Слайд 1Основные черты литературных направлений
Кирей Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ
«Средняя общеобразовательная
школа №27 имени А.А. Дейнеки»
г.Курск
Слайд 2Цель занятия: углубление знаний об основных литературных направлениях
Слайд 3Литературное направление - совокупность основных особенностей литературного творчества, сформировавшихся и повторяющихся
в определенный исторический период развития литературы.
Слайд 4
в конце классической комедии порок всегда наказан,
а добро торжествует
строгое соблюдение
литературных канонов: деление жанров на высокие (трагедия, ода) и низкие (комедия, басня); соблюдение правила трех единств: (времени, места и действия);. герои четко делятся на положительных и отрицательных
провозглашение культа разума и неприятие необузданной игры страстей: в конфликте долга и чувства всегда побеждает долг
Классицизм – литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.
Основные черты искусства классицизма:
Слайд 5Сентиментализм (от французского слова «Sentiment» – чувство, чувствительность) – литературное течение
второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности чувство, а не разум. Герой сентиментализма — «человек чувствующий», его эмоциональный мир разнообразен и подвижен, причем богатство внутреннего мира признается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы. (Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»).
Слайд 6Романтизм — литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для
романтизма стал принцип романтического двоемирия: резкое противопоставление героя, его идеала окружающему миру. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность духа. Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах.
Слайд 7
Романтизм - направление в искусстве и литературе, возникшее в конце 18
века в Германии.
Признаки романтизма:
изображение исключительной, сильной, бунтарской, непримиримой с миром личности в исключительных обстоятельствах
изображение «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности
отрицание рационализма, культа разума
культ чувств, природы и естественного состояния человека
жанры - баллада, романс, исторический роман
обращение к народным сюжетам, фольклору, историческому прошлому
Слайд 8А. С. Пушкин. «Кавказский пленник», «Цыганы»;
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»;
М.
Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль».
Слайд 9 Реализм (от позднелатинского realis – вещественный, действительный) – литературное
направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений.
Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.
Слайд 10 Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление
в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля..
Слайд 11Символизм — общеевропейское, а в русской литературе — первое и самое
значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Главным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ.
Слайд 12 Для поэтики символизма характерны:
передача тончайших движений души;
максимальное использование звуковых и
ритмических средств поэзии;
изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога;
поэтика намёка и иносказания;
знаковое наполнение обыденных слов;
отношение к слову, как к шифру некой духовной тайнописи;
недосказанность, утаённость смысла;
стремление создать картину идеального мира.
Слайд 13
«Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф.
Сологуб. «Младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, Л. Андреев.
Слайд 14Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина,
остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утверждение культуры как высшей ценности.
(Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова,
О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).
Знак беды
Слайд 15Основные принципы акмеизма:
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение
ей ясности;
отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
стремление придать слову определённое, точное значение;
предметность и чёткость образов, отточенность деталей;
обращение к человеку, к "подлинности" его чувств;
поэтизация мира первозданных эмоций,
природного начала.
Слайд 16Футуризм (от лат. futurum – будущее)— авангардистское течение, возникшее почти одновременно
в Италии и России. Основная черта — проповедь свержения прошлых традиций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип — принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования
(В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин).
Слайд 17Основные признаки футуризма:
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных
традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощённого "самовитого" слова, эксперименты по созданию "заумного" языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа.
Слайд 18 Имажинизм (от фр. и англ. image – образ) – литературное
течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин.
Слайд 19 Основные признаки имажинизма:
главенство "образа как такового";
поэтическое творчество есть процесс
развития языка через метафору;
эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета;
поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с
начала и с конца.
Слайд 20 Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха,
ритмическая форма стихотворения или чередование безударных и ударных слогов в стихе.
Стопа – единица измерения стихотворного размера. Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп.
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры.
Слайд 22 Каким размером написано стихотворение
Н. Рубцова «Зимняя песня» (без
указания количества стоп)?
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звёздами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.
Светятся тихие, светятся чудные,
Слышится шум полыньи…
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои?..
дактиль
Слайд 23Каким размером написано стихотворение Ф.И.Тютчева (без указания количества стоп)?
С поляны коршун
поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьётся он,
И вот ушёл за небосклон.
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла –
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
С по/ля'/ны ко'/ршун под/нял/ся',
Вы/со'/ко к не'/бу /он' /взвил/ся'.
ямб
Слайд 24Каким размером написано стихотворение С.А.Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (без указания
количества стоп)?
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски…
Мы'/ те/перь' /у/хо'/дим по'/не/мно'/гу
хорей
Слайд 25Каким размером написано стихотворение М.И.Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан
из глины…» (без указания количества стоп)?
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты… –
В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!..
Кто /со'/здан/ из /кам'/ня,/ кто /со'/здан/ из/ гли'/ны, -
А/ я' /се/ре/брюсь'/ и /свер/ка'/ю!
амфибрахий
Слайд 26Каким размером написано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи» (без указания количества стоп)?
Тучки небесные,
вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную…
Ту'/чки/ не/бес'/ны/е, веч'/ны/е стран'/ни/ки!
Сте'/пью ла/зур'/но/ю, це'/пью/ жем/чу'ж/но/ю
дактиль
Слайд 27Каким размером написано стихотворение А. Блока «О, весна без конца и
без краю» (без указания количества стоп)?
О весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
О,/ вес/на'/ без/ кон/ца'/ и/ без/ кра'/ю –
Без /кон/ца'/ и/ без/ кра'/ю/ меч/та'!
анапест
Слайд 28Каким размером написано стихотворение А.Ахматовой «Мужество» (без указания количества стоп)?
Мы знаем,
что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Мы /зна'/ем,/ что/ ны'/не/ ле/жи'т /на/ ве/са'х
И /что'/ со/вер/ша'/ет/ся/ ны'/не.
амфибрахий
Слайд 29Каким размером написано стихотворение А.С.Пушкина «И.И. Пущину» (без указания количества стоп)?
Мой
первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил…
ямб
Слайд 30Каким размером написано стихотворение С.А.Есенина «Письмо матери» (без указания количества стоп)?
Ты
жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
хорей
Слайд 31Каким размером написано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» (без указания количества стоп)?
В
песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
амфибрахий