Презентация, доклад по литературе для 10 класса

Содержание

«От редакции»Как Рождество пришло в литературу Рождество в светской литературеСвяточный рассказСвяточный рассказ Святочный рассказСтруктура традиционного святочного рассказа Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»Чудо в Рождественском рассказеЭссе.Об авторе.Список литературы и Интернет-источников:Содержание:

Слайд 1Тема журнала: Святочный рассказ в русской литературе.Автор: Волкова Лиана, учащаяся 10 класса
Руководитель

проекта: Паранина Любовь Васильевна,
учитель русского языка и литературы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Пайгусовская средняя общеобразовательная школа»

Тема журнала: Святочный рассказ в русской литературе.Автор: Волкова Лиана, учащаяся 10 классаРуководитель проекта: Паранина Любовь Васильевна,учитель русского

Слайд 2«От редакции»
Как Рождество пришло в литературу
Рождество в светской литературе
Святочный рассказСвяточный

рассказ Святочный рассказ
Структура традиционного святочного рассказа
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Чудо в Рождественском рассказе
Эссе.
Об авторе.
Список литературы и Интернет-источников:

Содержание:

«От редакции»Как Рождество пришло в литературу Рождество в светской литературеСвяточный рассказСвяточный рассказ Святочный рассказСтруктура традиционного святочного рассказа

Слайд 3Рождественские мотивы прочно укоренились в литературе. Электронный журнал направлен на знакомство

с традициями русской культуры, воспитание традиционных для русского народа гуманизма, милосердия. Содержание журнала призвано помочь обучающимся разобраться в понятиях: Рождество Христово, святки, колядки, узнать о связанных с ними традициях и обычаях русского народа. Рассмотрим структуру традиционного святочного рассказа и несколько произведений.

«От редакции»

Рождественские мотивы прочно укоренились в литературе. Электронный журнал направлен на знакомство с традициями русской культуры, воспитание традиционных

Слайд 4Рождество как символ предчувствия, ожидания и в конце концов свершения чуда

— привычный сюжет в литературе различных жанров.
Народные традиции
Православное Рождество

Как Рождество пришло в литературу

Рождество как символ предчувствия, ожидания и в конце концов свершения чуда — привычный сюжет в литературе различных

Слайд 5Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место —

отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета. Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды. Остановимся отдельно на самом распространенном из них — колядках.

Народные традиции

Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место — отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством»

Слайд 6Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда»

разное значение в зависимости от региона.
«Коляда» («коледа») на севере — это рождественский сочельник, колядование — это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях». В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться». Колядовали по всей Руси. Молодежь после всенощной или заутрени шла целой толпой, устраивала «хождения», или колядования, сопровождалось все песнями.
Обычай ждать волшебных чудес под Рождество, вышел из народных обычаев и впоследствии укоренился в литературе как мощный архетип. При этом непосредственное описание традиций чаще встречается в сюжетах волшебных сказок.



Колядки

Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда» разное значение в зависимости от региона.«Коляда»

Слайд 7Другой традиционный образ, используемый в литературе, — Рождество православное. Несмотря на

живучесть народных традиций, Православной церкви понадобилось всего несколько столетий, чтобы христианские обряды стали равноценными — а впоследствии и доминирующими.
Самый подробный рассказ о рождении Иисуса Христа мы встретим в Новом Завете у Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1-я глава):
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:1–7).
После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых известил о рождении Мессии ангел, а на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3).
Царь Иудеи Ирод узнал о рождении Мессии, нового царя. Он приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, чтобы его уничтожить. Ангел явился Иосифу и повелел ему бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).
Эта событийная канва впоследствии становится сюжетом для переосмысления многими авторами, но чаще всего встречается в поэтических произведениях разных лет.

Православное Рождество

Другой традиционный образ, используемый в литературе, — Рождество православное. Несмотря на живучесть народных традиций, Православной церкви понадобилось

Слайд 8Рождественские мотивы настолько прочно укореняются в литературе 19-го века, что произведения

с рождественским сюжетом начинают публиковаться в специальных святочных сборниках и альманахах. Так рождается жанр святочного рассказа. Традиция семейного устного пересказа истории рождения Христа в канун праздника существовала к тому времени уже несколько веков, поэтому с развитием печати святочный рассказ молниеносно приживается и получает свою историю становления.

Рождество в светской литературе

Рождественские мотивы настолько прочно укореняются в литературе 19-го века, что произведения с рождественским сюжетом начинают публиковаться в

Слайд 9В названии жанра святочного рассказа очевидна отсылка к понятию святок. Энциклопедический словарь

Брокгауза и Ефрона дает такое определение:
«Святки, т. е. святые дни — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен...»
В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок» Николая Лескова. А Павел Засодимский в 1883 году выпустил два тома детских «Задушевных рассказов». Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет детские святочные рассказы для сборника «Зарницы. Второй сборник рассказов для старшего возраста».


Святочный рассказ

В названии жанра святочного рассказа очевидна отсылка к понятию святок. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение:

Слайд 10В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы

«Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок» Николая Лескова. А Павел Засодимский в 1883 году выпустил два тома детских «Задушевных рассказов». Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет детские святочные рассказы для сборника «Зарницы. Второй сборник рассказов для старшего возраста».
Часто святочные рассказы создавались не для развлечения, а для поучения детей. Авторы обращались к христианским темам и создавали на их основе простые и понятные детям истории. Формат святочного рассказа был удобен для обучения — сюда органично вписываются темы нравственности, святости, доброты, самопожертвования и честности.
В дальнейшем жанр святочного рассказа стал развиваться в двух направлениях. Сам по себе жанр рассказа стал настолько массовым, что к нему обращались все писатели — и профессиональные, и начинающие, так что святочные рассказы превращались в легкое сентиментальное чтение без особых литературных изысков. В то же время святочный рассказ для многих писателей стал полем для экспериментов и способом формирования нового литературного направления.

Святочный рассказ

В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы «Христос в гостях у мужика», «Неразменный

Слайд 11Первоначально святочный рассказ формировался по принципу реализма — здесь не было

места чудесам, фантазиям, мистике, сверхъестественному. Если какое-то чудо и было частью сюжета, то в конце оно объяснялось и оказывалось никаким не чудом. Зачастую авторы объясняли такой ход тем, что мистический флер Рождества берет начало в народных верованиях и обрядах, которые были популярны на заре христианства. Для такого построения сюжета была характерна структура «рассказ в рассказе» — так было удобнее всего разделить две реальности рассказа — ту, в которой существуют герои рассказа, и фэнтезийную, в которой творятся чудеса.
Еще одна характерная черта сюжета святочного рассказа — путь героя и изменения, которые происходят с ним за рождественскую ночь. В этом случае чудо выступает главным двигателем сюжета — благодаря ему герой оглядывается на свою жизнь и решает ее изменить. Но это побочный рассказ с элементом чуда, саму эту историю нам излагает рассказчик. . В финале истории неизменно следует мораль — то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса.


Структура традиционного святочного рассказа

Первоначально святочный рассказ формировался по принципу реализма — здесь не было места чудесам, фантазиям, мистике, сверхъестественному. Если

Слайд 12Традицию устного календарного рассказа воспроизвёл Н.В.Гоголь во многих из «Вечера на хуторе

близ Диканьки». Святкам в нём посвящена «Ночь перед Рождеством». Эта повесть наполнена множеством достоверных, красочно описанных этнографических деталей народного праздника. Вмешательство нечистой силы здесь начинается с похищения чёртом звёзд и месяца: к наступившей в мире темноте добавляется метель, усугубляя хаос. Начиная с этого момента в повести начинают происходить фантастические события. Однако если в устных былинах вмешательство инфернальных сил часто кончается для героя плачевно (в лучшем случае он отделывается испугом), здесь кузнец (то есть носитель «мистической» профессии) и художник Вакула одерживает над чёртом победу. В течение XIX века эта повесть Гоголя приобрела в России репутацию классического, образцового святочного рассказа.

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Традицию устного календарного рассказа воспроизвёл Н.В.Гоголь во многих из «Вечера на хуторе близ Диканьки». Святкам в нём посвящена

Слайд 13«Безродный крепостной мальчик Панька» является главным героем рассказа Н.Лескова «Дурачок». Он

очень много работал: ложился позже всех, вставал раньше всех, безотказно выполнял любую работу. Герой был всегда в приподнятом настроении, шутил, не обижался даже тогда, когда его откровенно обманывали. Панька жертвовал собой ради других, но люди этого не понимали и лишь смеялись над ним.
Кто-то скажет: «Дуракам везет». Но Лесков всей судьбой идеального праведника Паньки доказывает, что только добро, милосердие и самопожертвование могут сделать человека счастливым. Сделать его праведником — «человеком с чистой совестью и душой.
Счастье нужно находить в благополучии других. Этим жизнеутверждающим мотивом и заканчивается рассказ «Дурачок», напечатанный впервые в 1891 году (почти 130 лет назад), но не потерявший своей актуальности, особенно сейчас, когда в обществе утверждаются законы бесчеловечного поведения, основанного на корысти и выгоде.

Н.С.Лесков «Дурачок»

«Безродный крепостной мальчик Панька» является главным героем рассказа Н.Лескова «Дурачок». Он очень много работал: ложился позже всех,

Слайд 14Практически в любом рождественском рассказе происходит чудо и перерождение героя, однако

в русской литературе жанр приобрёл более реалистичные черты. Русские писатели обычно отказываются от волшебства, сохраняя темы детства, любви, прощения, социальную тематику. Евангельские мотивы и основная жанровая специфика рождественского рассказа здесь сочетаются с усиленной социальной составляющей. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, — «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского.

Чудо в Рождественском рассказе

Практически в любом рождественском рассказе происходит чудо и перерождение героя, однако в русской литературе жанр приобрёл более

Слайд 15Основу сюжета рассказа составил образ маленького нищего мальчика (шести лет или

младше), очарованного видом новогодней ёлки за окном богатого дома, где много света, много игрушек, много вкусной еды, много нарядных и чистых детей танцуют и веселятся под звуки музыки, а он вынужден замерзать на людных петербургских улицах, голодный, брошенный на произвол судьбы своими горемычными родителями, давно не евший досыта и не видевший ничего, кроме пьянства, нищеты, грубости, разврата и равнодушия петербургских трущоб. На какой-то момент мечты мальчика о счастливом детстве сбываются, и он оказывается на новогоднем празднике среди таких же, как и он, детей, увлечённый туда неведомым тихим голосом, — он попал на «Христову ёлку».
Но то были лишь предсмертные грёзы тихо замерзающего брошенного всеми ребёнка, дорогого лишь Христу.

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»

Основу сюжета рассказа составил образ маленького нищего мальчика (шести лет или младше), очарованного видом новогодней ёлки за

Слайд 16Рождество является символом предчувствия, ожидания и свершения чуда. Жанр святочного рассказа

и его типологических разновидностей таких как святочная новелла, святочная сказка и святочная пародия, вызывает интерес у детей благодаря воссозданной в текстах атмосфере праздника, элементам фантастики, общечеловеческой проблематике, специфической композиции, выраженной в смене эмоциональных пластов. Произведения имеют богатый источник культуроведческой информации и позволяют как детям, так и взрослым, узнать материальную и духовную культуру народа, его историю, мифологические и религиозные представления, философию, мораль, научный образ мыслей. Когда человек читает такие произведения, у него формируется нравственный ориентир, развивается мышление и эмоционально-оценочная сфера. В святочных произведениях переплетаются культурные традиции: совмещение слоёв язычества, Православия и светской жизни.
Я думаю, что детям надо ещё в раннем возрасте читать святочные рассказы. Так у них сформируется нравственный ориентир, будет представление добра и зла, святости, самопожертвования, честности.

Эссе.

Рождество является символом предчувствия, ожидания и свершения чуда. Жанр святочного рассказа и его типологических разновидностей таких как

Слайд 17Волкова Лиана Владиславовна, учащаяся 10-го класса МБОУ «Пайгусовская средняя общеобразовательная школа».

Активно участвую в мероприятиях, проводимых на школьном, районном и республиканском уровнях. Ударница.
Люблю читать классическую литературу. Любимым произведением является роман Э.М.Ремарка «Три товарища». Именно военное братство сплотило трёх товарищей: Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца. И они готовы на всё ради дружбы.
В свободное время пишу сочинения-рассуждения, мне нравится размышлять над интересными вопросами и искать на них ответы. Стараюсь узнавать что-то новое и применять это в повседневной жизни.
В будущем хочу стать психологом и оказывать психологическую помощь, что бы ни было причиной появления проблем: стресс, попадание в трудную жизненную ситуацию или даже жизненные перемены – например, рождение ребёнка.

Об авторе.

Волкова Лиана Владиславовна, учащаяся 10-го класса МБОУ «Пайгусовская средняя общеобразовательная школа». Активно участвую в мероприятиях, проводимых на

Слайд 18https://www.culture.ru/materials/156827/kak-rozhdestvo-prishlo-v-literaturu
http://ru-wiki.org/wiki/Рождественский_рассказ
https://yandex.ru/images/
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Краснодар, 1977 год)
Ф.М.Достоевский «Записки из

Мёртвого дома»
Н.С.Лесков «Дурачок»


Список литературы и Интернет-источников:

https://www.culture.ru/materials/156827/kak-rozhdestvo-prishlo-v-literaturuhttp://ru-wiki.org/wiki/Рождественский_рассказhttps://yandex.ru/images/Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Краснодар, 1977 год)Ф.М.Достоевский «Записки из Мёртвого дома»Н.С.Лесков «Дурачок»Список литературы и Интернет-источников:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть