Слайд 1Три волны русской эмиграции
20 века.
Слайд 2Появление культуры официальной и неофициальной, разрешенной и НЕРАЗРЕШЕННОЙ
xx
ВЕК
Слайд 3Литература русского зарубежья
существование русской литературы в чужом «национальном» пространстве;
взаимодействие с западноевропейской
литературной традицией;
развитие новых жанровых форм;
продолжение традиций «Серебряного века» в прозе;
множественность стилевых манер
Слайд 4Первая волна эмиграции (1917—1940) «Белая» эмиграция
Причина –
революция и последовавшая за ней Гражданская война.
Основные черты – любовь и созидание.
Задача – сохранение русской культуры и русского языка.( «Миссия русской эмиграции» И.Бунин, Париж 1924 г.)
Вера в возвращение на Родину.
От 1,4 млн. человек до 3 млн. человек
Эмигранты «воспринимали себя как представителей единого общества, а русское зарубежье — как свою страну».
Марк Раев
Слайд 6БЕРЛИН
«Новая русская книга», «Беседа», «Накануне»
58 наименований русских газет и журналов
188 русских
издательств
Слайд 7ПРАГА
Русский педагогический институт, Русский юридический институт, Русский институт сельско- хозяйственной кооперации,
Русский народный университет.
Крупнейшее русское книгохранилище «Славянская библиотека», а также «Русский заграничный исторический архив»
«Воля России» - один из лучших журналов эмиграции.
Слайд 8 ПАРИЖ
Периодические русские издания: «Современные записки»,«Звено», «Возрождение», «Последние новости», «Числа».
Свято-Сергиевский богословский
институт.
В 1920 году в Париже возник Союз русских писателей и журналистов, первым председателем которого стал И. А. Бунин.
Русские поэты Г. Адамович и В. Ходасевич создали парижскому бульвару Монпарнас славу центра русской поэтической жизни.
«Парижская нота» — особая форма поэтического мышления, особое направление, во многом порожденное стихами Г. Иванова, стихами, литературными эссе, критикой и личным обаянием Г. Адамовича.
Слайд 9 Литература русского зарубежья закономерно воспринимается нами как продолжение
поэтической традиции Серебряного века. Действительно,в эмиграции оказались и бывшие символисты (К. Бальмонт, З. Гиппиус, Вяч. Иванов, В. Ходасевич), и бывшие акмеисты (Г. Адамович, Г. Иванов,И. Одоевцева, Н. Оцуп), и бывшие футуристы (И. Северянин, И. Зданевич).
Слайд 10Прозаики старшего поколения:
Д. Мережковский (1865–1941)
З. Гиппиус (1869–1945)
А. Куприн (1870–1938)
А.
Ремизов (1877–1957)
Большею частью продолжили в эмиграции основную линию своего развития, начало которой — эпоха рубежа веков- «Серебряный век».
Слайд 11 Прозаики младшего поколения :
Б. Поплавский (1903–1935)
Г. Газданова (1903–1971)
В. Набокова
( Владимир Сирин ) (1899–1977)
Сформировавшиеся под сильным влиянием не
только русской, но и европейской культуры,
не могли не откликнуться в своем творчестве
на основные веяния и установки литературы
Европейской.
Слайд 12Темы
литературного творчества
1. Русская революция и Гражданская война («Окаянные дни»
И. Бунина, «Петербургский дневник» З. Гиппиус, «Солнце мертвых» И. Шмелев).
2. Историческая судьба России (В.Набоков «Дар», М. Осоргина «Свидетель истории»).
3. Тема собственно русского прошлого («Жизнь Арсеньева» И. Бунина, «Юнкера» А. Куприна, «Подстриженными глазами» А. Ремизова, «Времена»).
4. Тема русской культуры («Жизнь Тургенева» Б. Зайцева, три книги Н. Берберовой — об А. Бородине, П. Чайковском и А. Блоке).
5. Тема эмигрантской жизни («Дом в Пасси» Б. Зайцева, «Няня из Москвы» И. Шме- лева, «Жанета» А. Куприна).
Слайд 13Эстетические тенденции
1. Реализм – орнаментализм ( изобразительный приём, заключающийся в повышенном
внимании к линиям и деталям, которые складываются в единое целое .Это целое приобретает собственный ритм и вызывает метафоры, ассоциации, образы. Орнаментализм мифологичен, он апеллирует к легендам, архетипам, историческим мотивам).
2. Откровенный натурализм – неоромантизм (течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникшее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе (романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из течений модернизма).
3. Экспрессионизм – импрессионизм (Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Импрессионизм - определённый набор методов и приёмов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений).
Слайд 14Вторая волна эмиграции
(1941—1960 гг.)
Причина – Вторая
мировая война.
Отправная точка - процесс над В. Кравченко и его книгой «Я избрал свободу» (1946), состоявшийся во Франции (система тюрем и лагерей в Советской России, политическое доносительство, реальность политических преследований) и ее форма (документально-публицистическое повествование) во многом предварили проблематику и художественную форму многих произведений, созданных впоследствии писателями второй волны).
5 200 000 человек
Присутствовало желание «вырваться» из закрытой страны. Оккупация явилась тем случаем, который позволил разомкнуть закрытые большевиками границы.
«Ди-пи» («перемещенные лица»)
Слайд 16- угнанные на работу в Германию молодые люди;
бывшие военно- пленные;
-
те, кто добровольно выехал - солдаты армии РОА* ;
бывшие эмигранты первой волны, проживавшие на территории прибалтийских государств до 1940 года. за Запад вместе с отступающими немецкими войсками, пройдя в 1920—1930-е годы школу тюрем и лагерей;
В США
"Новый журнал" охотно печатал писателей второй волны эмиграции.
Несколько крупных издательств русской книги; в том числе издательство имени Чехова.
Слайд 17 Представители второй волны эмиграции :
В. Сенкевич (1926 г.р.)
Б. Ширяев
(1889-1959 гг.)
Н. Нароков (1887-1969 гг.)
И. Елагин ( 1918-1987 гг.)
Слайд 18Темы
литературного творчества
1. Тоталитаризм и жизнь человека в тоталитарном
государстве.
2.
Лагеря и тюремная реальность 1930-х годов.
3. Вторая мировая война в разных ее проявлениях.
Слайд 19Третья волна эмиграции (1961—1986 гг.)
Причина – авторитарная
позиция власти вновь начала усиливаться и значительная часть интеллигенции почувствовала себя в политической, идейной, эстетической оппозиции.
Инакомыслие по отношению к официальной идеологии получило название «диссидентство».
«САМИЗДАТ» и «ТАМИЗДАТ»
Основные события : скандал вокруг заграничной публикации романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» (1958), суд над И. Бродским (1964), суд над А. Синявским и Ю. Даниэлем (1965–1966).
От 1,4 млн. человек до 3 млн. человек.
журналы «Время и мы», «Голос зарубежья», «Грани», «Континент», «Синтаксис», «Стрелец», «Эхо» и газеты «Новый американец», «Русская мысль».
Слайд 20Литература третьей волны оказалась литературой оппозиции и в политическом (А. Солженицын,
А. Синявский, В. Максимов, А. Зиновьев), и в эстетическом (И. Бродский, С. Соколов, Э. Лимонов) смысле, но при этом она логически продолжила (или даже логически завершила) литературу советскую.
Главная идея - противостояние советскому строю, советской идеологии, советским художественным и морально-этическим штампам.
В отличие от эмигрантов первой и второй волн, представители третьей выезжали на законных основаниях, не являлись преступниками в глазах советского государства и могли переписываться и перезваниваться с родными и друзьями. Однако неукоснительно соблюдался принцип: человек, добровольно покинувший СССР, впоследствии не мог приехать даже на похороны матери.
Слайд 21 Представители третьей волны эмиграции :
В. Аксенов ( 1932 -
2009 гг.)
И. Бродский ( 1940 - 1996 гг.)
В. Войнович (1932 - 1964 гг. )
Э. Лимонов ( 1943 г. )
А. Солженицын ( 1918 – 2008 гг. )