Слайд 1Презентация на тему:”Послевоенная литература СССР”
Слайд 2Вторая мировая война закончилась великой победой СССР и его союзников, небывалым
разгромом сил агрессии. В мае 1945 г. капитулировала фашистская Германия. Измученное, истекавшее кровью человечество, потерявшее около пятидесяти миллионов жизней, наконец-то обрело долгожданный мир. Советский Союз понес в годы войны наибольшие потери. Опустошительному нашествию подверглись Украина, Белоруссия, Прибалтика, ряд областей Российской Федерации. Гитлеровцы превратили в развалины города и поселки, села и деревни, лишили крова миллионы людей. Такого разорения, таких бедствий не испытала ни одна страна за всю человеческую историю. Наша страна потеряла около 30% национальных богатств.Война оказала большое влияние на духовный климат советского общества. Сформировалось поколение, ощутившее в связи с победой чувство собственного достоинства. Люди жили надеждой на то, что с окончанием войны все изменится к лучшему.
Слайд 3Первые послевоенные годы ознаменовались появлением ряда интересных и ярких произведений. В
1945 г. был опубликован роман А. Фадеева «Молодая гвардия». В 1946 г. А. Твардовский публикует поэму «Дом у дороги» — одно из наиболее значительных произведений советской эпической поэзии. В том же году были напечатаны повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», Веры Пановой «Спутники», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Появился ряд произведений художественно-мемуарного типа и среди них такие интересные книги, как «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры. В 1946 г. напечатана одна из лучших пьес советского репертуара послевоенных лет «За тех, кто в море» Б. Лавренева. В эти же годы началось активное вторжение литературы в послевоенную современность (повесть В. Овечки- на «С фронтовым приветом», поэма А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», роман П. Павленко «Счастье» и др.). Стала все более выделяться в поэзии, прозе и драматургии как самостоятельная тема борьбы за мир.
Слайд 4За короткое время вошло в большую литературу столько новых писателей. Напомним,
что В. Некрасов, В. Ажаев, Б. Полевой, Э. Казакевич, В. Панова, Г. Николаева, М. Луконин, Н. Грибачев, Вас. Федоров, В. Овечкии, В. Кочетов, С. Антонов, А. Недогонов, В. Тендряков, Г. Троепольский и многие другие стали известны после войны. В несомненно новый, значительный творческий этап вступили писатели старшего поколения. Произведения JI. Леонова, К. Федина, П. Павленко, Ф. Гладкова, М. Пришвина, А. Твардовского, В. Луговского, Н. Погодина и других о прошлом и современности заняли выдающееся место в истории литературы. Уже в первые послевоенные годы определились три основных проблемно-тематических пласта в литературе: война, современность и тема борьбы за мир. Историческая тематика была связана главным образом с революцией и предреволюционной эпохой (романы К. Федина, Ф. Гладкова, В. Закрут- кина и др.). Иногда все эти тематические линии, как в «Русском лесе» Л. Леонова, переплетались, но все же каждая из них была более или менее устойчивой и имела свои особенности, достижения и недостатки.
Слайд 5Естественно, что тема войны заняла очень большое место в литературе этих
лет. Она так или иначе входила и в произведения о мирной жизни. Но в отличие от произведений военной поры (за исключением лишь некоторых) появляется явная тенденция к более углубленному и обстоятельному анализу духовного мира народа на войне, с одной стороны (романы В. Некрасова, Б. Полевого, В. Пановой, «Звезда» Э. Казакевича и др.), и к широкомасштабному охвату событий и философско-историческому осмыслению войны в целом — с другой («Русский лес» Л. Леонова, «Белая береза» М. Бубеннова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «За правое дело» В. Гроссмана, «Буря» И. Эренбурга, «Дом у дороги» А. Твардовского и др.). Это определило и жанровое своеобразие произведений о войне: в одних случаях — локальность сюжетов и конфликтов, в других — панорамность. Здесь также следует сказать, что, при всех частных недостатках, эти произведения отмечены правдой, серьезными художественными поисками. Немалые успехи были достигнуты писателями и в освоении современности. Пафос этих произведений определялся стремлением запечатлеть возрождение жизни на опустошенной фашистским нашествием земле.
Слайд 6К началу 50-х годов появляется ряд произведений, которые подвергали анализу сложнейшие
проблемы времени (положение деревни, вопросы партийного руководства и т. п.) и имели широкий общественный и литературный резонанс («Районные будни» В. Овечкина, «На среднем уровне» Д. Калинина, «Записки агронома» Г. Троепольского и др.). А появление романа Л. Леонова «Русский лес» (1953) стало одним из крупнейших событий всей послевоенной литературы. Несомненной и большой заслугой послевоенной литературы была активная, страстная борьба за мир. Произведения на эту тему были сильным оружием. Писатели разоблачали идеологов и вдохновителей «холодной войны», провозглашали необходимость борьбы за счастье и благополучие человечества. Советская литература с первых дней своего возникновения всегда энергично и страстно выступала против войны. При всей своей сложности литература тех лет характеризуется высоким патриотическим пафосом. «Война очень много взяла от нас, — вспоминала Ольга Берггольц. — Война разорила немало человеческих душ, опустошив их. И все же неизмеримо больше мы приобрели! Какая это драгоценность, какая правая и чистая гордость — сознание, что мы народ-победитель... И в дни мира мы должны быть достойны самих себя, победителей, таких, какими научились быть в дни войны». Мотив верности героическим идеалам времен войны постоянно звучит в литературе послевоенных лет.