Слайд 1Знакомство с романом «Дубровский»
Слайд 2Самостоятельная работа
1 вариант
2 вариант
Написать значение термина «сюжет»
Заполнить схему
Назвать термин: «структура художественного
произведения»
Написать значение термина «антитеза»
Заполнить схему
Как называется вступительная часть литературного произведения?
???
???
?
Слайд 3История создания романа
1. Роман не был завершен Пушкиным. 2. Работал над ним
с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 г. 3.Незавершенный роман автор не опубликовал. 4.Впервые он был напечатан посмертно в 1841 г. под названием «Дубровский» (по фамилии главного героя)
Слайд 4 О сюжете романа
В основу романа легло сообщение Нащокина ( друга Пушкина)
«об одном небогатом дворянине по фамилии Островский…, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и , оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а затем и других».
Слайд 5 Нащокин видел Островского в тюрьме, и , возможно, он сам рассказал
свою историю. Пушкин крайне заинтересовался рассказом Нащокина и почти сейчас же принялся за составление планов, а вскоре и за написание романа.
Слайд 6 Первоначально герой фигурировал под фамилией Островского, замененной затем на Андрея Зубровского,
и наконец назван Дубровским.
Слайд 7 Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине
и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооруженное сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.
Слайд 8 Словарная работа
РОМАН( фр.- повествование) – большое повествовательное произведение , обычно отличающееся
многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. ЭПИЗОД - это отрывок, фрагмент художественного произведения, обладающий относительной законченностью, самостоятельностью, цельностью.
Слайд 9Покровское – имение Кирилы Петровича Троекурова
На холме над густою зеленью рощи
возвышалась зелёная кровля и бельведер (башенка над крышей) огромного каменного дома…
около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями…
Слайд 10Покровское – имение Кирилы Петровича Троекурова
…псарный двор, где более пятисот гончих
и борзых жили в довольстве и тепле …
…тут же находился и лазарет для больных собак, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили
своих щенят
Слайд 11Крестьяне и дворовые села Покровское
Найдём описание в тексте…
Слайд 12Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую
рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею…
перед собой он видел Кистенёвку и бедный дом своего отца…
Кистенёвка – имение Андрея Гавриловича Дубровского
Слайд 13Кистенёвка – имение Андрея Гавриловича Дубровского
Дубровский владел семьюдесятью душами и вынужден
был поселиться в остальной своей деревне…
Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых…
Слайд 14Кистенёвка – имение Андрея Гавриловича Дубровского
При выходе из рощи увидели кистенёвскую
деревянную церковь и кладбище, осенённое старыми липами…
Слайд 15Крестьяне и дворовые села Кистенёвка
Найдём описание в тексте…
Слайд 16 Усадьба Троекурова
1. Кто такой Кирила Петрович Троекуров? 2.Найдите описание в тексте.
3. Что
давало ему такую власть?
4.Как к нему относились соседи и губернские помещики?
5. Почему Троекуров был так груб и своенравен?
Слайд 17 Увлечения К.П. Троекурова
1. Как проводил время Троекуров? 2.Кто был соседом К.П.Троекурова? 3.Найдите описание
в тексте.
Слайд 18Отношения двух помещиков
1.Почему Троекуров уважал Дубровского? 2.Как характеризует Дубровского случай на псарне? 3.Как
Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского?(Выделите глаголы, характеризующие поступки Трекурова)
4.Хотел ли он обидеть приятеля? 5. Какой способ мести избирает Троекуров?
Слайд 19 Описание Шабашкина (стр 70- 72)
1. Опишите заседателя Шабашкина.
2.Как Троекуров обращается с
Шабашкиным?
3. Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова?
4. Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда?
Слайд 21План анализа эпизода
Границы эпизода и его условное название.
Действующие лица.
Место и время
действия.
Суть происходящего.
Характеристика героев: поведение, речь, поступки.
Роль эпизода в сюжете произведения
Слайд 22Суд, призванный вершить справедливость, оказался неправедным. Он лишь расширил пропасть, разделявшую
двух бывших друзей, Дубровского и Троекурова, сделав примирение невозможным.
Слайд 23 Суд и его последствия
1. Как были встречены в суде Дубровский и
Троекуров? 2.Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? 3. Как вели себя герои?
4.Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности?
5. Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал?
6. Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?
Слайд 24Выводы:
Суд, призванный вершить справедливость, оказался неправедным. Он лишь расширил пропасть, разделявшую
двух бывших друзей, сделав примирение невозможным.
Слайд 25Дубровский против беззакония и несправедливости
Слайд 26 После суда
Как изменился Дубровский со времени суда?
Что мы узнаем о жизни
сына Дубровского в Петербурге?
В чем сын похож на отца? Каковы были отношения сына и отца Дубровских?
Как приезд Владимира подействовал на Андрея Гавриловича?
Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
Как встретились отец и сын?
Слайд 27Живя в Петербурге, Владимир Дубровский позволял себе роскошные прихоти, играл в
карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Но в то же время он был нежным и любящим сыном. Он очень боялся потерять отца. Узнав о его болезни, он сразу же отправляется в деревню.
Слайд 29«Где стол был яств, там гроб стоит»
(взят из оды Державина).
Как
развивались события по приезде молодого Дубровского в родное имение?
Почему Троекуров решил «помириться со старым своим соседом»?
Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистеневки теперь он?
Почему приезд Троекурова ускорил смерть Андрея Гавриловича?
Слайд 30 Смерть Дубровского
«Гром победы…»(начало одного из хоров Державина) 1. Почему Владимир велел выгнать
Троекурова? 2.Представьте себе сцену во дворе дома Дубровских. Опишите, как выглядят и как ведут себя слуга, крепостные люди Дубровских? А Троекуров?( Изобразим любопытство, торжествующую затаенную радость крепостных, изменения в лице Троекурова.) Как вы понимаете эпиграф?
Слайд 31 Похороны Дубровского
1.Выражение лица В.Дубровского - «лицо его было страшно»- о чем
это говорит? 2.Какие чувства испытывает герой, находясь в Кистеневской роще? 3. Как эти чувства отображены в природе?
Слайд 32 Приезд приказных чиновников
1. Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать
имение? 2. Как ведет себя Шабашкин в начале и в конце сцены? 3.Как нарастало возмущение крестьян? 4. Как ведет себя Владимир? 5. Как его это характеризует?
Слайд 33 Пожар в Кистеневке
Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца,
где хозяйничают приказные? Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? Что затевает кузнец Архип? Хотел ли Дубровский смерти приказных? Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?
Слайд 34 Работа с иллюстрациями
1.Художник Б.Кустодиев 2.Художник Б.Шмаринов Что изобразили художники на своих иллюстрациях? Чем отличаются
эти изображения? Какое чувство вызывает каждый рисунок?
Слайд 35Авторская позиция
Автор показывает свое отношение к героям и происходящему через
описание мыслей и чувств героев, их поведения, а свою позицию – с помощью речевых и портретных характеристик.
Слайд 36 Найдите в тексте описание эпизода, изображенного на данной иллюстрации. Что происходит в
душе у Владимира после прочтения писем?
Слайд 37 Благородный разбойник
- Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником? - Почему дворовые
крестьяне ушли за Дубровским? - Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? - Почему разбойники не трогали дом Троекурова? - Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?
Слайд 38Учитель
Догадались ли вы сразу при чтении, что Дефорж- Дубровский?
Почему никто в
усадьбе Троекурова не узнал Дубровского?
Как отнеслись к появлению учителя-француза Маша и Кирила Петрович?
Что изменило отношение Троекурова к Дефоржу?
Слайд 39 Наедине с медведем
Какое значение имеет вступление к 8 главе? Как относится
к Маше Кирила Петрович? Каково отношение Маши к отцу? Как характеризует Машу сам автор? Как отнесся к появлению Дефоржа Троекуров? Почему Маша сначала не обратила внимания на учителя? Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?
Слайд 40 Храбрый учитель
О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнаем из этой главы? Как
к такого рода «увеселениям» относится автор? Как и почему изменилось отношение Троекурвых к Дефоржу?
Слайд 41 Обед в Покровском
1.Перескажите 9 главу от лица Маши( с романтическими подробностями) 2.Перескажите
главу от лица Троекурова(Отразить его самоуверенность) 3.Перескажите главу от лица Дубровского-Дефоржа(пересказ сдержанно-торжествующий) 4. Что нового узнаем о Дубровском?
Слайд 42 Дубровский снимает маску
1. Как изображает Пушкин жадного и осторожного Спицина? 2. Какие
подробности о неправедном суде узнает Дефорж- Дубровский от Спицина?
Слайд 43 Маша и Дубровский
1.Зачем Пушкин переставил события? 2.Как объясняется появление Дефоржа в доме
Троекурова? 3.Как относятся к «учителю» в доме Троекурова? 4.Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова? 5.Почему он не стал мстить своему врагу? 6.Как относится к Дубровскому Маша?