Слайд 1Тема Великой Отечественной войны в русской литературе второй половины XX века.
Тема
Великой Отечественной войны является одной из главных тем русской литературы. В 50-80 годы были опубликованы произведения, в которых был показан новый, необычный облик войны.
Слайд 2О термине «военная литература»
«Военная литература», «военные писатели» - термины, вошедшие в
обиход только после Великой Отечественной войны. Даже автора «Войны и мира» и «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого и автора «Тихого Дона» М.А.Шолохова ни их современники, ни потомки долгое время не рассматривали как военных писателей. Но после второй мировой войны положение резко изменилось: литература о войне вдруг резко стала выделяться из общего потока художественной литературы. Война 1941-1945 годов оставила в сознании и в исторической памяти народов глубочайший след и родила литературу на основе нового эстетического опыта, связанного в первую очередь с познанием нравственного мира человека на войне.
Слайд 3Новое осмысление темы Великой Отечественной войны писателями-фронтовиками
В 60-80-е годы одна
за другой вышли художественные произведения о Великой отечественной войне: повести Ю.Бондарева («Батальоны просят огня», «Горячий снег»), Г.Бакланова («Южнее главного удара», «Пядь земли»), В.Быкова («»Журавлиный крик», «Третья ракета»), В.Астафьева («Звездопад», «Пастух и пастушка»), К.Воробьева («Крик», «Это мы, Господи!», «Убитые под Москвой»), Б.Васильева («А зори здесь тихие», «В списках не значился»), В.Кондратьев («Сашка»).
Слайд 4Новое осмысление темы Великой Отечественной войны писателями-фронтовиками
Писатели-фронтовики снова и снова возвращались
к теме войны, освещая их с высоты прожитых послевоенных лет и своего жизненного опыта. Это было новое осмысление темы Великой Отечественной войны, когда писатели обратились к нравственным истокам подвига человека на войне. Писатели-фронтовики исследуют прежде всего психологию человека в экстремальной ситуации.
Слайд 5Это была настоящая правда о войне
Это была правда о войне, когда
война показана как бы «изнутри», глазами простого солдата или младшего офицера. Без лакировки, без романтики, когда откровенно и грубо говорилось о жестокости и бесчеловечности войны. Это направление в русской литературе стали называть «окопной» литературой или «лейтенантской» прозой. У истоков этого направления стоит повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда», написанная и опубликованная писателем-фронтовиком в 1946 году.
Слайд 6«Все мы вышли из некрасовских окопов»
Подобно известной фразе Достоевского, что
«все мы вышли из гоголевской «Шинели», писатели-фронтовики для себя определили роль повести В.Некрасова: прежде всего традиции Л.Толстого («Севастопольские рассказы», «Война и мир») и М.Шолохова ( изображение войны и революции в романе «Тихий Дон»).
Слайд 7Повесть Некрасова - программное произведение психологического натурализма
Повесть В.Некрасова – программное произведение
психологического натурализма, зародившегося в годы войны в лирике поэтов-фронтовиков. Это новое направление в литературе о войне так и назвали: «окопная» или «лейтенантская» проза. Авторы-фронтовики писали о войне без идеологических стереотипов, без псевдоромантики, говорили кровавую правду , изображали только то, что сами выстрадали.
Слайд 8Лирическая повесть - излюбленный жанр «лейтенантской прозы»
Излюбленный жанр этих авторов
– лирическая повесть, написанная от первого лица. Важными оказывались прежде всего нравственные проблемы, мысль о том, что на войне не только раскрывается характер человека, но и формируется, закаляется личность.
Слайд 9Лирическая повесть - излюбленный жанр «лейтенантской прозы»
Известный сибирский писатель Виктор Астафьев
– один из тех, кто сумел во фронтовой лирической повести «Пастух и пастушка» посмотреть на войну с беспощадной правдивостью. В последующее «послеоттепельное время» традицию фронтовой лирической повести продолжили Борис Васильев («А зори здесь тихие») и Вячеслав Кондратьев («Сашка»).
Слайд 10Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Повесть «Сашка», вышедшая в 1981 году, стала одной из
самых читаемых книг о войне.
Автор сразу вводит читателя в повествование, без всякого вступления: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца ни по фамилии, не называет его звания – просто Сашка. Стиль рассказа – простой, разговорный. В первом эпизоде повести мы видим озабоченного Сашку, который пытается снять валенки с мертвого немца для своего ротного командира. Речь идет не о выполнении боевой задачи, но о деле не менее важном – о валенках.
Слайд 11Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Автор подробно описывает военный быт и какие-то эпизоды из
фронтовой Сашкиной жизни. Сашка добывает валенки для ротного. Раненый Сашка возвращается в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать свой автомат. Вот Сашка ведет санитаров к раненому. Сашка случайно берет в плен немца и отказывается выполнить приказ – расстрелять пленного немца. Вот Сашка встречается с Зинкой. Выручает лейтенанта Володю, который вспылил в госпитале и оскорбил майора. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон.
Слайд 12Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Сашкина рота случайно напоролась на немецкую разведку и стала
поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать свою разведку от русских и стали обстреливать передний край из минометов. Началась неразбериха. Сашка оторвался от свои, отстал и случайно столкнулся с перепуганным насмерть немцем. Сашка проявляет отчаянную храбрость – фактически безоружный ( диск с патронами отдал ребятам), берет в плен немца. Ротному пленение немца объясняет так: «А шут его знает. Взял дуриком».
Слайд 13Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Немец на допросе молчит, ротный приказывает вести того в
штаб. По дороге Сашка успокаивает немца, говоря тому, что пленных у нас не расстреливают. Комбат, не добившись от немца сведений. Приказывает Сашке его расстрелять. Сашка озадачен. Ему нетрудно убить немца в бою, но безоружного он не может убить. Между русским и немецким солдатами завязываются нормальные человеческие отношения. Немец угощает Сашку сигаретами и они вместе курят. Сашка увидел в пленном уже не врага, а просто человека.
Слайд 14Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Война не искалечила душу Сашки. Ему даже стыдно перед
немцем за нашу никудышную оборону. За убитых накануне ребят, которых так и похоронили по-человечески. Сашка долго водит немца кругами, оттягивая расстрел, пока, наконец, случайно по дороге не натыкается на комбата, который отменил свой приказ. Сашка облегченно вздыхает.
Слайд 15Повесть В.Кондратьева «Сашка»
Сашка – совестливый человек. Ему как-то неловко перед ребятами
за то, что он, раненный, должен идти в госпиталь. Война не убивает в Сашке чувство любви. В госпитале он влюбляется в санитарку Зиночку, которая делает ему перевязки. И даже ревнует ее к лейтенанту Володе. Когда же в сердцах лейтенант Володя запускает в майора тарелкой с кашей, он помогает Володе выпутаться из скверной истории, которая пахнет трибуналом и разжалованием в рядовые.
Слайд 16Характер Сашки – литературное открытие В.Кондратьева.
Характер Сашки – литературное открытие
В.Кондратьева. Пытливый ум, простодушие, жизнестойкость, деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – все это соединилось в цельном характере героя. Писатель раскрыл характер простого человека из народа. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской»,- пишет В.Кондратьев.
Слайд 17Главный конфликт в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда»
Главный конфликт в повести
В.Некрасова приобрел нравственный характер – в противопоставлении между карьеристами и краснобаями, которые по любому случаю ссылаются на товарища Сталина или красивую фразу, и людьми, которые без лишних слов делают свое дело, честно воюют за родную землю, не щадя своей жизни.
Слайд 18Главный герой повести – лейтенант Юрий Керженцев
Главный герой повести
– лейтенант Юрий Керженцев – один из рядовых защитников Сталинграда, младший офицер в составе Томской 284 стрелковой дивизии, оборонявшей Мамаев курган. Повествование в повести ведется от его лица. Достоверность происходящего достигается тем, что мы видим события как бы глазами главного героя. Читатель невольно становится участником действия, нога в ногу идет со своим героем.
Слайд 19Особенность авторского повествования
Особенность авторского повествования в особом стиле – по-чеховски четком,
лаконичном, без излишеств и красивостей, в коротких предложениях с обилием глаголов действия. Стиль Некрасова в повести «В окопах Сталинграда» похож на дневниковые записи.
Слайд 20Продолжение традиций русской литературы XIX века
В.Некрасов продолжает традиции русской классической
литературы 19 века (прежде всего традиции «Севастопольских рассказов», «Войны и мира» Л.Н.Толстого). В.Некрасов показывает неизбежную на любой войне смерть человека не героической, не романтической, а страшной в своей простоте и обыденности. ( «Вот умирает раненный в живот связной из штаба Лазаренко…» (1 часть, глава 6) или описание гибели одного из простых солдат – защитника Мамаева кургана (часть 1, глава 9)
Слайд 21Повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка»
Повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка»
относятся к тем произведениям, которые воспроизводят правду о войне. Писатель определил жанр своей повести, как «современная пастораль». Для традиционной пасторали характерно изображение мирной пастушеской жизни, воспевание любви и красоты на лоне природы. Однако тематика повести резко контрастирует и с названием и с авторским определением жанра. Вместо мирной жизни в повести подробно описан кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен.
Слайд 22Борис Костяев-главный герой повести
В центре повествования – пехотный взвод,
которым командует Борис Костяев. Первая глава повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие танки утюжат наши окопы. Юный командир плачет, натыкаясь на «раздавленных, еще теплых людей». В отчаянии он бросается с гранатой на немецкий танк и подбивает его. Борис даже удивляется тому, что он сделал: «Он недоверчиво посмотрел в сторону усмиренной громады машины: такую силищу – такой маленькой гранатой!»
Борис из интеллигентной учительской семьи, по сути не военный человек. Но на войне он исполняет свой воинский долг и не теряет при этом лучших человеческих качеств.
Слайд 23Пасторальный мотив пастуха и пастушки
В повести любовь возникает прямо в
военном аду. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому человеку. Пасторальный мотив пастуха и пастушки, заявленный в названии, проявляется в страшной картине – убитых немцами в деревне пастухе и пастушке, которые приехали в эти места из Поволжья в голодный год. Старики пасли колхозный скот, когда их застигла смерть: «Они лежали, словно прикрывая друг друга». Пробовали разнять сцепленные руки убитых, но не смогли и Хфедор Хфомич сказал: «Так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные». Эта картина в повести как бы соединяет два символа – символ жестокости войны и символ вечной любви.
Слайд 24Повести Ю.Бондарева
Повести Ю.Бондарева «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние
залпы» (1959), «Тишина»(1962), «Горячий снег» (1969) представляли с одной стороны широкую панораму войны, а с другой в мельчайших деталях описывали окопную жизнь, в которую «входило очень многое, от малых деталей – два дня кухню на передовую не подвозили - до главных человеческих проблем: жизни и смерти, правды и лжи, чести и трусости, когда люди проходили огромный и краткий путь мужества и страдания… Краткость была в быстротечности боя, в мгновенности смерти, в стремительности возмужания человека на войне, огромность же – в нескончаемости этих боев, в ни с чем не сравнимой протяженности военного пути, в неутихающем набате памяти».
Слайд 25Писатель Борис Васильев
Борис Васильев – автор известных произведений «А зори здесь
тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война». Начинал свое литературное творчество как сценарист военного кино. Написал в общей сложности восемь сценариев, но вскоре понял, что кино - не писательское ремесло, а режиссерское. Как бы хорошо не был написан сценарий, режиссер и актеры все равно его переделают под себя. И тогда он начал писать прозу.
Некоторые критики отмечают, что у Б.Васильева, в
прошлом кадрового военного, герои, как правило, плохо
приспособлены к тяготам и лишениям воинской службы.
Слайд 26У войны не женское лицо
К таковым можно, пожалуй, отнести девушек
из повести «А зори здесь тихие...», но они были призваны по необходимости военного времени. Гибель необученных солдат на войне с фашистами говорит о великой цене нашей победы: примерно 1 к 5. Хотя на самом деле она, наверное, была выше. Но как чувствует себя старшина Васков в армии? Для него - это родное. Фашисты не прошли, потому что нарвались на высококлассного специалиста в военном ремесле. Девочек они бы перерезали без единого выстрела. А на нем споткнулись, потому что главный герой повести «А зори здесь тихие» был настоящий военный профессионал.
Слайд 27Значение творчества писателей-фронтовиков
Война 1941-1945 годов оставила в сознании и в
исторической памяти народов глубочайший след и родила литературу на основе нового эстетического опыта, связанного в первую очередь с познанием нравственного мира человека на войне. Виктор Некрасов раньше других писателей раскрыл духовное достояние защитников Сталинграда, увидел в них будущих победителей Берлина.
Слайд 28
Василь Быков писал по этому поводу: «В.Некрасов, может быть, первым в
нашей литературе явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение отдельной личности, в среде. Менее всего для нее уместной, среде, какой являются война и армия, с их абсолютом подчинения одного всем, с жестоким нивелированием всякой разности».