Слайд 1Удмуртские сказки и легенды
Урок литературы в 10 классе
Региональный компонент
Составила: Самарова Ирина
Николаевна
МКОУ «Атабаевская СОШ»
Слайд 2Легенды и мифы
Особенно богатый и характерный раздел удмуртского фольклора составляют легенды
и мифы.
В историях сотворения мира и небесных тел, человека, гибели великанов с одинаковой частотностью встречаются элементы Библии и «Калевалы», фольклорные мотивы родственных народов (коми, мордва и др.) и греческие.
Слайд 3Легенды и мифы
В единоборстве Инмара и Шайтана узнаем конфликт Бога и
Люцифера. Своеобразный вариант первородного греха видим в истории мужчины и женщины, грешащих против Инмара.
Пережившие гибель великанов первые люди Сайтаг и Зумья жили у реки Люг и добывали себе пищу в лесу. Так видится удмуртам представление о сотворении богом мира и человека по своему образу и подобию
Слайд 6предания
Исторические предания являются живой хроникой удмуртского прошлого.
Наиболее ранняя и ценная их
часть отражает память героев и боев до 16 века. Именно из этих легенд мы узнаем о зарождении древних удмуртских родов и истории их оседлости. Основатели родов одновременно и герои легенд: Ватка, Калмез, Идна-батыр, Бигра, Докъя и многие другие.
Слайд 7предания
«В былые времена – до прихода сюда русского народа – на
этой земле жили черемисы и удмурты. У этих народов были свои герои», - так начинается легенда об удмуртских богатырях, живущих на берегу реки Калмез (Кильмезь).
Мардан атай и глупый Бия очень часто дрались с черемисами», - рассказывает другая легенда.
Наиболее известного удмуртского героя - батыра Идну – царь велит казнить за непослушание – гласит еще одна легенда.
Слайд 8предания
Вожди удмуртовв мирное время были известными художниками, рыбаками, земледельцами, умелыми пчеловодами,
во многих отношениях они были намного лучше простых смертных. Батыр Идна, например, кроме силы славился еще и быстротой, он уходил охотиться на расстояние 25 верст, но теплый хлеб не успевал остыть в его суме, как он был уже дома с добычей.
Герой Селта мстит за смерть брата таким образом, что все село покрывается снегом. Потом он, превратившись сначала в медведя, потом в сокола, все село сжигает огнем. «Так исчезли марийцы из села Мудро», - рассказывает предание.
Слайд 9Предания
Удмуртские героические сказания часто переходят в сказки или легенды, но сохраняют
при этом исторические факты, а потому имеют большую научную ценность.
Слайд 14сказки
Выжыкыл (сказка) – это эпическое устное произведение, преимущественно волшебного, авантюрного или
бытового характера, с установкой на вымысел. По характеру повествования оно всегда занимательно. Именно занимательность и установка на вымысел отличают сказку от других повествовательных жанров фольклора.
Слайд 15сказки
Удмуртский сказочный репертуар богат и разнообразен.
Имеющийся фактический материал по темам
и мотивам, по характеру вымысла и художественным особенностям дает основание выделить следующие группы сказок:
а) мифологические сказки,
б) волшебные сказки,
в) сказки о животных,
г) бытовые новеллистические сказки.
Эта классификация не может исчерпать всех видов сказок, она отражает основные характерные сказочные группы и, подобно классификации любого сказочного жанра, не лишена некоторой условности.
Слайд 16сказки
Волшебная сказка удмуртов представляется своеобразной мифологией. Удмурты верили, что леса, озера,
реки, окружающие их, населены страшными, фантастическими, чудесными существами.
Во множестве сказок участвуют властелины вод – Вумерт, Вукузё, Вупери и проч.
Лесных существ гораздо больше, чем водных. Вот их перечень: Нюлесмурт, Нюлескузё, Нюлеснюня, Нюлесутись(хранитель леса), Плесмурт (человек с одной ногой, одной рукой), Обыда (лесная ведьма)
Слайд 20Сказки новеллистические
Реалистические и новеллистические сказки трудно отделить от волшебных, так как
в них много общих мотивов. Отличаются тем, что герой здесь – реалистичный человек – крестьянин, охотник, солдат. Он борется с сильными противниками, но они, оторвавшись от родной среды, становятся слабыми и глупыми.
Плетущий веревку крестьянин грозит вумурту перевернуть озеро. Вумурт верит в это и, желая предотвратить беду, вызывает человека на единоборство. Сначала это соревнование в беге. Где человек выигрывает верхом на лошади, потом в силе, где вместо крестьянина участвует его «старик» - медведь. Наконец, положив на край ямы дырявую шляпу крестьянин заставляет вумурта принести ему все золото.
Слайд 21сказки
К побежденным и пристыженным героям относятся не только мифические существа, но
и реальные враги – поп, купец, кулак.
Крестьяне ежедневно страдали от их злобы и произвола, поэтому в сказках батраки и работники борются против кулаков и купцов, стараясь обмануть их. Нетрудно догадаться, что «Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина при посредстве переводов грамотных удмуртов стала среди удмуртского народа самой популярной.
Слайд 22Сказки о животных
Сказки о животных составляют небольшую группу, внутри которой делятся
на более древние, где животные носят тотемный характер и более новые «литературные» сказки, где животные – носители человеческих качеств.
Лиса – коварная, хитрая, Волк – бестолковый, ненасытный, Медведь – беспощадный, тщеславный. На противоположной стороне слабые – овца, заяц, петух, кот, которые могут выстоять в борьбе с сильным противником только благодаря своей находчивости и уму.
Слайд 23Сказки про Лопшо Педуня
У каждого народа, проживающего на территории нашей страны,
есть свой национальный герой: у русских – Иванушка-дурачок, у татар – Шурале, у народов Средней Азии – Ходжа Насреддин, а у удмуртов – Лопшо Педунь.
Слайд 26Сказки про Лопшо Педуня
Интересная история происходит на наших глазах с этим
удивительным героем. Родился он скромным и в меру деятельным, не при советской власти, а задолго до революции, где-то в пределах нынешней Удмуртии. Обнаружила его одна из первых фольклорных экспедиций Удмуртского научно-исследовательского института. Жизнь к тому времени круто изменилась для удмуртов: при советской власти они стали равными среди равных, свободными среди свободных. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа.
Слайд 27Выводы
Удмуртский сказочный репертуар является образцом удмуртской прозы. Своим богатством, разнообразием форм
и жанров, реалистическим мировоззрением, сжатым и чистым языком, своеобразной стилистикой она до сих пор оказывает влияние на современную литературу.