Слайд 1Литературные
течения эпохи «Серебряного века»
Учитель Л.С.Манзюк
11 класс
Слайд 2«Серебряный век» (рубеж XIX―XX вв.) -
это образное название периода в истории
русской поэзии, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века).
Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко закрепилось за новой русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии»(1933)
Слайд 3МОДЕРНИЗМ (от фр. новейший, современный)
– общее название нереалистических направлений в литературе
и искусстве начала XX в., для которых характерен новый подход к изображению мира и человека. Модернизм объединил целый ряд течений и направлений.
Слайд 4Символизм -
литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через
символы.
Слайд 5Символ (греч. – условный знак)
– поэтический образ, выражаю-щий суть какого-либо явления,
смысл какого-либо явления в предметной форме, передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
Слайд 6Суть явления
«постижение мира иными, не рассудочными путями»
(В.Я. Брюсов),
возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В. Иванов),
поэзия – «тайнопись неизречённого» (В. Иванов), выражение движений души поэта
Слайд 7Старшие символисты
В.Брюсов К.Бальмонт
Слайд 8Старшие символисты
Д.Мережковский
З.Гиппиус
Слайд 9Младосимволисты
А. Белый (Б.Н. Бугаев)
Александр Блок
Слайд 10В.Брюсов «Юному поэту»
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе
три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Слайд 11Для символизма характерны:
передача тончайших движений души;
изысканная образность, музыкальность и легкость слога;
знаковое
наполнение обыденных слов; намек, иносказание; недосказанность, утаенность смысла;
стремление создать картину идеального мира;
мистические идеалы и вера в обновление мира;
элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца
Слайд 12Акмеизм
(от греч. острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество) - модернистское
течение, провозгласившее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, конкретного смысла.
Слайд 14Акмеизм
Осип Мандельштам
Сергей Городецкий
Слайд 15С.Городецкий
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю
имён.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
Слайд 16Для акмеизма характерны:
отношение к поэзии как к мастерству;
принятие земного мира таким,
какой он есть, во всей его красочности и многообразии;
возрождение традиций «золотого века» русской поэзии;
романтические мотивы;
стремление придать слову определенное, точное значение;
предметность и четкость образов, отточенность деталей;
обращение к человеку, к его чувствам.
Слайд 17Футуризм («будущее») -
авангардистское течение
начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное
наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Слайд 18Футуризм
Велимир Хлебников
Игорь Северянин
(И.Лотарёв)
Слайд 19Футуризм
Владимир Маяковский
Давид Бурлюк
Слайд 20И.Северянин
Каждая строчка – пощечина.
Голос мой – сплошь
издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно,
Тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю
На мировой резонанс!
Слайд 21В. Хлебников
Мы желаем звездам тыкать, Мы устали звёздам выкать,
Мы узнали сладость
рыкать.
Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешишь надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!
Слайд 22Для футуризма характерны:
отрицание «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразить мир;
бунтарство,
анархия мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
бунт против норм стихотворной речи, эксперименты в области ритмики, рифмы, слова, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
эпатажное поведение (вызывающее, шокирующее, противоречащие принятым в обществе нормам, с целью привлечения внимания).
Слайд 23Имажинизм («образ») -
литературно-художественное течение, утверждавшее
главную роль словесного образа над идеей, смыслом, пришедшее на смену русскому футуризму
(«Плещет рдяный мак заката На озерное стекло». «Вечер чёрные брови насупил…» С.Есенин)
Слайд 24Имажинизм
С. Есенин
Анатолий Мариенгоф
Вадим Шершеневич
Слайд 25Для имажинизма характерны:
развитие поэтического языка через метафору (образ, основанный на употреблении
слов в переносном значении);
соединение образов, «игра» образами;
стремление к неповторимости созданного образа;
использование свободного стиха.
Слайд 26Имажинизм
Основным принципом поэзии провозглашается преобладание
"образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (футуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма.
Слайд 27Судьба поэтов
Судьба литературы Серебряного века трагична, как и послереволюционная биография большинства
поэтов и писателей.
Вынуждены были покинуть Россию Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Вяч.Иванов, И.Бунин…
Позже были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Н.Гумилёв, О.Мандельштам, Н.Клюев, С.Клычков, П.Орешин…
Покончили жизнь самоубийством С.Есенин, В.Маяковский, М. Цветаева…