Слайд 1
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ЩЕДУХИНА ЛИНА НИКОЛАЕВНА
Г. КАЛИНИНГРАД
Слайд 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ XVIII в.
ПОНЯТИЕ О КЛАССИЦИЗМЕ.
РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ
Слайд 3
Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи — пафосом созидания.
О.А.
Проскурин
Слайд 4
1 января 1700 г. по указу Петра I неожиданно для всех
было отпраздновано наступление «нового года и нового века». При активной поддержке Петра создавалась и
новая светская литература. Время требовало дел. Подобно «работнику на троне», каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству. Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.
Слайд 5
А.Н. Радищев назвал XVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с
другой стороны — «мудрым». Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачева, усиление крепостничества — с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России — с другой.
Слайд 6
Основным литературным направлением XVIII в. был классицизм. Классицизм — художественный стиль
и эстетическое направление в европейской культуре XVII — начала XIX, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону.
Слайд 7
Классицизм связан со временем
утверждения крепкого
централизованного государства
--абсолютной монархии.
Главная задача
классицизма —
создание значительного
монументального искусства, одушевленного идеей
сплочения нации,
Объединяющейся вокруг трона.
Частный интерес подчинен в классицизме государственному, чувства — долгу.
Слайд 8
Подобно тому, как общество делится па сословия, жанры произведений литературы, по
представлениям классиков, должны делиться на «высокие» и « низкие».
«Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей — королей, полководцев, вельмож.
«Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода.
«Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои — буржуа, торговцы, ремесленники. «Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман.
Слайд 9
В драматургии господствовало требование трех единств:
места (должно было быть одно место
действия);
времени (действие разворачивалось в течение 24 часов);
действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).
Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас и сострадание путем изображения борьбы между долгом и страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов.
Задача комедии («низкого» жанра) — исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса.
Слайд 11
Русский классицизм пережил три периода;
1) 30-50-е гг. XVIII в.
Усилия писателей на этом
этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве А.С. Пушкина.
2) 60-е гг. - конец XVIII в.
На первый план выдвигаются задачи воспитания человека-гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.
конец XVIII в. - начало XIX в.
Русский классицизм на всех этапах
отличала высокая гражданственность.