся общест- ва, любил пошалить, поме-ряться силой.
Слайд 45 Александр Горчаков
С юности «питомец мод, боль-шого
света друг, обычаев бле-стящих наблюдатель» (как ха-рактеризовал его Пушкин в од-ном из посланий к нему), до поздней старости отличался теми качествами, которые счи-тались наиболее необходимы-ми для дипломата.
Кроме светских талантов и са-лонного остроумия, он обла-дал также значительным лите-ратурным образованием, кото-рое и отразилось впоследствии в его красноречивых диплома-тических нотах.
Слайд 46Александр Михайлович Горчаков
(русский дипломат,
государственный канцлер)
более четверти века руководил внешней политикой России и пережил всех своих однокашников по Царскосельскому лицею.
Слайд 47Кому ж из нас под старость день
лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых
поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть
печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш
опальный,
Его провел без горя и забот.
А.С.Пушкин
Слайд 48Михаил Яковлев
Ещё один друг А.С. Пушкина был создан «для радости,
для славы, для забав» - Михаил Яковлев. Директор лицея Е.А. Энгельгардт говорил о нём что он «талантлив во всём, особенно в риторике, в мимике и музыке…» Друзья любили его за острый ум, за весёлый нрав, постоянные шутки и редкую способность изображать разных людей.
Дружеская кличка - «Паяц» («Комедиант»).
Слайд 49 Лицейскую дружбу Яковлеву удалось пронести через
всю
дальнейшую жизнь: его самого друзья называли «ли-цейским старостой», а его квартиру «лицейским подворь-ем».
К концу 20-х годов Яковлев активно занялся музыкой и стал популярным салонным композитором и певцом, играл на скрипке.
Всего Яковлеву-композитору приписывают 21 опубли-кованное произведение, в основном романсы и стили-зации под народные песни на слова Пушкина, Дельвига, Державина.
Из произведений Яковлева наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова Пушкина.
Слайд 50Федор Матюшкин
Счастливый путь! С лицейского
порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимое дитя!
Слайд 51Прозвища Пушкина
«Стрекоза, Егоза,
Искра, Сверчок,
Обезьяна,
Мартышка,
Помесь обезьяны с
тигром, Француз.
«В мечтах в садах Юсупова» (Рисунок Нади Рушевой)
Слайд 52 Через год занятий в общем рейтинге
Пушкин занимает лишь 28-е место (начав с 14-го). Сам Пушкин самокритично свидетельствовал:
…порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирён, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.
Слайд 53
“Пушкин Александр, 13 лет. Имеет более блистательные, нежели основательные даро-вания, более
пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолю-
бие еще не сделалось добро-
Детелью .Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к осно-вательному размышлению. Самолюбие с честолюбием,
делающее его иногда застен-ивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомыслен-
ность и особенная словоохот-ливость с остроумием ему свойственны...»
Из характеристики Мартына Пилецкого
Слайд 54 А этот забавный случай, произошедший с Пушкиным еще во время
его пребывания в Царскосельском лицее, показывает, насколько остроумен и находчив был молодой поэт. Однажды он задумал удрать из лицея в Петербург погулять. Отправился к гувернеру Трико, а тот не пускает, да еще и пугает, что будет следить за Александром. Но охота пуще не-воли – и Пушкин вместе с Кюхельбекером удирает в Питер. За ними последовал и Трико.
К заставе первым подъехал Александр. У него спросили фами-лию, и он ответил: «Александр Однако!» Заставный записал фамилию и пропустил его. Следующим подъехал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия, сообщил: «Григорий Двако!» Заставный записал фамилию и с сомнением покачал головой. Подъезжает, наконец, и гувернер. Ему вопрос: «Ваша фамилия?» Отвечает: «Трико!» «Врешь, – кричит заставный, – здесь что-то недоброе! Один за другим – Однако, Двако, Трико! Шалишь, брат, ступай в караулку!» Трико проси-ел целые сутки под арестом при заставе, а Пушкин с Кюхельбекером спокойно нагулялись в городе.
Слайд 55Пушкинский выпуск.
Из этих мальчишек выросли поэты, министры,
офицеры, сельские домоседы и неугомонные
путешественники.
Слайд 56В первый выпуск Лицея (1811-1817 гг.) кроме Пушкина в число самых
выдающихся деятелей вошли: декабрист Пущин,
поэт-декабрист Кюхельбекер,
поэт Дельвиг,
мореплаватель Матюшкин,
канцлер России князь Горчаков.
В 1817 году, сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, лицеисты получили аттестаты. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости (из 29 выпускников), показав успехи только в российской и французской словесности, также в фехтовании. Выпускники лицея могли получить гражданский чин от 14-го до 9-го класса, а для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение.
Слайд 57 Из табеля выпускника лицея Александра Пушкина
В законе божием — все
слушали охотно, прилежно и внимательно.
В русском и латинском — более понятливости м вкуса, нежели приле- жания...Успехи хороши довольно.
Во французском - стал прилежнее и успехи постоянные . Второй
ученик.
В немецком языке - при всей остроте и памяти нимало не успевает.
В логике и нравственности - весьма понятен, замысловат и остроу-
мен, но не прилежен вовсе и успехи не значущие.
В математике — острота, но для пустословия, очень ленив и в классе
нескромен, успехи посредственны.
По словесности немецкой и французской — худые успехи, без способ-
ностей, без прилежания и охоты. Испорченного вос-
питания.
Слайд 58Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался
в сем заведении и оказал успехи:
в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ;
в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ;
в российской и французской словесности, также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ.
Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком.
Во уверение и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати.
Царское Село июня 9 дня 1817 года.
Слайд 59
Одна из самых известных традиций в Лицее – после выпускных экзаменов
разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия.
Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, теп-ла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.
Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью.
Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружес-ком рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.
Слайд 60Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям. Это
наполняло душу светлым, радостным чувством, которое не угасало на протяжении всей его жизни.
Слайд 61 Благослови, ликующая муза,
Благослови, да здравствует Лицей!
Слайд 62 Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз!
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир -
чужбина.
Отечество нам - Царское село!