Слайд 1Материал из опыта работы учителя высшей категории, учителя-методиста
МОУ «Оленовская школа №
1 Волновахского района»
Кочубей
Ольги
Николаевны
Стаж работы - 35 ЛЕТ
Слайд 2Краеведческий компонент литературного образования школьников как фактор формирования активной гражданской позиции
Слайд 3Любовь к Отечеству зарождается с малого: любви к своему дому, улице,
городу, краю.
Слайд 4На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она
способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью.
Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с повседневностью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия.
Слайд 5 Занятия краеведением являются важным источником патриотического воспитания учащихся, расширения их жизненного
мировосприятия. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый, «первоэлемент» литературы - слово.
Слайд 6 Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают
непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Слайд 7 Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового
и тем самым способствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего, исследователь - маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.
Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузиастов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать общеобразовательное учреждение, где не велась бы краеведческая работа.
Слайд 8Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою
направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направлений, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения в последние годы, обеспечивает создание определенной системы в занятиях.
Слайд 9 От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от
того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Школьные годы – самая благодатная пора для воспитания священного чувства любви к Родине. Значительно возрастает социальная значимость краеведческой работы, которая строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеучебной работе.
Слайд 10 Литературное краеведение — изучение местной литературной жизни, биографии писателей, связанных с
Донбассом (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми нашего Донецкого края .
Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в Донецкой Народной Республике (музеи, памятники, мемориальные доски и др.).
Практически эти цели в литературно- краеведческих исследованиях обычно переплетаются.
Слайд 11
Гёте сказал:
«Тот, кто хочет понять поэта,
должен побывать в стране
поэта»
Литературное краеведение - специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем.
Слайд 12Приглашаю в Еленовку,
родину поэта-земляка
Слайд 15
Григорий Филиппович Бойко родился на Донетчине.
Несколько поколений Бойков, как вспоминает
его сын Вадим, умели говорить стихами. Дед по материнской линии, Алексей Корниецкий, оставил после себя несколько десятков песен, которые еще и до сих пор поют в поселке Еленовка. А отец поэта, Филипп Бойко, тоже писал стихи. Чтобы издать их, односельчане собрали деньги и отправили секретаря местной комсомольской организации вплоть до Москвы. И вышел сборник «Чайка», но тогдашняя власть выплатила автору гонорар... библиотекой, 2000 небольшого формата книг, которые читало все родное село Еленовка. Филиппа Бойко отправили на науку в Харьков, где он проучился всего год, но успел сдружиться с однокурсником Владимиром Сосюрой...
Слайд 16
После окончания семилетки Григорий Бойко учился в Еленовской рудничной школе. Расстояние
до школы было немалое, поэтому парню приходилось ежедневно вставать в четыре часа, несколько километров идти пешком до станции, а уже оттуда ехать рабочим поездом до школы.
Началась война. Еще юношей со школьной парты ушел на фронт Григорий, а вернулся оттуда тяжело раненым. После войны будущий писатель учился на литературном факультете Донецкого пединститута.
Слайд 17
Началом своей литературной деятельности Григорий Филиппович считал 1950 год: именно тогда
вышел его первый сборник стихов «Моя Донетчина». Но печататься он начал еще школьником. Из скудных гонораров покупал для семьи хоть какие-то крупы и этим очень гордился. Еще студентом издал первую книгу, и его сразу же приняли в союз писателей. Потом было еще несколько лирических сборников. А впоследствии поэт стал писать исключительно для детей. В детской литературе не найдется, наверное, жанра, в котором бы не работал Григорий Бойко: поэмы, стихи, скороговорки, считалки, загадки, пьесы-сказки, то есть все, что нравится таким волшебным жителям страны детства.
Слайд 18Писатель издал около ста книг для детей. Еще при жизни тираж
его книг достигал двадцати миллионов. Особенно полюбились малышам «Былицы дяди Гриши», «Про дедушку Тараса», «Смешинки», «Мальчик Ох», «Нос в сметане», «Шпаргалка-выручалка» и другие.
А еще на слова поэта создано более четырехсот песен, в основном для детей. Сборник песен на слова Г. Бойко «Соловей» увидел свет в 1974 году.
Слайд 1990-летие Григория Бойко праздновали в родной школе.
Приезжали сестра, невестка, друзья
и близкие поэта.
Слайд 20
Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение.
Изучение истории родного края
способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию гордости за тот поселок, город, край, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность.
Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми-земляками, посещение музеев, памятных мест, расположенных в нашей республике – все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания .
Слайд 21Донецкий край – в этих словах и далекая, полыхающая пожарами история,
и полный всевозможных больших и малых дел день сегодняшний. Древние курганы, старинные памятники могут рассказать не только свою собственную историю. Они хранят множество тайн, которые интересно разгадывать, с ними связано много самых разных событий, жизнь многих замечательных людей, прославивших нашу республику.
Уникален и самобытен наш Донецкий край. Он издавна привлекает к себе активное внимание великих русских путешественников, ученых, художников, писателей. В нем переплелись европейская, русская и даже скифская культуры.
Многие уголки нашей страны были предметом изображения для писателей. Не менее важным для писателей оказался и Донецкий край. Воспета ими и природа Донбасса, и история его заселения, жизнь и быт дончан.
Слайд 22Я познакомила школьников с серией увлекательных очерков «о царских скифах», живших
в VII-III до нашей эры в Донбассе, о взаимоотношениях скифов с местной природой, удивительных и ярких памятниках, оставленных прославленными в Древнем мире кочевниками в нашем крае.
Слайд 23Обучающиеся познакомИЛИСЬ с яркими и неизвестными страницами в истории Донбасса
– походом русичей 1185 г. в Половецкую степь под руководством новгород-северского князя Игоря Святославовича.
Слайд 24А еще Регулярно провОДИЛА с ребятами не только заочные, но и
очные экскурсии на соляные шахты Донбасса
Слайд 25Наши Экскурсии на ПЕРВУЮ СОЛЯНУЮ ШАХТУ
г.Соледар
Слайд 27ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ
Слайд 28«Буриданов осёл» или «Займи позицию».
Этот приём
помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская притча про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые?
Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его.
Например:
Согласны ли вы, что Донбасс – кузница патриотов? Выберите ответ: справа – да, слева – нет. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из прочитанной литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили.)
Слайд 29
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из
которых – понятия с противоположным значением.
Схема диаманты:
1 строка: тема (имя существительное);
2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
3 строка: действие (три глагола);
4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)
переход к антонимичным понятиям;
5 строка: действие (три глагола),
6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
7 строка: тема (имя существительное).
Донбасс
Многонациональный, дружный
Работает, строится, мечтает
Город, область, КРАЙ, регион
Живет, развивается, хорошеет
Дружная, неделимая
Республика
Слайд 30«Цепочка».
Главное в этом приёме -опираться на опыт детей, правильную и чёткую
постановку вопросов, то есть многоразовое повторение самого главного, того, что взволновало, побудило ученика задуматься и удивиться. Иногда из этой «цепочки» возникает проблема, которую следует решить на следующем уроке.
Слайд 31«Дерево предсказаний»
Прием заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом.
В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Дерево предсказаний может выглядеть так:
Слайд 32«ТОНКИЕ» и «ТОЛСТЫЕ» вопросы
Иногда встречаются вопросы, на которые можно ответить «да»
или «нет», но гораздо чаще на вопросы нельзя ответить однозначно. Поэтому, для более успешной адаптации во взрослой жизни детей, необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые столь определенно ответить невозможно («толстые» вопросы).
1 этап - учащиеся учатся задавать вопросы, записывая продолжение вопросительного предложения. Сначала ребята придумывают тонкие вопросы, потом толстые. Тематика на этом этапе не ограничивается.
2 этап - учащиеся учатся составлять вопросы по тексту: сначала тонкие, а потом толстые.
3 этап - по каждой части текста дети записывают по одному тонкому и толстому вопросу, которые после задают своим товарищам.
Слайд 33
Рекомендации по работе с толстыми и тонкими вопросами:
1. После составления вопросов
необходимо обсудить их содержание: ребенку нужно знать, как выполняют это задание его сверстники.
2. В ходе обсуждения необходимо обратить внимание детей на тот факт, что толстые вопросы могут иметь несколько ответов, а тонкие - только один.
3. Для части учеников составление вопросов – сложнейшее задание. Необходимо поощрять даже незначительные успехи.
4. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче.
Слайд 35« Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на
начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
Слайд 36Пример:
- Тема урока: Наши праздники. Что такое праздник?
— Действительно, празднование
всегда приурочено к какому-либо событию.
— О каких праздниках мы говорим «наши», «мой»?
— Запишите на листах бумаги праздники, о которых мы можем сказать «Наши праздники» (1 минута)
— Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. (1 минута)
— Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
— Попробуем систематизировать полученную информацию.
Для эффективной систематизации полученной информации можно совместить приём «корзина идей» с каким-либо графическим приёмом представления информации.
Например, на этапе системаизации полученной информации можно нарисовать на доске кластер.
Слайд 37Правила применения:
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу
индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске.
Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
Слайд 38“Ромашка вопросов или ромашка Блума”.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из
которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить определенную информацию: "Что?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы начинаются со слов: "То есть, ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?. Их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы. "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете…».
5. Оценочные вопросы. "Почему…?", "Чем…?« и т.д.
6. Практические вопросы. "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.