Презентация, доклад по ккльтуре родного края на тему Особенности национальных костюмов

Содержание

Цель проекта: Повышение положительной мотивации к изучению чувашского языка, духовной материальной культуры родного края через ознакомления с чувашской национальной одеждой как частью культурной истории чувашского народа

Слайд 1Особенности чувашских национальных костюмов
Номинация: культура родного края




Учитель чувашского языка и

литературы
Смирнова Галина Аркадьевна
МБОУ «Синьял – Покровская СОШ»
Чебоксарского района Чувашской Республики
Особенности чувашских национальных костюмовНоминация: культура родного края Учитель чувашского языка и литературыСмирнова Галина АркадьевнаМБОУ «Синьял – Покровская

Слайд 2Цель проекта: Повышение положительной мотивации к изучению чувашского языка, духовной материальной культуры

родного края через ознакомления с чувашской национальной одеждой как частью культурной истории чувашского народа
Цель проекта:  Повышение положительной мотивации к изучению чувашского языка, духовной материальной культуры родного края через ознакомления

Слайд 3
Задачи проекта:

Познакомить с чувашской национальной одеждой, как элементом культуры народа;
Подчеркнуть важность

чувашской одежды в сохранении культуры народа.
Задачи проекта:Познакомить с чувашской национальной одеждой, как элементом культуры народа;Подчеркнуть важность чувашской одежды в сохранении культуры народа.

Слайд 4
Актуальность проекта:

Как говорил наш первый президент Н. В. Федоров: «Если

народ знает свою историю, то у него есть будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли». Национальная одежда – часть истории и культуры нашего народа. Именно поэтому изучение чувашского языка невозможно без знаний истории и культуры родного края, которая постигается через творчество.
Актуальность проекта:Как говорил наш первый президент Н. В. Федоров: «Если народ знает свою историю, то у

Слайд 5Значимость национальных костюмов
Народный

чувашский костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям. Делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анат енчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию.
Значимость национальных костюмов        Народный чувашский костюм — памятник культуры, созданный

Слайд 6Чувашская вышивка этнографических групп
В основе чувашской

вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками.
Чувашская вышивка этнографических групп     В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов

Слайд 7
Вышивание (тěрě тěрлени). В чувашской семье девочку

уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь.


Вышивание (тěрě тěрлени). В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию.

Слайд 8Изготовление одежды

Для изготовления одежды у чувашей

употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал - холст, сукно, кожа и т.п., для пошива праздничной и выходной одежды приобретали фабричные ткани. Из домотканого (изо льна или конопли) холста различных расцветок чуваши шили нательную одежду - рубахи кепе, штаны йем, детали головных уборов. Верхнюю одежду - кафтаны сахман, халаты шупар/пустав, чапаны асам шили из сукна, а шубы керек и тулупы талап - из овчины домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и множеством складок были предметом особой гордости их владельцев и воспевались в песнях.
Изготовление одежды     Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал

Слайд 9Специфические особенности чувашских узоров
Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в особой декоративности,

развития которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.
Специфические особенности чувашских узоровНациональное своеобразие чувашской вышивки заключается в особой декоративности, развития которой было связано с назначением

Слайд 10Фрагменты орнаментов чувашских узоров и их наименования


глаза цыпленка мудреный шов крючок





извилина ручейка извилина ручейка
ветка и глаза цыпленка



куриные лапки горы


узор вилами

косая гладь
утки

глаза цыпленка

узор граблями
луч
лента


свиные ножки и
вертишейка вспаханное поле восемь крыльев
Фрагменты орнаментов чувашских узоров и их наименования      глаза цыпленка

Слайд 11
паук



полба



ярмо


небосвод


деление и
женский знак


небосвод


жучок




вид
обметки



вспаханное
поле




шулам и
прерванный
зигзаг


глаза
цыпленка

деление




земля и небо



изгибы ручья



бабочка



листья клена

паукполбаярмонебосводделение и женский знакнебосводжучоквидобметкивспаханное полешулам ипрерванныйзигзагглаза цыпленкаделениеземля и небоизгибы ручьябабочкалистья клена

Слайд 12Женский чувашский костюм
В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе

(рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы - хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шълкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeс хyре (нахвостник), cyc туни тенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце).
Женский чувашский костюм  В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр

Слайд 13 Разновидности женских головных уборов


Своеобразной формой отличались

женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов: конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост"- деталь спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованные в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеренку.
Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапецифидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.


Разновидности женских головных уборов    Своеобразной формой отличались женские головные уборы хушпу. Они бывают

Слайд 14Мужской костюм
Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская

одежда. одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. В прошлом веке его носили в основном пожилые мужчины и предводители свадьбы, а еще раньше в такое одеяние должны были облачаться жрецы во время жертвоприношений. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности.
Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной.
Мужской костюм   Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. одной из самых интересных принадлежностей

Слайд 15Обувь

Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые

чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые - с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.
ОбувьПовседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами,

Слайд 16Чувашская одежда в современной культуре

С 1930-х годов

традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой городского типа. Однако в сельской среде национальные комплексы сохраняются до настоящего времени почти повсеместно, особенно в отдаленных районах. Главным образом, они используются в качестве праздничной и обрядовой одежды, а также в фольклорно-сценической деятельности. Традиции народного костюма развиваются в творчестве многих народных мастеров и художников, в работе предприятий народных художественных промыслов.
Современные художники-модельеры не реконструируют традиционный наряд, а создают костюмы-образы на основе ассоциативных представлений и изучения музейных подлинников. Они стремятся понять происхождение и значение узоров, сохранить ценность ручной работы и натуральных материалов. Наиболее активные и талантливые участвуют в престижных конкурсах современной моды на региональном и российском уровнях.

Чувашская одежда в современной культуре    С 1930-х годов традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой

Слайд 18Вывод: Богатое наследие оставили нам предки. Новое применения находят сейчас творчество народных

умельцев, перенявших от бабушек и дедушек, их отточенный веками мастерство вкус. Уйдя из жизни как повседневная одежда и предметы бытового обихода, художественная наследия возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как оригинальные сувениры, которые разлетаясь по стране и миру, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры.
Вывод:  Богатое наследие оставили нам предки. Новое применения находят сейчас творчество народных умельцев, перенявших от бабушек

Слайд 19Список использованной литературы: 1. Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чебоксары. Чувашское

книжное издательство., 1989; 2. Меджитова Э. Д. Народное творчество чувашского народа. Чебоксары. Чувашское книжное издательство., 2004; 3. nasledie.nbchr.ru; 4. chuvash-costume.blogspot.com; 5. chuvashculture.org.
Список использованной литературы:  1. Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чебоксары. Чувашское книжное издательство., 1989; 2.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть