Слайд 1Русская литература
на рубеже
19-20 веков
Учитель Л.С.Манзюк
11 класс
Слайд 2Важнейшие исторические события начала 20 века:
Три революции (1905 г., Февральская и
Октябрьская)
Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война
Слайд 3Внутриполитическая обстановка в России начала 20 века:
Очевидность, предчувствие перемен.
Противоборство трех лагерей:
защитники монархии,
сторонники буржуазных реформ,
идеологи пролетарской
революции.
Слайд 4Характеристика эпохи
«Вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не
следующий период истории, а нечто новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом». В.Соловьев
Слайд 5Характеристика эпохи
«Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, интереса к мистике и оккультизму…»
Н.Бердяев
Слайд 6Значение литературы
Искусство, литература служили художественной формой для выражения философских идей.
Новая литература
– попытка осмысления происходящих и грядущих перемен.
«Жрецы и поэты были одно и то же». В.Иванов. Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.
Внимание к человеческой личности.
Качественно новый взгляд на мир, поиск новых путей развития.
Слайд 7Декадентство (от фр. упадок)
– определенное умонастроение эпохи конца 19 начала
20 века,
для которого характерны пессимизм, неприятие реальной жизни, чувства отчаяния, бессилия и душевной усталости.
Слайд 8МОДЕРНИЗМ (от фр. новейший, современный)
– общее название нереалистических направлений в литературе
и искусстве начала XX в., для которых характерен новый подход к изображению мира и человека. Модернизм объединил целый ряд течений и направлений.
Слайд 9«Серебряный век» (рубеж XIX―XX вв.) -
это образное название периода в истории
русской поэзии, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века).
Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко закрепилось за новой русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии»(1933).
Слайд 10Новые литературные течения
На рубеже 19-20 веков
появились новые литературные направления и течения: развивается реализм (критический и социалистический), формируется модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм).
Слайд 11Символизм-
литературно-
художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Слайд 12Акмеизм
(от греч. острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество) -
модернистское течение, провозгласившее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, конкретного смысла.
Слайд 13Футуризм («будущее») -
авангардистское течение
начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное
наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Слайд 14Имажинизм («образ») -
литературно-художественное течение, утверждавшее главную роль словесного образа
над идеей, смыслом, пришедшее на смену русскому футуризму
Слайд 15Новокрестьянские поэты
Сергей Клычков, Пётр Орешин, Николай Клюев
Слайд 16Своим путём…
И.Бунин
М.Цветаева
М.Волошин
Слайд 17Судьба поэтов
Судьба литературы Серебряного века трагична, как и послереволюционная биография большинства
поэтов и писателей.
Вынуждены были покинуть Россию Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Вяч.Иванов, И.Бунин…
Позже были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Н.Гумилёв, О.Мандельштам, Н.Клюев, С.Клычков, П.Орешин…
Покончили жизнь самоубийством С.Есенин, В.Маяковский, М. Цветаева…