Слайд 1«Историческая правда в стихотворении М. Ю. Лермонтова
В нынешнем году исполняется 180 лет с момента публикации стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Бородино".
Эту маленькую поэму любой знает наизусть едва ли не с пелен.
И, думается, именно со знакомства с Лермонтовским шедевром душа ребенка получает первые представления о том, что стоит за коротким, но безмерно емким словом «Родина».
Не потому ли, что само название подмосковного сельца хранит ее – Родину - в себе? Лермонтов написал "Бородино" так, что и его учить не надо - само ложиться в память, в сердце, чтобы не забыться уже никогда, настолько оно даже не понятно, но внятно, что кажется, любой мог бы написать так и никак иначе. Как это удалось 23-летнему корнету?
Тайна сия велика есть.
И имя ей - дар...
Цель моего исследования:
- анализ идейно-художественного своеобразия стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Задачи исследования:
- Показать связь стихотворения с уездным народным творчеством.
- Прослушать отражение исторической правды в изображении Бородинского сражения в стихотворении «Бородино»
Слайд 4А появилось стихотворение «Бородино» в 1837 году
в пушкинском "Современнике". Характерно,
что именно в этом стихотворении Лермонтов использовал классическую впоследствии композицию стихотворного сказа: начало монолога ветерана Отечественной войны организовано как ответ на вопрос-реплику заинтересованного слушателя:
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалена пожаром, Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
про день Бородина!
Слайд 5Рассказывание о событии разыгрывается автором - мы не "читаем" монолог солдата,
а "присутствуем" при его зарождении и реализации, рассказ старого артиллериста обращен и к нам, читателям. Более того: вспоминая о минувших событиях, участник войны как бы опять оказывается в прошлом - заново воскрешает в памяти подробности битвы! А вместе с рассказчиком и читатель оказывается в гуще событий далекого 1812 года. Очевидно, что подобный эффект сиюминутости происходящего достигается использованием сказовой формы.
Слайд 6По мнению И. Андроникова," впервые в русской поэзии рассказывает о великом
событии и дает ему историческую оценку солдат, рядовой участник сражения...Бородинская битва описана "изнутри", изображена самая гуща боя. Лермонтов описывает сражение очень конкретно и точно: солдат в стихотворении - артиллерист, место сражения - курганская батарея Раевского. Язык рассказчика полон метких изречений и простонародных словечек.
Обратим внимание на такой факт, как участие в битве конницы? В стихотворении Лермонтова упоминается исключительно вражеская конница
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами
Слайд 7. Автор "Бородино", сам кавалерист, великолепный наездник. Лермонтов не только изучал
военную историю в школе гвардейских под прапорщиков и кавалерийских юнкеров, но и имел возможность услышать о величайшем сражении от очевидцев и непосредственных ее участников. Стремясь донести до слушателей непосредственные впечатления, полученные на поле Бородина, "дядя« в числе прочих подробностей упоминает следующую :
Рука бойцов колоть устала.
Слайд 8 Заглянем в словарь В. И. Даля:
Боец- искусный в бою,
особенно в одиночном; задорный драчун, охочий до бою, драки; боевая, стойкая особа, боец шпажный, сабельный, кулачный боец.
Более того в следующей строфе читаем:
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Слайд 9 Рассказчик намеренно
подчеркивает: бой-это именно рукопашная, а стало быть ,
и боец - не столько солдат, сколько участник такой вот схватки - поединка. Кстати, стоит здесь вспомнить о том, что слово богатырь, которым называет рассказчик людей своего времени, помимо прочих значений: человек рослый, дородный, дюжий, видный; необычный силач, имеет и такое: смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин. Конечно "дядя" в первую очередь имеет в виду богатырство духовное, однако это не отменяет и приведенного нами значения слова .
Слайд 10Слово, - пишет наш современник - выдающийся пушкинист В. С. Непомнящий,
- это и звук, и смысл. Слова обозначают предметы жизни, но родилось слово для того, чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей со Смыслом жизни. Идея к народному слову, Пушкин "нашел" народные идеалы. То же, безусловно, относится и стихотворению М. Лермонтова "Бородино". Не потому ли так легко - и на всю жизнь! - запоминается его поэма, не потому ли находит оно отклик в сердце русского человека, несмотря на сто восемьдесят лет, отделяющих нас от года ее создания?!