Презентация, доклад Хетагуров Коста Леванович - основоположник осетинской литературы (10 класс)

Содержание

Родился 15 октября 1859 года. в с. Нар Северной Осетии в семье офицера русской армии. Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. «Отца я не только любил, но обоготворял». Влияние отца на будущего поэта было чисто

Слайд 1
Основоположник осетинской литературы, поэт, художник и общественный деятель.  
Хетагуров Коста Леванович   (1859—1906)

 
Основоположник осетинской литературы, поэт, художник и общественный деятель.      Хетагуров Коста Леванович   (1859—1906)  

Слайд 2Родился 15 октября 1859 года. в с. Нар Северной Осетии в

семье офицера русской армии.
Поэт неизменно питал к отцу глубокое уважение. «Отца я не только любил, но обоготворял». Влияние отца на будущего поэта было чисто нравственным, о культурно - идеологической преемственности не могло быть и речи.
А матери своей Коста не помнил совсем. Мать Коста умерла, когда мальчику было два года.
 
Родился 15 октября 1859 года. в с. Нар Северной Осетии в семье офицера русской армии. Поэт неизменно

Слайд 3 Cиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось

в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит через все его творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое формирование его художнической индивидуальностью произошло здесь, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитие его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве.  
Cиротское детство, как неизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери и

Слайд 5Ставропольская мужская гимназия
С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в

подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии и определен в пансион при ней. 10 лет Коста проучился в этой гимназии.
Ставропольская мужская гимназияС 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужской классической гимназии

Слайд 6Петербургская Академия художеств
в 80-е годы XIX века
С помощью учителя рисования

В. И. Смирнова поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм.
Петербургская Академия художеств в 80-е годы XIX векаС помощью учителя рисования В. И. Смирнова поступил осенью 1881

Слайд 7Годы учебы в столице сыграли большую роль в формировании Коста Хетагурова

как поэта и революционного демократа.
Окончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом. Не закончив полного курса обучения.    

Памятник Коста Хетагурову, установленный во дворе Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина,

Годы учебы в столице сыграли большую роль в формировании Коста Хетагурова как поэта и революционного демократа. Окончить

Слайд 8
Он возвращается на Кавказ и до 1891 года живет

и работает во Владикавказе. Пишет стихи, поэмы, публицистические статьи, которые печатаются не только в кавказских газетах, но и в периодических изданиях столицы. Поэт разоблачает колонизаторскую политику царских властей, выражает сокровенные мысли и чувства народа, зовет его к борьбе за свободу. За это К. Хетагуров подвергался постоянным преследованиям со стороны Терской администрации.  
 
Он возвращается на Кавказ и до 1891 года живет и работает во Владикавказе. Пишет стихи, поэмы,

Слайд 9Во Владикавказе он пробыл почти шесть лет. Но по-настоящему проявить, свои

разносторонние способности не мог. Коста писал стихотворения, поэмы преимущественно на русском языке.

Работал он и как живописец, выставлял свои картины вместе с русским художником А. Г. Бабичем, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно - музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ».

Во Владикавказе он пробыл почти шесть лет. Но по-настоящему проявить, свои разносторонние способности не мог. Коста писал

Слайд 10 Стихотворение Хетагурова, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы

печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, лишь десять лет спустя. Реакция цензуры понятна: осетинский поэт видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы», «благородную мощную силу», поднимающую людей «на бой за великое, честное дело», ведь осетинская действительность того времени была просто ужасна: полное бесправие и нищета, нравственные и сословные конфликты, духовная подавленность народа и невежество, кочующее из века в век. Оценке противоречий и анализу окружающей действительности были посвящены поэмы «Плачущая скала», «Перед судом», «Фатима», этнографический очерк «Особа».

В 1891 году за вольнолюбие в творчестве Коста Хетагуров был отослан за пределы родного края на 5 лет.

Стихотворение Хетагурова, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и

Слайд 11 В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско-Осетинское

к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе был выключен из общественной среды и обречен вести жалкое существование: мириться с бытом простого крестьянина, выброшенного из привычной общественной среды и не имеющего возможности применить свой талант и накопленные знания к какому-либо достойному делу.

Хетагуров
Леван Елизарович

 В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско-Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может

Слайд 12 В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары

судьбы.  
 Сватовство к давно и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом.
Скончался отец поэта.

 В январе 1892 году Коста предстояло пережить еще более тяжелые удары судьбы.   Сватовство к давно и горячо

Слайд 13В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале

1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ». В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени.
В дебрях Карачая Коста провел почти 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в

Слайд 14 Все эти годы Коста писал не только на русском

языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, - не было еще осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако поэт упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр».
Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном

Слайд 15 Первый сборник его русских стихов вышел в 1895 г. в

Ставрополе, а в 1899 году во Владикавказе был издан его знаменитый «Ирон фандыр» («Осетинская лира») — книга стихов, написанных на осетинском языке. Эта книга, по меткому выражению Н. Джусойты,— «самое полное и самое блестящее проявление духовных сил, художественного гения осетинского народа». 
Первый сборник его русских стихов вышел в 1895 г. в Ставрополе, а в 1899 году во

Слайд 16В июле 1897 года Коста Хетагуров принужден был сделать операцию. Она

прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден.
В октябре поэту пришлось выехать в Петербург и вновь обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки.
В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. В. И. Абаев, большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф - генерал Каханов». Первое выселение поэта за пределы Терской области было дело рук этого провинциального Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегося чиновника. А он стал искать повод для новой ссылки Коста, немало досаждавшему всевластному начальнику своими статьями и сатирическими произведениями.  
В июле 1897 года Коста Хетагуров принужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости

Слайд 17По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал

сотрудничать в периодике Ставрополя, Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала еще более острой и проблемной. Выступал он не менее активно, чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новый, более зрелый период его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровье его непоправимо надломлено.  

26 мая 1899 г. Коста был уже на пути следования к месту новой ссылки.

По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал сотрудничать в периодике Ставрополя, Пятигорска и

Слайд 18В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь

навсегда. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг», пытается открыть школу рисования для одаренных детей, предполагает взять на себя редактирование газеты «Казбек».

Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста. больной и одинокий, оказался в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра.  

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться здесь навсегда. Он принимает деятельное участие во

Слайд 19Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить

у друзей на хлеб . Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три года. Но вернуться к творческой и общественной деятельности уже не мог.
Материальные затруднения были столь беспросветны, что гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб . Летом

Слайд 20Не стало поэта 19 марта (1 апреля) 1906 года в Георгиевско-Осетинском

селе. Хетагуров не успел закончить строительство дома, открыть детскую школу живописи, обзавестись семьей. Остались незаконченными поэмы «Хетаг» и «Плачущая скала». Впоследствии его прах был перевезен во Владикавказ.
Не стало поэта 19 марта (1 апреля) 1906 года в Георгиевско-Осетинском селе. Хетагуров не успел закончить строительство

Слайд 21ТВОРЧЕСТВО КОСТЫ

ТВОРЧЕСТВО КОСТЫ

Слайд 22Коста Леванович Хетагуров –
первый осетинский живописец.

Коста Леванович Хетагуров – первый осетинский живописец.

Слайд 23«Ущелье
Аман-ауз»

«Ущелье Аман-ауз»

Слайд 24«Дети – каменщики»

«Дети – каменщики»

Слайд 25«Гонка араки»

«Гонка араки»

Слайд 26«Скорбящий ангел»

«Скорбящий ангел»

Слайд 27«К источнику»
«Мост» 

«К источнику»«Мост» 

Слайд 28
Автопортрет Коста Хетагурова
«Автопортрет Коста Хетагурова»
Коста Леванович Хетагуров –

основоположник осетинской литературы
Автопортрет Коста Хетагурова   «Автопортрет Коста Хетагурова»Коста Леванович Хетагуров – основоположник осетинской литературы

Слайд 29Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском

и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской действительности он не знал. Не мог о ней судить и жить ее тревогами.

Зрелый период в творчестве Коста наступил вскоре после возвращения его на родину в 1885 г. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в отчаяние.  
Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы

Слайд 30Поэмы «Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала», этнографический очерк «Особа» - все

эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.  
Раньше других была написана и опубликована поэма «Фатима» (1889 г.). Свое внимание он сосредотачивает на внутренних противоречиях горского бытия, на сословных, идеологических и нравственных конфликтах.  


Поэмы «Фатима», «Перед судом», «Плачущая скала», этнографический очерк «Особа» - все эти произведения посвящены анализу и оценке

Слайд 31В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция

его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы - это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений. В этом смысле поэмы «Перед судом» и «Плачущая скала» близки «Фатиме». 
В своих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция его строго продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев

Слайд 32Поэт отвергал клевету на национальный характер горцев и защищал их от

произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации» капитала. А защищал горские народы Коста всеми доступными ему средствами - поэтическим словом, публицистической статьей., прошениями в официальные инстанции и т.д. . Но ярче и полнее позиция Коста в оценке современной деятельности проявилась в его сатирической и обличительной поэзии, прежде всего в поэме «Кому живется весело». 
Поэт отвергал клевету на национальный характер горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации»

Слайд 33«Ирон фандыр» - единственная книга стихов на осетинском языке. Она писалась

им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - в Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник замысел отдельной книги.  
Однако лишь 3 сентября 1898 г. появилась первая беловая рукопись с подзаголовком : «Думы сердца. Песни. Поэмы и басни».  
«Ирон фандыр» - единственная книга стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. В нее вошли

Слайд 34Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей

значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации. 
Все произведения Коста разделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, стихи для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать отдельно под названием «Мой подарок осетинским детям»  
Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории

Слайд 35Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством

народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново создавать основы национальной профессиональной поэзии.
Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, поднять на художественный уровень развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих этих традиций.  
 

Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном

Слайд 36Произведения К. Хетагурова неоднократно издавались и переиздавались как на осетинском, так

и на языках многих народов нашей страны и за рубежом. 
В 1959—1961 гг. издательство АН СССР выпустило собрание сочинений поэта в 5-ти томах. Это наиболее полное издание литературного наследия Коста Хетагурова. 
 

Произведения К. Хетагурова неоднократно издавались и переиздавались как на осетинском, так и на языках многих народов нашей

Слайд 37Дом – музей К. Л. Хетагурова в с. Нар

Дом – музей К. Л. Хетагурова в с. Нар

Слайд 38Именем поэта названы села, улицы многих городов, музеи. Всего насчитывается 19

памятников, установленных в Осетии, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Пятигорске, Грузии, Болгарии.
Именем поэта названы села, улицы многих городов, музеи. Всего насчитывается 19 памятников, установленных в Осетии, Санкт-Петербурге, Ставрополе,

Слайд 40Источники:
Антология осетинской поэзии с.601-602 
 http://www.studik.ru/005240-1.html&text
http://kosta.alanianet.ru/proizv.htm 
www.ossetians.com 
FB.ru: http://fb.ru/article/221259/kosta-hetagurov-biografiya-kratko-foto-tvorchestvo-hetagurova-kosta-levanovicha
http://stories-of-success.ru/kosty-khetagurova

Источники:Антология осетинской поэзии с.601-602  http://www.studik.ru/005240-1.html&text http://kosta.alanianet.ru/proizv.htm www.ossetians.com FB.ru: http://fb.ru/article/221259/kosta-hetagurov-biografiya-kratko-foto-tvorchestvo-hetagurova-kosta-levanovichahttp://stories-of-success.ru/kosty-khetagurova

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть