Слайд 1Особенности чувашских национальных костюмов
Номинация: культура родного края
Учитель чувашского языка и
литературы
Смирнова Галина Аркадьевна
МБОУ «Синьял – Покровская СОШ»
Чебоксарского района Чувашской Республики
Слайд 2Цель проекта:
Повышение положительной мотивации к изучению чувашского языка, духовной материальной культуры
родного края через ознакомления с чувашской национальной одеждой как частью культурной истории чувашского народа
Слайд 3
Задачи проекта:
Познакомить с чувашской национальной одеждой, как элементом культуры народа;
Подчеркнуть важность
чувашской одежды в сохранении культуры народа.
Слайд 4
Актуальность проекта:
Как говорил наш первый президент Н. В. Федоров: «Если
народ знает свою историю, то у него есть будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли». Национальная одежда – часть истории и культуры нашего народа. Именно поэтому изучение чувашского языка невозможно без знаний истории и культуры родного края, которая постигается через творчество.
Слайд 5Значимость национальных костюмов
Народный
чувашский костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям. Делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анат енчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию.
Слайд 6Чувашская вышивка этнографических групп
В основе чувашской
вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками.
Слайд 7
Вышивание (тěрě тěрлени). В чувашской семье девочку
уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь.
Слайд 8Изготовление одежды
Для изготовления одежды у чувашей
употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал - холст, сукно, кожа и т.п., для пошива праздничной и выходной одежды приобретали фабричные ткани.
Из домотканого (изо льна или конопли) холста различных расцветок чуваши шили нательную одежду - рубахи кепе, штаны йем, детали головных уборов. Верхнюю одежду - кафтаны сахман, халаты шупар/пустав, чапаны асам шили из сукна, а шубы керек и тулупы талап - из овчины домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и множеством складок были предметом особой гордости их владельцев и воспевались в песнях.
Слайд 9Специфические особенности чувашских узоров
Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в особой декоративности,
развития которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.
Слайд 10Фрагменты орнаментов чувашских узоров и их наименования
глаза цыпленка мудреный шов крючок
извилина ручейка извилина ручейка
ветка и глаза цыпленка
куриные лапки горы
узор вилами
косая гладь
утки
глаза цыпленка
узор граблями
луч
лента
свиные ножки и
вертишейка вспаханное поле восемь крыльев
Слайд 11
паук
полба
ярмо
небосвод
деление и
женский знак
небосвод
жучок
вид
обметки
вспаханное
поле
шулам и
прерванный
зигзаг
глаза
цыпленка
деление
земля и небо
изгибы ручья
бабочка
листья клена
Слайд 12Женский чувашский костюм
В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе
(рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы - хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шълкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeс хyре (нахвостник), cyc туни тенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце).
Слайд 13 Разновидности женских головных уборов
Своеобразной формой отличались
женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов: конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост"- деталь спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованные в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеренку.
Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапецифидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.
Слайд 14Мужской костюм
Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская
одежда. одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. В прошлом веке его носили в основном пожилые мужчины и предводители свадьбы, а еще раньше в такое одеяние должны были облачаться жрецы во время жертвоприношений. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности.
Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной.
Слайд 15Обувь
Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые
чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые - с белыми шерстяными или суконными чулками (тăла чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.
Слайд 16Чувашская одежда в современной культуре
С 1930-х годов
традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой городского типа. Однако в сельской среде национальные комплексы сохраняются до настоящего времени почти повсеместно, особенно в отдаленных районах. Главным образом, они используются в качестве праздничной и обрядовой одежды, а также в фольклорно-сценической деятельности. Традиции народного костюма развиваются в творчестве многих народных мастеров и художников, в работе предприятий народных художественных промыслов.
Современные художники-модельеры не реконструируют традиционный наряд, а создают костюмы-образы на основе ассоциативных представлений и изучения музейных подлинников. Они стремятся понять происхождение и значение узоров, сохранить ценность ручной работы и натуральных материалов. Наиболее активные и талантливые участвуют в престижных конкурсах современной моды на региональном и российском уровнях.
Слайд 18Вывод:
Богатое наследие оставили нам предки. Новое применения находят сейчас творчество народных
умельцев, перенявших от бабушек и дедушек, их отточенный веками мастерство вкус. Уйдя из жизни как повседневная одежда и предметы бытового обихода, художественная наследия возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как оригинальные сувениры, которые разлетаясь по стране и миру, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры.
Слайд 19Список использованной литературы:
1. Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чебоксары. Чувашское
книжное издательство., 1989;
2. Меджитова Э. Д. Народное творчество чувашского народа. Чебоксары. Чувашское книжное издательство., 2004;
3. nasledie.nbchr.ru;
4. chuvash-costume.blogspot.com;
5. chuvashculture.org.