Презентация, доклад по литературе К 155-летию А.П.Чехова

Презентация на тему Презентация по литературе К 155-летию А.П.Чехова, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 27 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Кодекс честиВоспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы, они сострадательны не к
Текст слайда:


Кодекс чести

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы, они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.
Они болеют душою и от того, чего не увидишь простым глазом...
Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги...
Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже и в пустяках...
Они не рисуются. Они не пускают пыль в глаза меньшей братии...
Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... 
Они не суетны...
Если они имеют в себе талант, то уважают его... Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. Они горды своим талантом…


Слайд 2
Письмо это Антон Павлович написал брату - художнику Николаю, обеспокоенный его беспутной жизнью и частыми пьяными загулами.   Твой
Текст слайда:


Письмо это Антон Павлович написал брату - художнику Николаю, обеспокоенный его беспутной жизнью и частыми пьяными загулами.   

Твой  талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только
на 2 000 000...




Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе. Это - твоя крайняя невоспитанность…

Дело в том, что жизнь имеет свои условия... Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным....


Слайд 3
С творчеством А.П.Чехова мы знакомимся ещё в детстве.. «Каштанка», «Хамелеон», «Ванька» , «Белолобый» и др.Потом: «Человек в
Текст слайда:

С творчеством А.П.Чехова мы знакомимся ещё в детстве..
«Каштанка», «Хамелеон», «Ванька» , «Белолобый» и др.
Потом: «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник», «Ионыч» , «Душечка», «Попрыгунья», пьеса «Вишневый сад».

Каким же был великий писатель?

Почему и сегодня мы читаем его произведения?
Будут ли наши потомки зачитываться Чеховым?


Слайд 4
 Русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии - врач. Почётный академик Императорской Академии наук  по разряду изящной словесности
Текст слайда:

 Русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии - врач.
Почётный академик Императорской Академии наук  по разряду изящной словесности (1900-1902).
Один из самых известных драматургов  мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.
Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

Антон Павлович Чехов
Жизнь и творчество


Слайд 5
«В детстве у меня не было детства», - говорил Чехов.
Текст слайда:



«В детстве у меня не было детства», - говорил Чехов.
"Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать", - писал Чехов своему брату в 1889 году.

Детство Чехова, отец которого, Павел Егорович, держал торговую лавку, было подчинено поистине каторжному режиму. Жизнь юного Антона и его братьев проходила между работой в лавке, открытой с 5 утра до 11 вечера, гимназией и бесконечными репетициями в церковном хоре. Кроме того, все дети учились ремеслу, Антоша - портняжному.


Лавка отца Чехова
"Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары



Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование.


Слайд 6
Мать свою, Евгению Яковлевну, дети Чеховы очень любили. Она как-то умела смягчать суровый нрав отца, вносила в
Текст слайда:






Мать свою, Евгению Яковлевну, дети Чеховы очень любили. Она как-то умела смягчать суровый нрав отца, вносила в их жизнь много ласки, уюта, умела объединить семью, сплотить её вокруг себя. «Для нас дороже матери ничего не существует»,- писал Антоша, когда стал постарше.

Семья Чеховых. Слева направо:  стоят - Иван, Антон, Николай,  Александр и Митрофан Егорович;  сидят - Михаил, Мария,  Павел Егорович, Евгения Яковлевна,  Людмила Павловна и ее сын Георгий.  (1874)


Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».


Слайд 7
Антоша-гимназистГимназия ЧеховаКогда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Антоше не
Текст слайда:


Антоша-гимназист

Гимназия Чехова

Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Антоше не нравилась гимназия. Весёлому, подвижному мальчику неуютно было в больших, холодноватых классах, скучно было сидеть на уроках. Классы выходили в полутёмные коридоры; в каждой двери было круглое окошко; надзиратель, как часовой, шагал по коридору и заглядывал в окошки - следил за поведением учащихся.


Антоша был неистощим на выдумки, да и все братья Чеховы любили шутку, понимали её, умели смеяться; казалось, смех, весёлая, озорная шутка защищали их от всего тяжёлого, что было в их жизни.


Слайд 8
В 19 лет Антон поступил в Московский университет на медицинский факультет. Учился он много, усердно, с большим
Текст слайда:

В 19 лет Антон поступил в Московский университет на медицинский факультет. Учился он много, усердно, с большим интересом слушал лекции знаменитых профессоров: Тимирязева, Склифосовского.
Но ему нельзя было только учиться - приходилось зарабатывать деньги, чтобы помогать семье.


В эти первые годы своей литературной работы Чехов писал заметки, анекдоты, подписи к рисункам, очерки, рассказы.

Писать приходилось часто по ночам - днём надо было учиться.


Слайд 9
Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр
Текст слайда:

Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы»

«Толстый и тонкий». Илл. Б. Калаушина

«Унтер Пришибеев». Илл. Б. Калаушина


Слайд 10
«Я врач и по уши втянулся в медицину»,- говорил Чехов, и он был, как вспоминали товарищи по
Текст слайда:

«Я врач и по уши втянулся в медицину»,- говорил Чехов, и он был, как вспоминали товарищи по работе, превосходным врачом, вдумчивым, терпеливым, добросовестным.
Но доктор Чехов не бросал своих литературных занятий; он продолжал писать, и скоро вышел первый сборник рассказов Антоши Чехонте. Когда много лет спустя один из друзей спросил, сколько Чехов написал рассказов в первые годы своей работы, он ответил: «Около тысячи».Рассказы Чехова почти всегда очень короткие. «Умею коротко говоритьо длинных вещах»,- как-то сказал о себе Чехов.

А.П.Чехов писал: «Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов»


Слайд 11
Путешествовал Чехов очень много: бывал за границей, знал Крым, Кавказ, объездил всю Украину. Он говорил, что писатель
Текст слайда:

Путешествовал Чехов очень много: бывал за границей, знал Крым, Кавказ, объездил всю Украину. Он говорил, что писатель должен хорошо знать свою родину, всегда узнавать новые места, новых людей. И он решил ехать на остров Сахалин, посмотреть, как живут там люди,- в те годы Сахалин был местом ссылки. 

На Сахалине Чехов пробыл всего три месяца и за это время проделал огромную работу: объездил все поселения, заходил во все избы, разговаривал с жителями, переписал всё население острова - десять тысяч карточек, заполненных рукою Чехова, хранятся в музеях и архивах писателя. В Москву вернулся он усталый, больной, но очень довольный своей поездкой. Через несколько лет появилась книга «Остров Сахалин»; до Чехова никто никогда не писал такой суровой правды о тогдашнем «сахалинском аде».


Слайд 12
90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в
Текст слайда:

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.

«Ионыч». Илл. Т. Шишмаревой

«Человек в футляре». Илл. Кукрыниксов


Слайд 13
В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни»,
Текст слайда:


В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей.

Школа, построенная Чеховым в Мелихове. 1898 г.


Слайд 14
В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. На мелиховском материале Чехов пишет повесть
Текст слайда:

В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы.

На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года

Илл. Т. Шишмаревой

Илл. И. Ивашинцевой


Слайд 15
Илл. Кукрыниксов.В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». Под впечатлением от
Текст слайда:

Илл. Кукрыниксов.

В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного Горький писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»


Слайд 16
Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского театра) имело его знакомство с деятелями
Текст слайда:


Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского театра) имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра


Слайд 17
Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение
Текст слайда:

Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу.

Афиши чеховских пьес в МХТ


Слайд 18
Шли годы.Чехов неутомимо работал, писал рассказы, повести, пьесы, снова мечтал о поездках по стране. Но он уже
Текст слайда:

Шли годы.
Чехов неутомимо работал, писал рассказы, повести, пьесы, снова мечтал о поездках по стране. Но он уже давно был тяжело болен туберкулёзом лёгких, и врачи запретили ему путешествовать, жить на севере.
И вот Чехов с матерью и сестрой в Ялте.

Чеховы жили на окраине Ялты, в белом двухэтажном доме. Вокруг пустырь, камни, чертополох. С ранней весны Чехов работал на пустыре: сажал деревья, разбивал цветники - ему нравилось украшать землю. 

Тосковал по Москве, по людям, по Художественному театру, где в эти годы шли его пьесы, по жене - артистке Ольге Леонардовне Книппер.
«Приходится делать над собою усилие, чтобы жить здесь изо дня в день и не роптать на судьбу»,- писал он.


Слайд 19
На собранные Чеховым средства совместно с Попечительством был создан санаторий на 40 коек. Он существует в Ялте
Текст слайда:

На собранные Чеховым средства совместно с Попечительством был создан санаторий на 40 коек. Он существует в Ялте и поныне и носит теперь имя Чехова.

В Ялте Чехов оказывал бесплатную медицинскую помощь обращавшимся к нему студентам, учителям и бедным жителям деревни Аутки, где была его дача. 

Принимал участие в организации помощи голодающим детям крестьян Самарской губернии, пострадавшей от неурожая. 


Слайд 20
В ялтинском доме всегда было много посетителей. Часто приезжали поговорить, посоветоваться с любимым писателем те простые русские
Текст слайда:


В ялтинском доме всегда было много посетителей. Часто приезжали поговорить, посоветоваться с любимым писателем те простые русские люди, о которых он так много писал - учителя, врачи, учёные... 

Так часто совсем незнакомые люди благодарили Чехова за ту радость, которую доставляли им его рассказы.


Слайд 21
Л.Н.Толстой высоко ценил творчество А.П.Чехова, назвав его «Пушкиным в прозе».И.А.Бунин подмечал одну очень характерную черту Чехова -
Текст слайда:

Л.Н.Толстой высоко ценил творчество А.П.Чехова, назвав его «Пушкиным в прозе».

И.А.Бунин подмечал одну очень характерную черту Чехова - сдержанность в отношениях с людьми.

А.П.Чехов сыграл большую роль в творческом пути М.Горького, приобщил его к драматургии.

Горький в дальнейшем по настоянию Чехова написал для Художественного театра свою первую пьесу «Мещане», а затем и другую-«На дне».


Слайд 22
В Ялте к своему творчеству писатель подходил значительно строже и взыскательнее прежнего. Он тщательно отделывал написанные вещи,
Текст слайда:

В Ялте к своему творчеству писатель подходил значительно строже и взыскательнее прежнего. Он тщательно отделывал написанные вещи, долго держал их в своем столе, чтобы они «вылеживались» и уже после этого отдавал их в печать.

Закончена пьеса «Вишневый сад», где Чехов осуждает старый собственнический мир, обреченный историей на гибель, приветствует приход новой, светлой, справедливой жизни.

Чехов редактировал свои ранее написанные рассказы, тщательно шлифовал язык и стиль. Он беспощадно выбрасывал из текста все лишние слова, все грубое, неблагозвучное, элементы просторечья, речевые вульгаризмы, заменял диалектизмы, изменял обороты речи, что встречались в его ранних юмористических произведениях.


Слайд 23
 		«Меня будут читать лет
Текст слайда:



 
«Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут», - вспоминала слова Чехова Татьяна Щепкина-Куперник.
Но Чехов ошибся: уже после смерти, в 20-е годы прошлого века, к писателю пришла мировая слава - его стали читать, издавать, играть, о нем начали говорить. Возможно, Чехов вернулся в Европу с первой волной русской эмиграции или, как считал Алексей Толстой, это произошло в начале Первой мировой войны, когда союзникам спешно понадобилась «русская душа».

«Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…» (Л. Н. Толстой)



Слайд 24
Современники вспоминали о Чехове как о человеке «необычайной скромности».Шумной славы и всего с нею связанного Антон Павлович
Текст слайда:





Современники вспоминали о Чехове как о человеке «необычайной скромности».
Шумной славы и всего с нею связанного Антон Павлович очень не любил – например, нервничал, когда нужно было выходить на поклоны в театре.

Сегодня его рассказы и пьесы знают, читают и любят во многих странах мира и в нашей стране. Любят их не только потому, что их интересно читать, но и потому, что, читая их, люди становятся благороднее, красивее, добрее. 


Слайд 25
Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова
Текст слайда:

Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова


Слайд 26
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А Чехов29 января
Текст слайда:

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А Чехов

29 января А.П.Чехову исполняется 155 лет
(29 января1860 – 15 июля 1904)


Слайд 27
Автор презентацииА.В.Иванова, учитель русского языка и литературы МКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи
Текст слайда:

Автор презентации
А.В.Иванова, учитель русского языка и литературы МКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Южи


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть