Презентация, доклад по литературе Лейтенантская проза о Великой Отечественной войне

Содержание

О термине «военная литература»«Военная литература», «военные писатели» - термины, вошедшие в обиход только после Великой Отечественной войны. Даже автора «Войны и мира» и «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого и автора «Тихого Дона» М.А.Шолохова ни их современники, ни потомки

Слайд 1Тема Великой Отечественной войны в русской литературе второй половины XX века.

Тема

Великой Отечественной войны является одной из главных тем русской литературы. В 50-80 годы были опубликованы произведения, в которых был показан новый, необычный облик войны.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе второй половины XX века.Тема Великой Отечественной войны является одной из

Слайд 2О термине «военная литература»
«Военная литература», «военные писатели» - термины, вошедшие в

обиход только после Великой Отечественной войны. Даже автора «Войны и мира» и «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого и автора «Тихого Дона» М.А.Шолохова ни их современники, ни потомки долгое время не рассматривали как военных писателей. Но после второй мировой войны положение резко изменилось: литература о войне вдруг резко стала выделяться из общего потока художественной литературы. Война 1941-1945 годов оставила в сознании и в исторической памяти народов глубочайший след и родила литературу на основе нового эстетического опыта, связанного в первую очередь с познанием нравственного мира человека на войне.
О термине «военная литература»«Военная литература», «военные писатели» - термины, вошедшие в обиход только после Великой Отечественной войны.

Слайд 3Новое осмысление темы Великой Отечественной войны писателями-фронтовиками
В 60-80-е годы одна

за другой вышли художественные произведения о Великой отечественной войне: повести Ю.Бондарева («Батальоны просят огня», «Горячий снег»), Г.Бакланова («Южнее главного удара», «Пядь земли»), В.Быкова («»Журавлиный крик», «Третья ракета»), В.Астафьева («Звездопад», «Пастух и пастушка»), К.Воробьева («Крик», «Это мы, Господи!», «Убитые под Москвой»), Б.Васильева («А зори здесь тихие», «В списках не значился»), В.Кондратьев («Сашка»).
Новое осмысление темы Великой Отечественной войны писателями-фронтовиками В 60-80-е годы одна за другой вышли художественные произведения о

Слайд 4Новое осмысление темы Великой Отечественной войны писателями-фронтовиками
Писатели-фронтовики снова и снова возвращались

к теме войны, освещая их с высоты прожитых послевоенных лет и своего жизненного опыта. Это было новое осмысление темы Великой Отечественной войны, когда писатели обратились к нравственным истокам подвига человека на войне. Писатели-фронтовики исследуют прежде всего психологию человека в экстремальной ситуации.
Новое осмысление темы Великой Отечественной войны писателями-фронтовикамиПисатели-фронтовики снова и снова возвращались к теме войны, освещая их с

Слайд 5Это была настоящая правда о войне
Это была правда о войне, когда

война показана как бы «изнутри», глазами простого солдата или младшего офицера. Без лакировки, без романтики, когда откровенно и грубо говорилось о жестокости и бесчеловечности войны. Это направление в русской литературе стали называть «окопной» литературой или «лейтенантской» прозой. У истоков этого направления стоит повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда», написанная и опубликованная писателем-фронтовиком в 1946 году.
Это была настоящая правда о войнеЭто была правда о войне, когда война показана как бы «изнутри», глазами

Слайд 6«Все мы вышли из некрасовских окопов»
Подобно известной фразе Достоевского, что

«все мы вышли из гоголевской «Шинели», писатели-фронтовики для себя определили роль повести В.Некрасова: прежде всего традиции Л.Толстого («Севастопольские рассказы», «Война и мир») и М.Шолохова ( изображение войны и революции в романе «Тихий Дон»).

«Все мы вышли из некрасовских окопов» Подобно известной фразе Достоевского, что «все мы вышли из гоголевской «Шинели»,

Слайд 7Повесть Некрасова - программное произведение психологического натурализма
Повесть В.Некрасова – программное произведение

психологического натурализма, зародившегося в годы войны в лирике поэтов-фронтовиков. Это новое направление в литературе о войне так и назвали: «окопная» или «лейтенантская» проза. Авторы-фронтовики писали о войне без идеологических стереотипов, без псевдоромантики, говорили кровавую правду , изображали только то, что сами выстрадали.

Повесть Некрасова - программное произведение психологического натурализмаПовесть В.Некрасова – программное произведение психологического натурализма, зародившегося в годы войны

Слайд 8Лирическая повесть - излюбленный жанр «лейтенантской прозы»

Излюбленный жанр этих авторов

– лирическая повесть, написанная от первого лица. Важными оказывались прежде всего нравственные проблемы, мысль о том, что на войне не только раскрывается характер человека, но и формируется, закаляется личность.
Лирическая повесть - излюбленный жанр «лейтенантской прозы» Излюбленный жанр этих авторов – лирическая повесть, написанная от первого

Слайд 9Лирическая повесть - излюбленный жанр «лейтенантской прозы»

Известный сибирский писатель Виктор Астафьев

– один из тех, кто сумел во фронтовой лирической повести «Пастух и пастушка» посмотреть на войну с беспощадной правдивостью. В последующее «послеоттепельное время» традицию фронтовой лирической повести продолжили Борис Васильев («А зори здесь тихие») и Вячеслав Кондратьев («Сашка»).
Лирическая повесть - излюбленный жанр «лейтенантской прозы»Известный сибирский писатель Виктор Астафьев – один из тех, кто сумел

Слайд 10Повесть В.Кондратьева «Сашка»

Повесть «Сашка», вышедшая в 1981 году, стала одной из

самых читаемых книг о войне.
Автор сразу вводит читателя в повествование, без всякого вступления: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца ни по фамилии, не называет его звания – просто Сашка. Стиль рассказа – простой, разговорный. В первом эпизоде повести мы видим озабоченного Сашку, который пытается снять валенки с мертвого немца для своего ротного командира. Речь идет не о выполнении боевой задачи, но о деле не менее важном – о валенках.


Повесть В.Кондратьева «Сашка»Повесть «Сашка», вышедшая в 1981 году, стала одной из самых читаемых книг о войне.Автор сразу

Слайд 11Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Автор подробно описывает военный быт и какие-то эпизоды из

фронтовой Сашкиной жизни. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка возвращается в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать свой автомат. Вот Сашка ведет санитаров к раненому. Сашка случайно берет в плен немца и отказывается выполнить приказ – расстрелять пленного немца. Вот Сашка встречается с Зинкой. Выручает лейтенанта Володю, который вспылил в госпитале и оскорбил майора. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон.

Повесть В.Кондратьева «Сашка»Автор подробно описывает военный быт и какие-то эпизоды из фронтовой Сашкиной жизни. Сашка добывает валенки

Слайд 12Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Сашкина рота случайно напоролась на немецкую разведку и стала

поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать свою разведку от русских и стали обстреливать передний край из минометов. Началась неразбериха. Сашка оторвался от свои, отстал и случайно столкнулся с перепуганным насмерть немцем. Сашка проявляет отчаянную храбрость – фактически безоружный ( диск с патронами отдал ребятам), берет в плен немца. Ротному пленение немца объясняет так: «А шут его знает. Взял дуриком».
Повесть В.Кондратьева «Сашка»Сашкина рота случайно напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать свою

Слайд 13Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Немец на допросе молчит, ротный приказывает вести того в

штаб. По дороге Сашка успокаивает немца, говоря тому, что пленных у нас не расстреливают. Комбат, не добившись от немца сведений. Приказывает Сашке его расстрелять. Сашка озадачен. Ему нетрудно убить немца в бою, но безоружного он не может убить. Между русским и немецким солдатами завязываются нормальные человеческие отношения. Немец угощает Сашку сигаретами и они вместе курят. Сашка увидел в пленном уже не врага, а просто человека.

Повесть В.Кондратьева «Сашка»Немец на допросе молчит, ротный приказывает вести того в штаб. По дороге Сашка успокаивает немца,

Слайд 14Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Война не искалечила душу Сашки. Ему даже стыдно перед

немцем за нашу никудышную оборону. За убитых накануне ребят, которых так и похоронили по-человечески. Сашка долго водит немца кругами, оттягивая расстрел, пока, наконец, случайно по дороге не натыкается на комбата, который отменил свой приказ. Сашка облегченно вздыхает.

Повесть В.Кондратьева «Сашка»Война не искалечила душу Сашки. Ему даже стыдно перед немцем за нашу никудышную оборону. За

Слайд 15Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Сашка – совестливый человек. Ему как-то неловко перед ребятами

за то, что он, раненный, должен идти в госпиталь. Война не убивает в Сашке чувство любви. В госпитале он влюбляется в санитарку Зиночку, которая делает ему перевязки. И даже ревнует ее к лейтенанту Володе. Когда же в сердцах лейтенант Володя запускает в майора тарелкой с кашей, он помогает Володе выпутаться из скверной истории, которая пахнет трибуналом и разжалованием в рядовые.
Повесть В.Кондратьева «Сашка»Сашка – совестливый человек. Ему как-то неловко перед ребятами за то, что он, раненный, должен

Слайд 16Характер Сашки – литературное открытие В.Кондратьева.
Характер Сашки – литературное открытие

В.Кондратьева. Пытливый ум, простодушие, жизнестойкость, деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – все это соединилось в цельном характере героя. Писатель раскрыл характер простого человека из народа. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской»,- пишет В.Кондратьев.
Характер Сашки – литературное открытие В.Кондратьева. Характер Сашки – литературное открытие В.Кондратьева. Пытливый ум, простодушие, жизнестойкость, деятельная

Слайд 17Главный конфликт в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда»
Главный конфликт в повести

В.Некрасова приобрел нравственный характер – в противопоставлении между карьеристами и краснобаями, которые по любому случаю ссылаются на товарища Сталина или красивую фразу, и людьми, которые без лишних слов делают свое дело, честно воюют за родную землю, не щадя своей жизни.

Главный конфликт в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда»Главный конфликт в повести В.Некрасова приобрел нравственный характер – в

Слайд 18Главный герой повести – лейтенант Юрий Керженцев
Главный герой повести

– лейтенант Юрий Керженцев – один из рядовых защитников Сталинграда, младший офицер в составе Томской 284 стрелковой дивизии, оборонявшей Мамаев курган. Повествование в повести ведется от его лица. Достоверность происходящего достигается тем, что мы видим события как бы глазами главного героя. Читатель невольно становится участником действия, нога в ногу идет со своим героем.
Главный герой повести – лейтенант Юрий Керженцев Главный герой повести – лейтенант Юрий Керженцев – один из

Слайд 19Особенность авторского повествования
Особенность авторского повествования в особом стиле – по-чеховски четком,

лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия. Стиль Некрасова в повести «В окопах Сталинграда» похож на дневниковые записи.

Особенность авторского повествованияОсобенность авторского повествования в особом стиле – по-чеховски четком, лаконичном, без излишеств и красивостей, в

Слайд 20Продолжение традиций русской литературы XIX века
В.Некрасов продолжает традиции русской классической

литературы 19 века (прежде всего традиции «Севастопольских рассказов», «Войны и мира» Л.Н.Толстого). В.Некрасов показывает неизбежную на любой войне смерть человека не героической, не романтической, а страшной в своей простоте и обыденности. ( «Вот умирает раненный в живот связной из штаба Лазаренко…» (1 часть, глава 6) или описание гибели одного из простых солдат – защитника Мамаева кургана (часть 1, глава 9)
Продолжение традиций русской литературы XIX века В.Некрасов продолжает традиции русской классической литературы 19 века (прежде всего традиции

Слайд 21Повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка»
Повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка»

относятся к тем произведениям, которые воспроизводят правду о войне. Писатель определил жанр своей повести, как «современная пастораль». Для традиционной пасторали характерно изображение мирной пастушеской жизни, воспевание любви и красоты на лоне природы. Однако тематика повести резко контрастирует и с названием и с авторским определением жанра. Вместо мирной жизни в повести подробно описан кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен.
Повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка» Повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка» относятся к тем произведениям, которые воспроизводят правду

Слайд 22Борис Костяев-главный герой повести
В центре повествования – пехотный взвод,

которым командует Борис Костяев. Первая глава повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие танки утюжат наши окопы. Юный командир плачет, натыкаясь на «раздавленных, еще теплых людей». В отчаянии он бросается с гранатой на немецкий танк и подбивает его. Борис даже удивляется тому, что он сделал: «Он недоверчиво посмотрел в сторону усмиренной громады машины: такую силищу – такой маленькой гранатой!»
Борис из интеллигентной учительской семьи, по сути не военный человек. Но на войне он исполняет свой воинский долг и не теряет при этом лучших человеческих качеств.
Борис Костяев-главный герой повести В центре повествования – пехотный взвод, которым командует Борис Костяев. Первая глава повести

Слайд 23Пасторальный мотив пастуха и пастушки
В повести любовь возникает прямо в

военном аду. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому человеку. Пасторальный мотив пастуха и пастушки, заявленный в названии, проявляется в страшной картине – убитых немцами в деревне пастухе и пастушке, которые приехали в эти места из Поволжья в голодный год. Старики пасли колхозный скот, когда их застигла смерть: «Они лежали, словно прикрывая друг друга». Пробовали разнять сцепленные руки убитых, но не смогли и Хфедор Хфомич сказал: «Так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные». Эта картина в повести как бы соединяет два символа – символ жестокости войны и символ вечной любви.
Пасторальный мотив пастуха и пастушки В повести любовь возникает прямо в военном аду. Это великая, единственная любовь,

Слайд 24Повести Ю.Бондарева
Повести Ю.Бондарева «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние

залпы» (1959), «Тишина»(1962), «Горячий снег» (1969) представляли с одной стороны широкую панораму войны, а с другой в мельчайших деталях описывали окопную жизнь, в которую «входило очень многое, от малых деталей – два дня кухню на передовую не подвозили - до главных человеческих проблем: жизни и смерти, правды и лжи, чести и трусости, когда люди проходили огромный и краткий путь мужества и страдания… Краткость была в быстротечности боя, в мгновенности смерти, в стремительности возмужания человека на войне, огромность же – в нескончаемости этих боев, в ни с чем не сравнимой протяженности военного пути, в неутихающем набате памяти».
Повести Ю.БондареваПовести Ю.Бондарева «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Тишина»(1962), «Горячий снег» (1969)

Слайд 25Писатель Борис Васильев
Борис Васильев – автор известных произведений «А зори здесь

тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война». Начинал свое литературное творчество как сценарист военного кино. Написал в общей сложности восемь сценариев, но вскоре понял, что кино - не писательское ремесло, а режиссерское. Как бы хорошо не был написан сценарий, режиссер и актеры все равно его переделают под себя. И тогда он начал писать прозу.
Некоторые критики отмечают, что у Б.Васильева, в
прошлом кадрового военного, герои, как правило, плохо
приспособлены к тяготам и лишениям воинской службы.

Писатель Борис ВасильевБорис Васильев – автор известных произведений «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Завтра

Слайд 26У войны не женское лицо
К таковым можно, пожалуй, отнести девушек

из повести «А зори здесь тихие...», но они были призваны по необходимости военного времени. Гибель необученных солдат на войне с фашистами говорит о великой цене нашей победы: примерно 1 к 5. Хотя на самом деле она, наверное, была выше. Но как чувствует себя старшина Васков в армии? Для него - это родное. Фашисты не прошли, потому что нарвались на высококлассного специалиста в военном ремесле. Девочек они бы перерезали без единого выстрела. А на нем споткнулись, потому что главный герой повести «А зори здесь тихие» был настоящий военный профессионал.
У войны не женское лицо К таковым можно, пожалуй, отнести девушек из повести «А зори здесь тихие...»,

Слайд 27Значение творчества писателей-фронтовиков
Война 1941-1945 годов оставила в сознании и в

исторической памяти народов глубочайший след и родила литературу на основе нового эстетического опыта, связанного в первую очередь с познанием нравственного мира человека на войне. Виктор Некрасов раньше других писателей раскрыл духовное достояние защитников Сталинграда, увидел в них будущих победителей Берлина.
Значение творчества писателей-фронтовиков Война 1941-1945 годов оставила в сознании и в исторической памяти народов глубочайший след и

Слайд 28
Василь Быков писал по этому поводу: «В.Некрасов, может быть, первым в

нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение отдельной личности, в среде. Менее всего для нее уместной, среде, какой являются война и армия, с их абсолютом подчинения одного всем, с жестоким нивелированием всякой разности».
Василь Быков писал по этому поводу: «В.Некрасов, может быть, первым в нашей литературе явил миру правоту и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть