Слайд 1Почему Иуда предал Христа?
К уроку по повести Л.Андреева
«Иуда Искариот»
Слайд 4ЗАЧЕМ?
«Трудно, тяжело и, может, неблагодарно приближаться к тайне Иуды, легче и
спокойнее её не замечать, прикрывая розами красоты церковной».
С.Булгаков, религиозный философ
«…нечто по психологии, этике и практике предательства».
Л.Андреев
Слайд 5В основе повести лежит всем хорошо известная евангельская история о предательстве
Иудой Искариотом Иисуса Христа. Однако в художественном произведении Л.Андреева эта история получила нетрадиционную трактовку. М.Волошин в сборнике «Лики творчества» отметил, что Л.Андреев создал как бы «Евангелие наизнанку».
Слайд 6 Изображение Христа и его апостолов в ортодоксальной религии и рассказе
Л.Н.Андреева
Ортодоксальная религия представляет Христа как идеального человека с активной жизненной позицией, человека, который пришел в мир, чтобы своей кровью, своими страданиями заплатить за грехи всего человечества. На протяжении своей короткой земной жизни Иисус совершил множество добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, давал пищу голодным и т.д.
Слайд 7
Каким же предстает перед нами Иисус на страницах
андреевской повести?
Слайд 8По утверждению М.Волошина, «Христа Л.Андреев изображает красивым и очень сентиментальным. Он
корректен и бесцветен, нарисован плоскими и условными красками по канону передвижников, как необходимая декорация евангельской картины. Но Его лица, Его веянья нет. На месте Христа среди апостолов стоит безразлично добрый человек».
Слайд 9По утверждению древнего предания, Иисус Христос никогда не смеялся. Поэтому при чтении
рассказа невольно обращаешь внимание на следующие строки: «С жадным вниманием, по-детски полуоткрыв рот, заранее смеясь глазами, слушал Иисус его (апостола Петра) порывистую, звонкую, веселую речь и иногда так хохотал над его шутками, что на несколько минут приходилось останавливать рассказ».
Слайд 10Сам Л.Н.Андреев писал: «Я знаю, что БОГ и Дьявол только символы,
но мне кажется, что вся жизнь людей, весь ее смысл в том, чтобы бесконечно, беспредельно расширять эти символы, питая их кровью и плотью мира». Именно таким – «напитанным кровью и плотью мира», живым человеком - предстает перед нами андреевский Иисус. И проявляется это, в частности, в его смехе.
Слайд 11Л.Андреев употребляет разговорное слово «хохотал», никогда у других авторов не приводящееся
в связи с Христом. По традиции, жизнерадостный смех расценивается как освобождающее начало – смеется внутренне свободный, раскованный человек. Поэтому Л.Андреев видит в Иисусе прежде всего ипостась человеческую, еще и еще раз подчеркивая и тем самым как бы освобождая пространство для утверждения человеческого, активного, деятельного начала Христа.
Слайд 12Какими предстают ученики Христа на страницах повести?
Ортодоксальная религия раскрывает нам образы
апостолов как мужественных, преданных своему Учителю и вере людей, несших свет христианства после смерти Учителя.
Слайд 13Апостол Петр
Родился: неизвестно, умер: около 67г.
Слайд 14Л.Андреев рисует их со злой иронией. Например, Петр (в переводе с
греческого его имя означает «камень»), огромный, сильный и ограниченный. Это он и Иоанн спорят о том, кто из них будет находиться в Царствии Небесном рядом с Христом. Это Петр выпивает почти все вино, купленное для Иисуса, «с равнодушием человека, придающего значение только количеству». Это Петр, как и было предсказано Иисусом, трижды отрекается от Учителя, взятого под стражу.
Слайд 15Апостол Иоанн
Родился: 6г., умер: 101г.
Слайд 16С той же злой иронией изображен и любимый ученик Христа –
Иоанн. У Андреева он изнеженный и высокомерный, не желающий никому уступать место рядом с Иисусом.
Слайд 18Вечно сомневающийся во всем Фома изображен ограниченным и не способным понимать
иронию.
Слайд 19Ученики засыпают во время моления Иисуса в Гефсиманском саду, когда он
просит их бодрствовать, быть с ним в час испытания. И наконец, они не защитили Христа от римских стражников во время его ареста.
Слайд 21Причины предательства Иуды с точки зрения философии экзистенциализма
Экзистенциализм – (от лат. «еxistentia»
- «существование») разновидность философской мысли, философское течение, утверждает, что предметом философии является человек, который рассматривается лишь как духовное начало. Каждый человек имеет экзистенцию, которая представляет собой то ядро человеческого «я», благодаря которому человек предстает как конкретная неповторимая личность. В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию; для этого необходимо, чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е. перед лицом смерти.
Слайд 22Портрет Иуды
С позиций экзистенциалиста и рисует Л.Андреев своего главного героя. В
начале повести дается негативная характеристика Иуды, утверждается в частности, что «детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда – дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды», «Сам же он много лет бессмысленно шатается в народе, … и всюду он лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом» и т.д.
Слайд 23Во всем писатель подчеркивает двойственность своего героя: во внешнем облике, в
его речах (споры с Фомой), в действиях (мнения о нем окружающих, поступки).Следуя за своим великим учителем Ф.М.Достоевским, Л.Н.Андреев подчеркивает мысль о двойственной природе человека.
Слайд 24Иуда утверждает, что он любит Христа больше, чем остальные ученики. Если
остальные пассивны в своей любви к Учителю, то любовь Иуды активна и в то же время молчалива.
Слайд 25
Почему же Иуда все-таки предает Учителя?
Слайд 27Измена Иуды – это чудовищный, но необходимый для него эксперимент, который
должен проверить его подозрения об учениках Христа, предположения о бессилии человеческой любви, о ничтожестве человека вообще. Иуда подозревает, что в каждом человеке в глубине прячется «всякая неправда, мерзость и ложь». «Разве это люди?» - жалуется он на учеников. Это его постоянный мотив, в котором заключено существо невысказанного несогласия, неявного спора Иуды с Христом.
Слайд 28Если Христа выдать на смерть, отстоят ли, защитят ли, спасут ли
его люди – ученики, верующие, народ? Какой на поверку окажется их любовь, верность, мужество? В этом острие проблематики произведения: оно задает вопрос об основных ценностях человеческого бытия, вопрос о том, на что способен человек, чего стоит его приверженность идеалам, его высшие чувства. Иуда создает экзистенциальную ситуацию – ситуацию выбора, которая должна стать моментом психологического, нравственного откровения для всех участников этого великого испытания
Слайд 29Исход эксперимента не оставляет ему никакой надежды. Люди оказались бессильны, ничтожны,
беспомощна их любовь, ненадежна их верность. Отступился от Христа Петр, ничего не сделали другие ученики, выдала Иисуса толпа. Иуда убеждается в правоте своего презрения к людям. Он «ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть».
Таким образом, Иуда приходит к выводу, что человек в этом мире обречен на фатальное одиночество, если даже Иисус Христос в трудный час остался без поддержки.